Явления мобинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 06:12, реферат

Описание работы

В работе рассматриваются с примерами явления мобинга, а так же возможности противостояния ему.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблематика агрессивности в межличностных отношениях детей 6
1.1. Моббинг и буллинг 7
1.2. Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга 10
1.3. Типология и течение буллинга. 14
1.4. Проблемы буллинга в Латвии и России 20
Глава 2. Профилактика при буллинге 22
Выводы 24
Испоьзованная литература 25

Файлы: 1 файл

мобинги.docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

Во-вторых,  речь идет об ухудшении уже    имеющихся физических и психологических заболеваний.  Например,  очередная декомпенсация диабета или пресловуто «популярного» ныне   синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

В-третьих, непосредственное психосоматическое реагирование на длительную, затяжную психотравмирующую ситуацию.  Психотравмы запускают резкое неспецифическое снижение иммунитета,  кожную аллергию,  бронхиальную астму,  желудочно-кишечные спастические явления,  вегетососудистую дистонию,  психогенные расстройства мочеиспускания, подъемы температуры, не связанные с воспалением.

В-четвертых,  опасность совершения суицида.  В частности,  исследование Кима и соавторов в 2009  году: 1655  южно-корейских восьмиклассников показало,  что буллинг статистически достоверно повышает у них риск самоубийства.

Роль детских сообществ в возникновении и поддержании буллинга. К сожалению,  современных,  крупномасштабных исследований,  определяющих и разъясняющих все конфигурации межличностных отношений в ситуациях буллинга, практически нет.  В нашей же стране,  в последнее время акцент таких исследований смещается на закрытые воспитательные учреждения  (Кондратьев М., 2005, Пирожков В.,1992).  Американский социолог Эрвинг Гофман подобные учреждения предложил именовать тоталитарными, подразумевая подчинение всей их жизнедеятельности жёстким административным регламентациям.  Учреждения интернатного типа,  элитные военизированные и военные заведения, а также армия, могут условно рассматриваться как тоталитарные.  В таких условиях стабильности,  при желании и открытости руководства  этих    учреждений возможна успешная реализация исследовательских проектов по буллингу.  Обычные школы в этом плане значительно менее доступны.  Исключение составляют скандинавские страны.  Проблема актуальна и в наши дни в Евросоюзе.

Основательные реформы на этот счет хотят провести страны Прибалтики,  в частности,  Литва, в которой проблема буллинга и детских сообществ становится крайне болезненной.

Условно, школьные детские сообщества могут подразделяться по отношению к насилию следующим образом:

1. Полностью исключающие  проявление насилия и консолидирующиеся  против подобных случаев.

2. Исключающие проявление  насилия    и непоследовательно  консолидирующиеся против насилия.

3. Исключающие насилие  и неспособные к консолидации  против насилия. 

4. Допускающие в определенных  «договорных» случаях насилие  и поддерживающие его на этих  условиях.

5. Безразлично и не вмешательски  реагирующие на насилие.

6. Активно поддерживающие  насилие.

При этом важно не забывать о частом неполном или полном несоответствии качеств детской среды в отдельных классах и во всем школьном сообществе.  Это принципиальный момент,  т.к.  успешное совладение с проблемой буллинга возможно в его законченном варианте при полной общешкольной антинасильственной позиции.  Во всех случаях действуют социально -  психологические,  теоретические обоснования виктимизации детей в группе.  Как правило,  дети не любят и    виктимизируют тех сверстников,  которые не способствуют реализации основных групповых целей:

достижению единства,  гармонии развития группы.  Более агрессивные или просто отчужденные,  например,  из-за ярко выраженной индивидуальности,  дети оказываются одинаково уязвимыми, и за это их наказывают.

 

1.4. Проблемы буллинга в  Латвии и России

Агрессивные дети в школах — это и латвийская реальность, поэтому Гос. инспекция по защите прав детей поддерживает предложение временно переводить таких детей на домашнее обучение, пока не будет найдена причина агрессии, а также решение ситуации.

Руководитель инспекции пояснила, что речь идет не о детях, которые шумят на уроках, переговариваются или бросаются бумажками, а о школьниках, которые колют одноклассников ножницами, пытаются их бить. Часто причина такого поведения ребенка кроется в семье, и школа не может решить ситуацию.

Она уверена, что школы не будут злоупотреблять возможностью перевода агрессивных детей на домашнее обучение. Что касается выработки подробных критериев агрессивного поведения, то специалист это не поддерживает, потому что речь идет именно о тех случаях, когда есть реальная угроза безопасности других детей.

Как сообщалось, проект поправок к правилам об организации безопасности учащихся в учебных заведениях, подготовленный Министерством образования и науки, предусматривает, что если отдельные школьники систематически угрожают здоровью и жизни других людей либо своей собственной, то на основании рекомендаций педсовета учебного заведения директор сможет временно перевести таких учеников на домашнее обучение. Сначала — на месяц, а если за этот срок ситуация не разрешится, то его можно будет продлить.

Постановка самой проблемы,  как реально существующей в нашем обществе,  стала возможной лишь после распада Советского Союза. Её вычленение в качестве отдельной линии насилия против детей совпало с радикальными процессами гуманизации всех сфер заботы общества о детях,  начиная с обеспечения для них надёжных гарантий безопасности:

   * В семье и школе.

   * В досуговом пространстве  или на отдыхе.

   * На улице и в  частной жизни.

Активное противостояние таким опаснейшим социальным деформациям как:  семейное насилие,  преступность несовершеннолетних,  эксплуатация детей и подростков, педофилия,  халатное отношение к обеспечению безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения; внушает надежду и   должное отношение к проблеме буллинга в недалеком будущем. Пока на этом пути делаются лишь первые шаги.

Во-первых,  это концептуальные разработки вопросов жестокого обращения в детской и молодежной среде, разрабатываемые профессором И.С.Коном.

Во-вторых,  это группа ведущих специалистов –  психологов,  занимающаяся вопросами комплексного обеспечения психологической безопасности в детских,  в том числе и закрытых учреждениях,  И.А.Баева,  Л.А.Регуш,  А.Л.Лихтарников,  С.А.Котова,  Е.Б.Лактионова.

В-третьих, это теоретические исследования и первые практические шаги специалистов – девиантологов -А.Ю.Егорова, Е.Н.Волкова, С.А.Ениколопова и др.

В-четвертых,  это те перспективы,  которые могут быть затребованы национальным  школьным сообществом при переходе образования на личностную модель взаимодействия с детьми и использование современных достижений конфликтологии (В.Г.Маралов,  Б.И.Хасан,  Н.А.Сергоманов).  Однако даже в Санкт-Петербурге ещё несколько лет тому назад подобные исследования не проводились.  Сама же проблема буллинга растворялась в более злободневных отклонениях  (девиациях) несовершеннолетних, среди которых были и остаются: безнадзорность, отказ от обучения,  имущественная и насильственная подростковая преступность, употребление ПАВ, ранняя

половая жизнь. Лишь в 2008 году по инициативе городской прокуратуры были проведены выборочные исследования  (анонимное анкетирование)  в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга на предмет прошлого и текущего опыта учащихся,  связанного с травлей и вымогательством.  Оказалось, что от 5  до 13% учащихся имели и имеют такой опыт.  По результатам этого исследования были приняты соответствующие,  в первую очередь, правовые меры реагирования.

В частности,  одним из практических выходов этой инициативы явилось создание группы психопрофилактики школьных кризисов под руководством известного психиатра профессора Б.С.Фролова на базе ГУЗ ЦВЛ  «Детская психиатрия» им. С.С.Мнухина. Этот проект был разработан главным детским психиатром Санкт-Петербурга Л.П.Рубиной, при поддержке правительства города, ГУВД и прокуратуры. Его главная цель – своевременная диагностика и кризисное реагирование на особо опасные ситуации школьной дезадаптации. Выявление и профилактическая помощь детям,  переживающим буллинг  -  одно из таких направлений.  И всё же исследовательская деятельность по проблеме буллинга и соответствующая работа на местах остаётся пока эпизодическим,  более или менее успешным опытом.

 

Глава 2. Профилактика при буллинге

Помощь при буллинге предполагает общие и частные аспекты.  Общие аспекты связаны с такими понятиями как открытость школы проблеме буллинга, готовность взять на себя ответственность,  партнерство на всех этапах работы, системность, активное вовлечение школьного сообщества и родителей,  смелость жертв буллинга работать над своей проблемой, обязательное подключение к работе свидетелей, и самих насильников.

 

Принципы работы с проблемой буллинга:

1.  Конфиденциальность.

2.  Этапность  (изучение  ситуации,  подготовка сообщества,  согласие участников, выработка  программы помощи, её реализация  и оценка).

3. Отказ от обвинений  кого- либо из взрослых в допущении  случаев буллинга.

4.  Категорический запрет  на любое насилие в школе («Скажи  насилию нет!»).

5.  Комплексность (учет  всех аспектов).

6. Междисциплинарный (представители  разных профессий) принцип работы.

7.  Индивидуальный подход  в каждом случае буллинга.

8. Смещение акцента для  обидчиков с наказания на их  реабилитацию  (за исключением  опасности для других и нарушителей  закона).

      * Частные  аспекты помощи:

1.  Психологический аспект..

2.  Психотерапевтический  аспект.

3.  Педиатрический, психиатрический (наркологический) аспект.

4.  Педагогический аспект..

5.  Социальный аспект.

6.  Правовой аспект

В идеале помощь при буллинге представляет собой систему. В жизни обычно приходится довольствоваться частями этой системы или её фрагментами. Наконец, бывает и так, что помощь ограничивается локальными акциями: на перевоспитание в спецзаведения или на лечение в психиатрическую больницу поместили насильника –  и на этом всё заканчивалось. Или родители забрали из школы жертву буллинга. Или   строгому учителю пока удается держать под контролем обидчика.  Или родители жестоко  (физически) наказывали булли. Или психотерапевту удавалось успокоить запуганного ребёнка и т.д.

Она во многом основывается на тех же принципах,  что и оказание помощи.  Стоит разделять следующие виды профилактики:

   * Профилактика буллинга  в детских сообществах.

   * Профилактика возможных  ролей в потенциальном буллинге: как не стать жертвой, обидчиком  и пассивно созерцающим свидетелем,  беспомощным учителем или родителем.

   * Профилактика первичная  –  исключение условий и возможностей  развития буллинга.

   * Профилактика вторичная  –  своевременное выявление буллинга  и принятие мер, препятствующих  его распространению.

   * Профилактика третичная -  работа по поддержанию антибуллинговых  достижений после прерывания  последних случаев буллинга в  сообществе.

Существуют американские, скандинавские, швейцарские модели профилактики буллинга. Однако любая модель в профилактике –  лишь сумма знаний о том,  как это сделать в принципе.  В каждом конкретном случае,  в каждом конкретном учреждении антибуллинговая профилактика фактически проводится или нет. Если она проводится, то исходя из местных возможностей и взглядов взрослых на её целесообразность.

 

Выводы

 

Пространство детской жестокости в сообществах обширно. Её проявления различны. Это социальное явление большей частью находится в тени до тех пор, пока оно не проявляет себя отчетливым, часто с тяжелыми последствиями, случаями. Поэтому реально помочь в побочных ситуациях, оказывается, по факту уже прошедших событий. Тем не менее, стратегия профилактики предполагает ежедневную, кропотливую работу на всех уровнях жизни общества. На этом пути высока вероятность противостояния официальных лиц, которым свойственно не выносить сор из избы. Тем не менее,  эти препятствия во имя интересов подрастающего поколения должны поступательно, на основе действующего законодательства, преодолеваться

 

Использованная литература

 

   * http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/agressivnye-deti-v-shkolah-latvijskaya-realnost.d?id=42609632#ixzz2rzKehMnp

   * http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

   * http://www.elitarium.ru

   *


Информация о работе Явления мобинга