Явления мобинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 06:12, реферат

Описание работы

В работе рассматриваются с примерами явления мобинга, а так же возможности противостояния ему.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Проблематика агрессивности в межличностных отношениях детей 6
1.1. Моббинг и буллинг 7
1.2. Теоретические подходы к обоснованию существования буллинга 10
1.3. Типология и течение буллинга. 14
1.4. Проблемы буллинга в Латвии и России 20
Глава 2. Профилактика при буллинге 22
Выводы 24
Испоьзованная литература 25

Файлы: 1 файл

мобинги.docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Содержание 2

Введение 3

Глава 1. Проблематика агрессивности в межличностных отношениях детей 6

1.1. Моббинг  и буллинг 7

1.2. Теоретические  подходы к обоснованию существования  буллинга 10

1.3. Типология  и течение буллинга. 14

1.4. Проблемы  буллинга в Латвии и России 20

Глава 2. Профилактика при буллинге 22

Выводы 24

Испоьзованная литература 25

 

Введение

 

Реферат посвящен причинам жестокого обращения в детской и молодежной среде. При этом, акцент сделан на одной из злободневных проблем современной школы – травле в ученических сообществах. Я выбрала эту тему, поскольку считаю, что она очень актуальна на сегодняшний день для современной молодежи.

Проявление жестокости в детских и учебных заведениях является вопросом, который с каждым годом волнует все больше педагогов и родителей. Жестокость и агрессивность формируется в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте и именно этот возраст благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы.

 

Проблеме жестокого обращения среди детей в наше время в цивилизованном мире уделяется пристальное внимание. Считается, что в период борьбы с насилием, необходимо выделять особую зону ответственности – дети, профилактика насилия среди них и пути эффективной помощи пострадавшим. Детям помогают защититься от ставших опасными своих или приемных родителей, восстанавливаться после их пребывания на аренах военных действий и после нахождения в заложниках у террористов. В этом ряду цивилизованное общество хотело бы видеть гармоничные и безопасные отношения внутри самой детской среды, когда детям никто из взрослых не угрожает и, наоборот, пытаются во всем благоприятствовать, будь то семья, школа, клуб или студия, лагерь летнего отдыха или родной дом и родные лица. И ни одна наука не может дать убедительный и однозначный ответ, почему так происходит. В свою очередь, в самых развитых странах отношение к этим проблемам отнюдь не всеобще осуждающее.

Есть даже профессионалы, связанные с защитой детских интересов, которые предлагают не драматизировать ситуацию. Все они опираются на следующие доводы:

• жестокие отношения между детьми в любых сообществах – это нормальная составляющая их социализации. Так было всегда и везде. И поэтому особо вмешиваться взрослым в эти отношения не стоит. Дети сами во всем разберутся;

• нет никаких жестоких отношений, а есть нормальная конкуренция между детьми, без которой современному человеку сложно будет чего-то достичь в будущем;

• особенно это полезно для мальчиков, так как эти порой жестокие условия конкуренции формируют их мужественность.

Для одних это проблема, требующая своего понимания и решения, основанная на врачебном принципе: «Не навреди!». Для других – очередная досадная случайность, с которой надо что-то делать и за которую, возможно, придется отвечать. Для третьих, нормальный эволюционный ход событий, в который,  за редким исключением, категорически не стоит вмешиваться.

Проявления жестоких отношений в детской среде многообразны: от безобидных шуток («приколов»), на взгляд самих шутников («приколистов»), до травли и тяжёлых насильственных действий, которые могут заканчиваться покушением на убийство и самим убийством. Поэтому обсуждаемая нами проблема автоматически затрагивает все эти слои общества от высшей государственной власти до ответственного отношения института семьи, с которой всё в нашей жизни и начинается.

В подобных случаях определено своё поле деятельности по каждой профильной медицинской специальности:

• Педиатры и детские хирурги выявляют физические последствия для пострадавших и определяют возможности ухудшения физического состояния у хронически больных и при необходимости их реабилитируют.

• Психиатры определяют возможные последствия для психического здоровья детей жестокости и насилия (как для жертв, так и для насильников). Анализируют последствия жестокости и насилия для детей с психическими проблемами. Исключают доминирующие причины опасного поведения несовершеннолетних, связанных с расстройством психики, оказывают специальную помощь.

• Психотерапевты работают с детьми, пережившими насилие, исходя из их патологического реагирования на травматические события. Занимаются кризисной психотерапией.

• Наркологи учитывают актуальный наркологический статус у вовлеченных в ситуацию жестокости и насилия детей. Проводят необходимые наркологические мероприятия.

• Социологи изучают эти общественные явления. Выявляют тенденции, связанные с ними.

• Социальные психологи изучают психологию современных детских, подростковых и молодежных формальных и неформальных групп, определяя и уточняя условия, способствующие или препятствующие возникновению жестокости и насилия в этих сообществах.

• Философы и культурологи соотносят эти явления с определенными философскими взглядами и влиянием современной культуры и субкультуры на подрастающее поколение.

• Профилактики определяют разноуровневые подходы и реализовывают их для предотвращения новых случаев жестокого обращения в детской среде от государственных властных решений до деятельности в этом направлении в каждой семье, в каждой школе, в каждом клубе, в каждом лагере.

Цель данной работы понять и дать характеристику причин агрессии и жестокости в детском и подростковом возрасте.

 

Для решения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

   1. дать определение  понятиям «жестокость», «буллинг», «моббинг»;

   2. выяснить причины  возникновения жестокости у детей  и подростков;

   3. определить основные  особенности подросткового возраста  и их влияние на появление  жестокого поведения;

   4. предложить методы  профилактики жестокого поведения  у детей и подростков.

 

Глава 1. Проблематика агрессивности

 

Cчитается, что основания  развития и закрепления агрессивного  поведения следует в первую  очередь искать в том, как родители  воспитывали своих детей в  первые годы жизни, а также  и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый  возраст.

Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.

Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено двумя путями: либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает.

В случае, когда речь идет о подростковой агрессии, позиция об игнорировании актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к продолжению агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности.

 

1.1. Моббинг и буллинг

О травле в образовательных,  казенных,  закрытых и иных детских учреждениях было известно давно в разных странах.

Народная школа для крестьянских детей в Ясной Поляне, организованная Львом Толстым,   основывалась на духе ненасилия.  Тем не менее,  реальное изучение буллинга началось лишь в конце 20  века.  Первыми исследователями буллинга явилась группа норвежских специалистов:  Дан Олвеус,  Пикас и Роланд.  Они инициировали и реализовали в 70-х-80-х годах прошлого столетия крупномасштабные проекты в образовательных учреждениях Норвегии,  которые в дальнейшем творчески переросли в моделирование этой проблемы, стратегии профилактики и технологии реальной помощи.

Вскоре эстафету подхватили Швеция,  Финляндия  и Дания,  а в последующем и вся Западная Европа. В частности, в Великобритании в этом направлении успешно работают психотерапевты Девид Лейн и Эндрю Миллер,  в Швейцарии -  их коллега Аллан Гуггенбюль.  Американская школа изучения проблем буллинга,  в первую очередь,   представлена психологами и психотерапевтами А.М.Хорном,  Б.Глейзером, Т.В.Сейджером.  Арнольд    Гольдштейн в конце 80-х,  начале 90-х годов прошлого века написал целую серию книг по работе с компаниями обидчиков.  Швеция стала первой страной,  где проблема буллинга была объявлена национальной проблемой.  В России реальное осознание этой проблемы пришло значительно позже после распада СССР.  В Советском Союзе эта проблема,  хорошо известная,  отраженная в художественной литературе и в кинематографе –  вспомним хотя бы знаменитые фильмы  «Пацаны»  Динары Асановой и «Чучело» Ролана Быкова – официально не существовала.

В Европе и Америке больше всего прижился фактический синоним травли –  буллинг, ассоциируемый с боевыми играми молодых бычков.  Он предполагает в собственном смысле травлю одного ребенка другим. Меньше известен термин моббинг, обозначающий случай группового нападения на одного или нескольких детей.  Однако чаще в научно-практическом сообществе используется термин  «буллинг»,  как более широкий    и охватывающий разные случаи травли.  Соответственно детей,  в основном мальчиков, занимающихся буллингом, именуют булли.

Буллинг предполагает сложную систему взаимоотношений между притеснителями и притесняемыми. В этой системе есть обидчики (насильники), есть жертвы, есть сторонние свидетели происходящего. Буллинг преимущественно реализуется в детских учреждениях,  начиная со школы.  Школа –  универсальная площадка для коммуникативного опыта детей длиной в 10 и более лет. В этой связи реже используется еще один синоним буллинга – школьная травля.  Здесь делается акцент на самой школе, как одном из древнейших и важнейших институтов социализации человека, ответственного в широком смысле за ход этого процесса.

Во-первых,  ответ во многом зависит от открытости образовательных и иных детских учреждений.  В тех случаях,  когда администрации образовательных учреждений и весь пед.коллектив,  при активной поддержке родителей,  готовы сотрудничать с исследователями,  достигаются максимально объективные результаты. 

Во-вторых,  подобные исследования требуют мощной государственной поддержки и не малых финансовых вливаний.  В-третьих,  существенным моментом является выбор критериев оценки буллинга, начиная с того, что для ряда специалистов буллинг и моббинг – разные содержательные понятия.  Так для многих школ штата Массачусетс(США) гораздо важнее профилактика групповых форм школьного насилия  (моббинга).  Например,  в объединенной школе в городе Вустер профилактика моббинга является приоритетом всей воспитательной работы,  возглавляемой школьным полицейским,  поскольку эта работа ассоциируется с недопущением развития молодёжных банд в стенах этого образовательного учреждения.

Статистические данные о распространенности буллинга следующие:

   * Норвегия(1989) – 2-15% девочек  и 6-27% мальчиков. 

   * Финляндия(2007) – было  обследовано 2540 мальчиков 8-ми лет. У 28% имелся опыт буллинга.

   * Великобритания(1987) – У 1000 учеников начальных классов 7-11 лет выявили 23% буллинга. По данным 1987 года речь идет о разных  типах буллинга, жертвами которого  стали 50% учащихся. В 1988 году было  установлено,  что из 480  учеников  средних классов,  которые были  первоначально обследованы,  а  затем в течение нескольких  лет находились под наблюдением, буллингу подверглись 19%. В 1989 году 38%  из 4000 учеников начальных школ.  В то же время по данным  исследователя в 1978 году из 5000  учащихся распространенность буллинга  не превышала 5%.

   * Ирландия(1989) – 10% подвергаются  буллингу регулярно, 55%  -  эпизодически  переживают буллинг.

   * Италия(1989).  Отчет  по письменным работам инспекторов  школ 4%.

   * Испания(1989) – 17-21% буллинга. 

   * Германия(2001) – 8%  буллинга из опрошенных 1538  детей  восьмилетнего возраста.

   * США(2008).  В школах  США насчитывается около 2,1 млн. булли  и 2,7 млн их жертв.

   * Австралия(2007) – каждый  шестой школьник от 9  до 17  лет  как минимум раз в неделю  подвергается буллингу. 

Неоднозначная статистика по буллингу, тем не менее, показывает всю серьезность этого социального явления,  распространенного в современном мире.

 

1.2. Теоретические подходы  к обоснованию существования  буллинга

  Буллинг –  это система  детского насилия,  реализуемого  в пространстве организованного  или неорганизованного детского  сообщества.

В этой системе определяются роли обидчиков  (притеснителей),  обижаемых (притесняемых), сторонних наблюдателей – взрослых и детей. В связи с чем,   начиная со скандинавских специалистов по буллингу,  ведётся речь о насильниках и жертвах.  Таким образом,  каждая ситуация буллинга, может раскрываться одновременно в двух парадигмах: насильственности и жертвенности.

Соответственно этому ставятся вопросы о том,  к то такие юные насильники и их юные жертвы?  Какие условия способствуют появлению тех и других?  Как дети становятся насильниками и жертвами? 

Потенциально жертвой или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники - это преимущественно уверенные в себе, склонные  к доминированию власти и подчинению других,  морально и физически сильные дети.  Интересный факт устойчивости подобных глобальных характеристик юных насильников косвенным образом согласуется с данными современных,  включая отечественных,  социологов, изучающих насилие в молодежных криминальных группировках.  Многие исследования определяют единственный фактор поддержания насилия в молодежных криминальных группировках – жестокую власть её членов, основанную на грубой физической силе. При этом лидеры этих группировок, в первую очередь, должны заботиться о насильственном поддержании своего авторитета. Кто круче, сильнее, наглее – тот и прав, тот и заказывает «бал насилия».  Аналогичная ситуация характерна и для насильственных взаимоотношений в закрытых пенитенциарных учреждениях для детей и молодежи.  В противоположность этому жертвы –  обычно дети,  которым свойственны крайняя неуверенность в себе,  особая чувствительность к жизненным стрессам,  неспособность сопротивляться насилию, неумение постоять за себя и склонность к подчинению.

Информация о работе Явления мобинга