Я-концепция педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной «Я-концепции» для них профессионально значимо: только уважая в себе личность, воспитатель сможет увидеть и развить личность в другом – в воспитаннике. И, уважая в себе личность и профессионала, он никогда не остановится в своем самосовершенствовании.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…2
1.Понятие Я-концепции……………………………………………………….....3
2.Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога……….4
3. Профессиональная самооценка……………………………………………….6
4. Аспекты самооценки…………………………………………………………..8
5. Дискордантность (рассогласование) самооценки педагога (воспитателя)..10
6.Низкая самооценка как фактор профессионального саморазвития………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Используемая литература……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

контрольная работа пед психологии 111.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

 

Введение……………………………………………………………………….…2

 

1.Понятие Я-концепции……………………………………………………….....3

 

2.Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога……….4

 

3. Профессиональная самооценка……………………………………………….6

 

4. Аспекты самооценки…………………………………………………………..8

 

5. Дискордантность (рассогласование) самооценки педагога (воспитателя)..10

 

6.Низкая самооценка как фактор профессионального саморазвития………..11

 

Заключение………………………………………………………………………14

 

Используемая литература……………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

    Многие теоретики-педагоги  отмечали огромное нравственное  воздействие, могучую и мудрую  власть воспитательской  профессии.  Платон писал, что если башмачник  будет дурным мастером, граждане  от этого будут только несколько  хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

 

    А.С. Макаренко  указывал -  ученики простят своим  учителям и сухость и даже  придирчивость, но не простят  плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге мастерство, глубокое знание предмета, ясную мысль. Ни один учитель, считал В. А. Сухомлинский  не может быть универсальным (а потому абстрактным) воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся.

 

    Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует любого воспитателя, сознательно стремящегося к повышению своей профессиональной компетенции, желающего быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях. В этом, очевидно, проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и педагоге -профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие Я-концепции

 

 

  Для того чтобы   контролировать и корректировать  свой личностный рост педагогу  необходимо постоянно осуществлять  рефлексию своего поведения, результатов профессионального учения, самовоспитания и т.д., то есть постоянно видеть плюсы  и минусы  своего личностного развития – как бы видеть себя со стороны.

 

  Рефлексия – умение осознавать свое внутреннее психическое (эмоциональное) состояние и то, как тебя воспринимают окружающие люди. Свой личностный рост педагог должен осуществлять по теории «Я-концепции».

 

   Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной «Я-концепции» для них профессионально значимо: только уважая в себе личность, воспитатель сможет увидеть и развить личность в другом – в воспитаннике. И, уважая в себе личность и профессионала, он никогда не остановится в своем самосовершенствовании.

 

  Представление о себе по модели «Я-концепция».

Компоненты «Я-концепции»:

Когнитивный  компонент  – образ своих:

качеств;

способностей;

внешности;

социальной значимости.

Эмоциональный компонент:

самоуважение;

себялюбие;

самоуничижение.

Оценочно-волевой компонент: стремление повысить самооценку, завоевать  уважение.

Структура «Я-концепции»:

Я – реальный (каким  я вижу себя в настоящее время);

Я – идеальный (каким  я должен стать, ориентируясь на моральные  нормы и профессиональные установки);

Я – динамический (каким  я стараюсь стать);

Я – фантастический (каким  я хотел бы быть, если бы все было возможно).

 

 Если сделать проекцию  на педагогическую деятельность, то правомерен вывод о том,  считает Г.М. Коджаспирова, что  формирование «образа Я» у воспитателя  (а значит, позиции «Я – педагог») как субъекта этой деятельности продуктивно только при условии формирования ответственности в его сознании как непреложного морального установления. Эта теория разработана зарубежными учеными-психологами З. Фрейдом, Э. Берном, К. Благим и М. Шебеком, английским ученым Р. Бернсом и др. Из отечественных ученых теорию «Я-концепции» разрабатывали И.С. Кон (его книга «Открытие "Я"»), В.А. Ядов, А.В. Мудрик, Е.Н. Пехота, К. Мудзыбаев и др. Видный теоретик и практик современной отечественной педагогики В.И. Журавлев считает, что знание и использование теории «Я-концепции» специалистом (в процессе самостоятельной профессиональной деятельности) обязательно. В.И. Журавлев относит знание и использование этой теории к общепедагогическим стандартам профессионализма[ 1, 63 c ]

 

   Важно заметить, что Я-концепция является не  статичным, а динамичным психологическим  образованием. Формирование, развитие  и изменение Я-концепции  обусловлены  факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная  Я-концепция личности может быть реальной и идеальной. Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концепция (идеальное "Я") - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть"). Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией [ 1, 98-100 c ]. 

 

 

 

2. Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога.

 

 

  Самооценка профессиональных  способностей званий и достижений  это важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая себе или отдельным качествам личности. Самооценка выступает важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его

критичность, требовательность к себе, отношение к успехам  и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

 

   В работах С.Ю.  Головина описаны главные функции самооценки. К ним он относит:

 

- регуляторную, на основе  которой происходит решение задач  личностного выбора;

 

- защитную, обеспечивающую  относительную стабильность и  независимость личности .

 

   В.А. Степанов  в своих исследованиях выделяет следующие виды самооценки :

 

- прогностическая самооценка  – оценка субъектом своих возможностей,

 

определение своего отношения  к ним (оценка будущих достижений);

 

- актуальная самооценка  – оценка и основанная на  ней коррекция исполнительских действий по ходу развёртывания деятельности. Основой этого вида самооценки является самоконтроль (оценка педагогом своих сегодняшних возможностей);

 

- ретроспективная самооценка  – оценка субъектом достигнутых  уровней развития, итогов деятельности, поступков. Одной из характеристик выступает мера критичности к себе (оценка вчерашних достижений);

 

  В работах С.А.  Подосинникова выделяется рефлексивная  самооценка –предполагаемая оценка  себя со стороны других , а в  трудах Н.П. Рапохина рассматривается социальная самооценка - это оценка педагогом самого себя, относительно своего места среди других людей: коллег, учащихся, родителей. Психологически компетентно вести себя во взаимодействии с другими людьми – это значит знать, в каких ситуациях межличностного взаимодействия у вас возникают чувство неуверенности в себе или, наоборот, чувство превосходства и другие эмоции. Для гармонически развитой, зрелой личности педагога характерна адекватная самооценка, которая, прежде всего, выражается в реализме ожиданий и благоразумии[2, 132-137 c].

 

 

 

  1. Профессиональная самооценка.

 

 

  Профессиональная  самооценка – это сознательные  суждения педагога, в которых  он пытается сформулировать свою  значимость, определяемая общепризнанными  нормами, критериями и целями, представлениями об уровнях собственных достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Основными параметрами профессиональной самооценки являются степень адекватности, критичность и мера устойчивости. Названные параметры являются количественными и качественными характеристиками самооценки. Адекватность характеризует самооценку относительно её соответствия или расхождения с фактической мерой определённого качества у субъекта самооценки. Важным критерием адекватности самооценки педагога может быть сравнение этой самооценки с оценками окружающих на основе рефлексивного анализа. В связи с этим самооценка может быть адекватной или неадекватной, заниженной или завышенной. Каждая из названных разновидностей самооценки может отличаться определённой мерой устойчивости. Устойчивость является положительной характеристикой самооценки, если она сочетается с динамичностью, сущность которой заключается в способности личности менять высоту самооценки на основании критического анализа результатов собственной деятельности и поведения, а также под воздействием объективных изменений в требованиях к ней окружающих или её собственных требований к себе.

 

  Проблема исследования профессиональной самооценки тесно связана с осознанием уровня притязаний человека – степенью трудности целей, которые он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным – возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и прочее. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других. Профессиональная самооценка педагога может быть рассмотрена как важный элемент в процессе его подготовки. Для ее понимания есть три существенных момента. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», то есть соотношение реальности с представлением о том, каким педагог хотел бы быть. Второй фактор, важный для формирования профессиональной самооценки, связан с интериоризацией внешних социальных реакций в сознании конкретного педагога. И, наконец, еще один взгляд на природу и формирование профессиональной самооценки заключается в том, что педагог оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Педагог испытывает удовлетворение не оттого, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело, а именно педагогическую профессию и стремится достичь в ней успехов.

  В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделять: а) самооценку результата и б) самооценку потенциала.

 

           Самооценка результата связана  с оценкой достигнутого (в общем  и парциальном аспекте) и отражает  удовлетворенность/неудовлетворенность  достижениями.Самооценка потенциала связана с оценкой своих профессиональных возможностей и отражает, таким образом, веру в себя и уверенность в своих силах. Низкая самооценка результата вовсе не обязательно говорит о "комплексе профессиональной неполноценности". Напротив, низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития[3, 67-73 c].

 

           Исследования А. Реан показали, что образ "Я" у педагогов  наиболее отдален от идеала  по таким качествам, как уступчивость, лидерство и доверчивость (методика Лири). Причем по лидерству отклонение отрицательное, а по двум другим качествам - положительное. Это означает, что лидерство, по самооценке педагогов, выражено у них недостаточно; имеется желание развивать в себе это качество, приближаясь к "идеальному" образу педагога-профессионала. Но фактически исследование сформированности "лидерства" у педагогов показало, что оно у них достаточно выражено и соответствует адаптивному уровню развития. Дальнейшее усиление этой тенденции свидетельствует о формировании дезадаптивного варианта развития по нарастанию авторитарности и связанности с такими качествами личности, как властность и деспотичность. Таким образом, данное стремление приблизиться к "идеалу", скорее, уводит от действительно продуктивных моделей педагогического общения. Думается, что в этом искаженном представлении об идеале педагога как властной, доминантной личности отразились укорененные в сознании идеи авторитарной педагогики. Такие качества, как уступчивость и доверчивость, по самооценке педагогов, выражены у них слишком сильно. И, следовательно, считают они, для приближения к профессиональному идеалу "Я" необходимо стать менее уступчивым и менее доверчивым. Оказывается, чем оптимальное мотивация профессиональной деятельности педагога, чем больше выражены у него внутренние и внешние положительные мотивы, тем активнее он стремится ограничить свою властность. Именно для данной категории педагогов характерно представление о слишком высоком развитии в собственной личности авторитарных тенденций; о том, что работа над собой, приближение к идеалу педагога-профессионала должны идти по пути ограничения властных, жестких, авторитарных начал. И наоборот, чем менее оптимален мотивационный комплекс педагога, чем менее значимы для него собственно внутренние мотивы профессиональной деятельности, тем более связывает педагог свое профессиональное совершенствование с развитием в себе таких качеств, как властность и авторитарность. Именно этих качеств, в его представлении, ему не хватает для приближения к Я-образу профессионального идеала.

Информация о работе Я-концепция педагога