Я-концепция личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 07:26, реферат

Описание работы

Английский психолог Р.Бернс определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Окружающий мир, представление о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты. Самоощущение себя как уникального и сложного создания формируется и поддерживается с помощью Я-концепции и чувства собственной компетентности и эффективности.

Файлы: 1 файл

Я-концепция 2.docx

— 24.38 Кб (Скачать файл)

Я-концепция личности

 

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической Ψ, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого Я. Часто понятия «Я-концепция» и «самосознание» выступают как синонимы в отечественной Ψ. Вместе с тем существует тенденция рассматривать Я-концепцию как результат, итоговый продукт процессов самосознания.

Английский психолог Р.Бернс определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Окружающий мир, представление о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты. Самоощущение себя как уникального и сложного создания формируется и поддерживается с помощью Я-концепции и чувства собственной компетентности и эффективности.

Формирование Я-концепции является сложным процессом, рассматриваемым с позиции различных теоретических подходов, выдвигающих те или иные принципы.

  Принцип зеркального отражения, предполагает появление представлений человека о самом себе из реакций на себя со стороны значимого социального окружения. По мере формирования собственной системы критериев самооценивания, человек начинает все больше внимания уделять сравнению себя с другими. Этот процесс получил название социальное сравнение.

Формирование Я-концепции необходимым элементом включает и процессы самопрезентации и самоверификации. Формируя представления о том или ином аспекте собственного я, человек:

Во-первых, строит модель презентации собственного Я и антиципирует возможные реакции на данное предъявление со стороны других людей, и выступающие в качестве основного критерия адекватности – неадекватности;

Во-вторых, сравнивает антиципируемую реакцию с реальной и, в случае субъективной констатации совпадения, предпринимает шаги по корректировке до момента совпадения;

В-третьих, осуществляет  текущий мониторинг адекватности, внося коррекции при необходимости.

 Принцип самоатрибуции заключается в том, что по мере накопления человеком некоторой суммы представлений о себе и о мире Я-концепция стабилизируется и человек в большей степени начинает полагаться либо на собственное мнение, либо на устойчивые оценочные шаблоны, зафиксированные в его опыте.

Принцип иерархизации  предполагает, что представления человека о себе организуются в структуру, в которой вышестоящие элементы определяют нижестоящие и, в конечном итоге,- самоотношение и мироотношение личности.

Все перечисленные принципы не функционируют по отдельности. Они  связаны друг с другом и доминирование  одного из них соответствующим образом сказывается на других. Этот принцип смысловой интеграции подчеркивает ценностно-смысловой характер «образа Я», неразрывную связь когнитивных аспектов «самости» с мотивационными.

Я-концепция включает в себя Я - структуры – психические модели, с помощью которых индивид организовывает свою жизнь, организовывает и направляет обработку информации, касающейся его самого.

Р.Бернс выделяет три составляющих в структуре Я-концепции:

- когнитивную (представление индивида о самом себе);

- оценочную (аффективная оценка этого представления о себе);

- поведенческую (потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут вызваны знаниями о себе и отношением к себе).

Деление Я-концепции условно, Я-концепция – целостное образование, все компоненты тесно взаимосвязаны.

Исследован ряд явлений, характеризующих специфику функционирования Я-структуры:

- «эффект ссылки на  самого себя» - тенденция эффективно  обрабатывать и хорошо запоминать  информацию, относящуюся к самому  себе;

- возможные Я – образ того, каким человек мечтает или боится стать в будущем. Возможные Я мотивируют человека к достижению личной цели;

- самоуважение – всеобъемлющая  самооценка, чувство собственного  достоинства, влияющее на самовосприятие самого себя и собственный выбор. На формирование самоуважения влияют такие факторы:

   • прочная ранняя  привязанность к родителям;

   • оценка индивида  другими;

   • идентификации,  обусловленные культурой.

Одни люди принимают концепцию независимого Я.  Другие – взаимозависимого Я. Независимое Я признает взаимоотношения с другими.  Взаимозависимое Я с другими находится в тесном единстве.  

Я-концепция – устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе.

Термин «Я-концепция» был использован:

1) По отношению к описанию  неотъемлемой природы человека (Фромм, 1947г.);

2) По отношению к индивиду  как осознающему себя как индивид  (Хилгард, 1947г.; Уайл, 1961г.);

3) По отношению к ряду мыслительных  процессов, которые способствуют  проявлению внутренних побуждений (Фрейд, 1933г.).

В понятие «Я-концепция» включены следующие элементы:

1) Когнитивный;

2) Эмоциональный; 

3) Поведенческий.

Я-концепция включает в себя понятие биполяризации – раздвоение переживаний на то, что относится к самому человеку, а что он приписывает окружающему миру.

Взаимодействие Я с миром  осуществляет двумя способами (по Коппелду):

 

1) Посредством агрессии.

Агрессия активна и направлена на ассимиляцию части внешнего мира с сохранением собственных границ.

 

2) Посредством  конфлюэнции (слияния).

Конфлюэнция пассивна и направлена на «размывание» собственных границ.

Я-концепция формируется через социальные отношения. Исходя из того, кто он есть, человек, соответственно относится к каждому из своего окружения. Таким образом, человек получает определенный статус внутри группы, определяющий его положение в обществе.

Статус – это социальный процесс. Человек может иметь статус только в отношении кого-либо. Статус зависит от стабильности общества: чем стабильнее общество, тем выше требование к статусу. Разработка содержания рамок Я-концепции принадлежит Розенбергу (1979г.)

 

 

Содержание Я-концепции

 

Содержание Я-концепции включает в себя:

1) Компоненты – части, единицы, элементы, представленные именами существительными и прилагательными (Оппорт, Одберт, 1934; Гордон 1974г.).

Одна из самых успешных попыток  создания классификации черт или  характеристик личности была представлена в 1950г. Бугентамм и Зеленом, а в 1954г. Куном и Маркпотлендом. В русскоязычной версии подобного рода попытка была предпринята Шмелевым в 1958г.

Наиболее интересное исследование содержания Я-концепции с точки зрения ее структурирования по группам признаков предпринята в 1974г. Гордоном при посредстве теста, Куна и Маркпотленда «Кто я?», позволившем вычленить тридцать наиболее общих характеристик, отражающих особенности Я-концепции личности.

2) Структура – отражает взаимоотношение между элементами (Морс, Герген 1970г.; Макгаэр, Зингер 1979г.).

За основу выделения подобных иерархий различных частей Я-концепции берется субъективная значимость каждого из элементов для конкретного человека. Исследования подобных иерархий позволяет определить субъективные приоритеты для той или иной личности в отношении к самому себе. В исследованиях Макгаера было установлено, что это субъективная приоритетность может меняться от ситуации к ситуации. В тоже время в исследованиях Морса и Гергена было показано существования достаточно устойчивых глобальных характеристик собственного Я, обладающих сильной инерцией по отношению к меняющимся ситуациям. Выявление подобного рода иерархий осуществляется при помощи использования модификации теста «Кто я такой?».

3) Измерения – качества характеризующие Я-концепцию. (Маркус, Роттер, 1979г.). Наиболее часто в качестве измерений выделяют:

  1. Самооценку – отражает отношение человека к компоненту своего Я. Измерение осуществляется при сопоставлении имеющегося у человека потенциала успешности в какой-либо деятельности и отношения к себе;
  2. Стабильность – степень постоянства человека в оценке тех или иных свойств и качеств и себя в целом. Диагностируется за счет сопоставления разновременных и разноситуационных самоотчетов;
  3. Самоуверенность и самокомпетентность – характуризует ожидание человека по поводу собственной эффективности в той или иной деятельности. В 1966г. Роттер установил зависимость между показателями самокомпетентности и локусом контроля.

4) Плоскости Я – уровни осмысленности Я – концепции (Маркус, 1979г.). Включает в себя Я – реальное, Я – динамическое, Я – идеальное, Я – фантастическое, Я – моральное, Я – исполняемое, Я – в глазах других.

5) Мотивы – побуждение к определенным действиям в интересах Я – концепции и проявляющиеся в самоуважении и самосоответствии.

Мотив самоуважения – стремление поддерживания чаще позитивного  отношения к себе.

Мотив самосоответствия – стремление быть последовательным в своем поведении.

 

Принципы  формирования Я – концепции

 

  1. Принцип интериоризации (Л. Выготский).

Заключается в том, что человек, формируя представления о себе, опирается  на оценки значимого окружения, которые  задают ту основу, которая помогает разбираться в себе и окружающем мире.

  1. Принцип социального сравнения (Джеймс, Фестингер).

Заключается в том, что формируя представления о себе, человек  сравнивает свое настоящее с прошлым, притязания с достижениями.

  1. Принцип самоатрибуции (С.Бэм).

Заключается в том, что человек, формируя представления о себе, оценивает  собственный образ, исходя из анализа  поведения, который основывается на трех источниках: внутренние ощущения; наблюдение за собственным поведением; ситуация, в которой происходит поведение.

4.Принцип психологической центральности (Розенберг).

Основывается на утверждении о  том, что различные элементы Я  – концепции обладают разной значимостью  для человека. В процессе взаимодействия с окружающим миром человек формирует  собственную иерархию этих элементов.

Социальная идентичность Я-концепции

Под социальной идентичностью понимается сохранение человеком уникальности собственного Я в системе личных отношений.

Содержание социальной идентичности составляют компоненты Я-концепции, представленные в сознании человека, характеризующие его как уникальную сущность и обладающие достаточной стабильностью.

В качестве основных содержательных элементов социальной идентичности рассматриваются следующие характеристики: возрастные, национальные, конституциональные, статусные.

Элементы социальной идентичности структурируют жизненный опыт человека, предоставляя возможность: отделить случайные, ситуативные характеристики от более  устойчивых и прогностически значимых.

Элементы социальной идентичности являются не просто набором определенных категорий, а скорее представляют ряд  социальных ожиданий со стороны общества и человека по поводу его поведения  в тех или иных ситуациях.

 

ФУНКЦИИ Я-КОНЦЕПЦИИ

   Первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости  ее поведения. Если новый опыт согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, то срабатывают механизмы психологической защиты (вытеснение, подавление, отрицание, избегание, рационализация, проекция, идентификация, и др.), которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его.

Вторая  функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.

Третья  функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в своей значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, начинают избегать всяких социальных контактов. 

 


Информация о работе Я-концепция личности