Я-концепция и психологическая защита личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 15:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении влияния Я-концепции на выбор механизма психологической защиты.

Содержание работы

Введение
1. Я-концепция и психологическая защита личности
1.1 Понятие, значение и структура Я-концепции
1.2 Понятие механизмов психологических защит личности
2. Практическое изучение связи Я-концепции и психологической защиты личности
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа АЕС.docx

— 74.79 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Тамбовский государственный  университет имени Г.Р.Державина»

 

 

Академия социальных и  образовательных технологий

Отделение психологии

Кафедра общей психологии

 

 

 

 

Алтунина Евгения Сергеевна

 

 

Я-концепция и психологическая  защита личности

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

«Допущена к защите»                                                                                     Студентки 2 курса

Заведующий кафедрой,                                                                                   дневного отделения

 профессор                                                                                                        Научный руководитель:

______________ Косырев В.Н.                                                                       профессор, к.пс.н.                                                                                                               

                                                                                                                            В.Н. Косырев

                                                                                                                           

.                                             

 

 

 

 

Тамбов 2011

Оглавление

Введение

  1. Я-концепция и психологическая защита личности
    1. Понятие, значение и структура Я-концепции

1.2 Понятие механизмов психологических защит личности

  1. Практическое изучение связи  Я-концепции и психологической защиты личности

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что предохраняющее действие защитных механизмов личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, в сложных, экстремальных социальных и экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового XXI века – века наук о человеке.

 Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые «психологические защиты», «защитные механизмы психики», «защитные механизмы личности». Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности.

Я-концепция – это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Она возникает у человека  в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное  внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

Значимость работы  состоит в том, что  на основе анализа  литературы  устанавливается соотношение между  двумя   научными понятиями – Я- концепция и психологическая защита личности.

Объектом данного исследования является сфера самосознания личности.

Предметом исследования стала связь Я-концепции и психологических защит личности.

Цель курсовой работы состоит в изучении влияния Я-концепции на выбор механизма психологической защиты.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи: 

  1. На  основе анализа зарубежной и отечественной литературы рассмотреть понимание феноменов Я-концепции и психологических защит личности.
  2. Подобрать методики для изучения Я-концепции, и провести исследование.
  3. На основе собранного материала проследить связь между Я-концепцией и психологическими защитами личности, сделать соответствующие выводы.

Гипотеза исследования.

Предполагается, что положительная Я-концепция способствует выбору механизма психологической защиты миролюбие, а отрицательная – агрессия.

Экспериментальное исследование проводилось с использованием методики диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко и методики  исследования Я-концепции на студентах ТГУ имени Державина в возрасте 18 – 19 лет, количество испытуемых – 30человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Я-концепция и психологическая  защита личности

1.1 Понятие, значение и структура Я-концепции

 

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом  самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим  человека с другими людьми, с культурой  и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения  и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности  субъекта и его специфических  деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и  того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я»  субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты  этого процесса в самосознании.

Проблеме изучения Я-концепции  было уделено немало внимания в работах  отечественных и зарубежных психологов: К. А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.С  Арсентьева, Р.Бернса, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К.Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, С.А. Рубинштейна, А.Н Славской, Э. Эльконина и др. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, нет  единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится   самосознание.  Но  Я-концепция  -  понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Также Я - концепцию можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. [ 7.- 12-17с ]

Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие:  « Я-концепция  -  это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.  Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом- Я  или  картиной- Я.  Составляющую, связанную с отношением к себе  или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.  Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».

Кроме того, Е.Т.Соколова и М.Розенберг  описывают Я - концепцию с точки  зрения содержания и характера представлений  о себе, сложности и дифференцированности этих представлений, их субъективной значимости для личности, а также внутренней цельности и последовательности, согласованности, преемственности  и устойчивости во времени ( Я - прошлое- Я -настоящее- Я будущее). Выделяют также динамическое Я ( Я изменяюсь, развиваюсь), «представляемое Я», «Я - маска», «фантастическое Я» и т.д. Расхождение между «реальным Я» и «идеальным Я» служит важным источником развития, однако существенные противоречия между ними могут стать источником внутриличностных конфликтов и негативных переживаний.[25.- 65-66с ]

Я-концепция возникает  у человека в процессе социального  взаимодействия как неизбежный и  всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое  приобретение.  Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека  -  с самого детства до глубокой

старости.  Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

1.  Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.  Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства  или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта.  Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2.  Я-концепция как интерпретация опыта.   Эта  функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у  человека существует устойчивая тенденция  строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3.   Я-концепция как совокупность ожиданий.   Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.  Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий.  Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.  Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.  

Во  многих психологических теориях Я-концепция является одним из  центральных понятий.  Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии.  Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов.  Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.

Рисунок №1.   Структура  Я-концепции

На схеме Я-концепция  представлена в виде иерархической  структуры. На ее вершине располагается  глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания.  В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой  -  осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и  Я-как-объект. 

Это две стороны одной  целостности, всегда существующие одновременно.  Одна из них являет собой чистый опыт, а другая  -  содержание этого опыта  (Я-как-объект).  Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти   элементы  настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов,  поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане, в психологическом плане они существуют слитно .     

 Как мы видим из  определения Р.Бернса, в Я-концепции  выделяются описательная и оценочная  составляющие, что позволяет рассматривать  Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя.  В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1.    (когнитивная составляющая установки).

2.    (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в  поведении (поведенческая составляющая).  

 Применительно к Я-концепции  эти три элемента установки  конкретизируются следующим образом  :

1.   Образ Я  - представления индивида о самом себе.

2.   Самооценка  -  аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты     образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.   Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.      

 Рассмотрим несколько  подробнее эти три основные  составляющие Я-концепции.      

1. Когнитивная составляющая  Я-концепции или  Образ Я.

Представление индивида о  самом себе, как правило, кажутся  ему убедительными независимо от того основываются они на объективном  знании или субъективном мнении.  Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.  Конкретные способы  самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными.  Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных :   “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия.  Эти характеристики :  атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п.  можно перечислять до бесконечности.  Все они составляют  иерархию по значимости  элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента.  Такого рода самоописания  -  это  способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка -  не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому  знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик  и противоречий.  Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.      

Информация о работе Я-концепция и психологическая защита личности