Я-концепция педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:12, контрольная работа

Описание работы

Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности. Педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной «Я-концепции» для них профессионально значимо: только уважая в себе личность, воспитатель сможет увидеть и развить личность в другом – в воспитаннике. И, уважая в себе личность и профессионала, он никогда не остановится в своем самосовершенствовании.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…2
1.Понятие Я-концепции……………………………………………………….....3
2.Самооценка в структуре профессиональной Я-концепции педагога……….4
3. Профессиональная самооценка……………………………………………….6
4. Аспекты самооценки…………………………………………………………..8
5. Дискордантность (рассогласование) самооценки педагога (воспитателя)..10
6.Низкая самооценка как фактор профессионального саморазвития………..11
Заключение………………………………………………………………………14
Используемая литература……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

контрольная работа пед психологии 111.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

  Таким образом, к самосовершенствованию стремятся как педагоги, имеющие внутреннюю, продуктивную, мотивацию, так и педагоги с неоптимальной профессиональной мотивацией. Но пути для этого выбираются разные: одни стремятся стать менее, другие - более авторитарными. Противоположными оказываются их представления о направлениях саморазвития, самокоррекции и способах приближения к профессиональному идеалу. Между отклонениями самооценки педагога от образа "идеала" по параметрам "лидерство" и "уступчивость" существует не прямая, а обратная, отрицательная зависимость. Иначе говоря, чем больше у педагога выражено стремление развивать в себе лидерские качества, тем больше у него выражена тенденция избавляться в процессе самосовершенствования от "излишней" мягкости, уступчивости. По мнению педагога, от идеала его отдаляет не только слабое выражение лидерского начала, но и слишком высокая уступчивость в общении. И наоборот, тот, кто полагает, что его гипертрофированное "лидерство" нуждается в ограничении, связывает приближение своего профессионального идеала с дальнейшим развитием в себе такого качества, как уступчивость. Чем больше педагог стремится к ограничению негативизма в поведении, тем в меньшей степени его коммуникативная активность связана с передачей информации. В структуре коммуникативной активности таких педагогов доминируют процессы приема информации. Чем больше в структуре коммуникативной активности педагога процессы передачи информации преобладают над процессами приема информации, тем больше отклонение самооценки от идеала по параметру "требовательность-непримиримость". Причем, это отклонение может быть как отрицательным, так и положительным, речь может идти о желании как повысить, так и понизить свою требовательность. Педагоги, преимущественно ориентированные на передачу информации, стремятся к большей требовательности, нежели педагоги, в коммуникативной активности которых преобладают процессы приема информации[2, 39-42].

 

 

 

4.Аспекты самооценки.

 

  В структуре самооценки вообще и профессиональной самооценки в особенности целесообразно выделять аспекты:

 

           а) операционально-деятельностный;

 

           б) личностный.

 

   Операционально-деятельностный  аспект самооценки педагога  связан  с оценкой себя как субъекта  деятельности и выражается в  оценке своего профессионально-педагогического уровня (сформированность умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Личностный аспект профессиональной самооценки воспитателя  выражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа "Я-профессионального". Психологи В.А. Ядов, И.С. Кон, В.В. Столин выделяют несколько оснований самооценивания педагогом своих личностных качеств:

 

а) понимание и осознание  самого себя, своей педагогической деятельности, общения и личности;

 

б) эмоциональное отношение  и оценивание педагогом особенностей самого себя. Здесь закладывается «Я-концепция» педагога. Постепенно у педагога на основе представлений о себе в отдельных педагогических ситуациях, на основе мнений воспитанников  и коллег складывается устойчивая «Я-концепция», придающая ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции педагог оценивает всё происходящее в образовательном учреждении в отношении самого себя;

 

в) способность к действиям  на основе самосознания, свидетельствующая о конструктивности и действенности профессиональной самооценки;

 

   В педагогической  деятельности формирование профессиональной самооценки педагога осуществляется поэтапно:

 

1) Коммуникативный этап, когда в процессе общения и  взаимодействия педагога с педагогическим коллективом, воспитанниками  и их родителями

вырабатываются определенные представления о себе, формируется  «образ Я» педагога, вследствие чего проявляется  поведение педагога в различных

ситуациях образовательного процесса;

 

2) Этап социально значимой  деятельности – собственно педагогическая деятельность;

 

3) Самопознание – овладение  специальными самооценочными знаниями, методами и формами взаимодействия с педагогическим коллективом, учащимися и их родителями.

 

   Самооценка по  этим двум аспектам не обязательно согласованна[3, 56 c ].

 

 

 

5. Дискордантность (рассогласование) самооценки педагога (воспитателя).

 

 

 Дискордантность (рассогласование)  самооценки по операционально-деятельностному  и личностному аспектам влияет  на профессиональную адаптацию,  профессиональную успешность и профессиональное развитие личности. Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и самосовершенствования личности. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. Функции Я-концепции: достижение внутренней согласованности личности; интерпретация жизненного опыта; определение ожиданий человека в отношении своего будущего. Достижение внутренней согласованности личности: столкновение противоречащих друг другу представлений, чувств, идей, относящихся к представлениям человека о себе, вызывает у него ощущение психологического дискомфорта. И человек всячески пытается этого избежать, предпринимая действия, способствующие достижению утраченного равновесия, стараясь избежать внутренней дисгармонии. Поэтому, когда человек сталкивается с новым опытом, знанием о себе, он либо:

1) принимает, ассимилирует  этот опыт, когда он не противоречит  представлениям индивида о себе, либо,

2) отказывается видеть  вещи, такими как они, есть, верить людям, сообщающим ему что-либо о себе, или,

3) стремится изменить  каким-либо образом себя или  окружающих.

 

  Если изменения образа себя, привносимые новой информацией, не сильно отличаются от прежних представлений о себе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения не превышают его адаптационные возможности. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может также усваиваться с помощью защитно-психологических механизмов, таких как рационализация, когда новый опыт объясняется на основании уже имеющегося, искажение или отрицание. Таким образом, Я-концепция может выступать как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить. Сложившаяся  Я-концепция обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, само - тождественности. Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной. Поведение индивида бывает разным в зависимости от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы Я и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Так, человек может иметь сильно отличающиеся образы Я на работе и дома. Если вдруг происходит перекрывание таких ситуаций или ролей (например, какой-либо праздник на работе с приглашением членов семей или неожиданная встреча в тесной неформальной обстановке людей, чьи отношения на работе четко регламентированы), то проблема рассогласованности может проявиться достаточно остро. Даже при относительной жесткости Я-концепции человек сохраняет возможности для адаптации к меняющимся внешним условиям, для самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.

 

  По мнению Э.  Эриксона стабильность Я-концепции  обеспечивает человеку чувство  уверенности в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей преемственности опыта. Еще одна функция Я-концепции – интерпретация жизненного опыта. Проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и о мире[3,107-115 c].    

 

 

 

6. Низкая самооценка как фактор профессионального саморазвития.

 

 

   Педагог с низкой  профессиональной самооценкой испытывает  чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов, тревог, обращается к авторитарному стилю как средству психологической самозащиты. Рассмотрим прежде всего личностные причины недооценки профессиональной эффективности:

 

     1.Недооценка профессиональной эффективности прежде всего связана с завышенными требованиями. Завышенные (в том числе профессиональные) требования к себе предъявляют, как правило, педагоги, имеющие установку достигать идеального100% результата в любой сфере деятельности.

 

     2. Вторая личностная причина, приводящая к разочарованности в своем профессионализме – это установка на получение быстрого результата. В случае отсутствия быстрого результата педагог с такой установкой  будет испытывать разочарование.

 

   Низкая самооценка приводит педагога к неконструктивным переживаниям, не способствуют преодолению стресса и повышают риск выгорания. Такой педагог часто испытывает сильные неприятные переживания– гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто он  использует  слова «должен», «обязан». Он  всегда пессимистичен и предполагает неудачный исход «»я этого не выдержу», «я не смогу этого сделать», «у меня ничего не получится». Его  смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.

 

   Для повышения  уровня профессиональной компетентности педагога чрезвычайно важно:

 

1) изучать психологические  причины, по которым самооценка  и оценка результатов труда  может не соответствовать реальности,

 

2) формировать адекватные  критерии профессионализма и  профессиональной успешности, 

 

 

   Каждому педагогу  совершенно необходимо и вполне  реально построить свою индивидуальную  программу  профессионального  самосохранения. Результатом и показателем  ее эффективности будет повышение  самооценки и профессиональное  творческое долголетие.

Программа может иметь  следующие пункты:

активная позиция в  профессиональной жизни (перестать  чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде; готовность к постоянному  самоизменению, лабильность установок; укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах); создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах; поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств; внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье; способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни; умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней; установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»);исключение из своей жизни саморазрушающих  и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости.

   Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит "быть на дружеской ноге" со своей работой[4, 85-91].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

   Таким образом,  современный педагог может полностью  реализовать себя как личность, добиться эффективного выполнения  целей обучения, организовать эффективное  учебное сотрудничество и педагогическое общение. Для этого необходимо осознавать свои профессионально-личностные качества и желать их совершенствовать. Все это может быть осуществлено на основе личностно - деятельностного  подхода к обучению, отвечающего тем требования, которые предъявляет современный этап развития образования к процессу обучения, к педагогу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

 

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии – М., 1989

2. Занина Л, В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства: учебн. пособие. – Ростов- на Дону, 2003.

3. Рогинский В. М. Азбука педагогического труда. – М., 1990.

4. Ягушева  С. Д. Основы педагогического мастерства. – М., 2010.

Интернет – ресурсы

 


Информация о работе Я-концепция педагога