Аттестация педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Профессиональная подготовка учителя не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного обогащения индивидуального педагогического опыта

Содержание работы

Введение.
1. Аттестация педагога: сущность.
2. Аттестация педагога: новые требования.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная практическая педагогика.docx

— 27.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.

  1. Аттестация педагога: сущность.
  2. Аттестация педагога: новые требования.

Заключение.

Список литературы.

 

Введение

Профессиональная  подготовка учителя не заканчивается  в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Непрерывность профессионального  образования учителя является необходимой  предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом  его жизнедеятельности и условием постоянного обогащения индивидуального педагогического опыта [2].

Профессиональный  уровень преподавателя предполагает глубокие и разносторонние знания теоретических  и практических основ педагогической деятельности; знание современных достижений в методике: владение методами научно-исследовательской, экспериментальной работы; использование  в работе собственных оригинальных программ и методик.

Показателем профессионального уровня преподавателя  является умение анализировать свою деятельность: преподаватель стремится  и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяет сильные и слабые стороны; сознательно  намечает программу самосовершенствования, ее цель, задачи, пути реализации. Преподаватель  должен знать новые педагогические концепции, владеть современными педагогическими  технологиями и участвовать в  разработке собственных технологий обучения и воспитания, вести работу по их апробации, участвовать в исследовательской, экспериментальной деятельности. Критерием  профессионального уровня являются: знание преподавателем теории педагогики и возрастной психологии учащихся, использование различных форм психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного  прогнозирования, способность предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях [3].

Контроль  уровня профессиональной деятельности немыслим без анализа результативности работы преподавателя. Результативность профессиональной деятельности диагностируется по следующим направлениям. Преподаватель должен владеть способами индивидуализации обучения: способствовать поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей, уметь держать в поле зрения «сильных», «слабых», «средних» по уровню знаний учащихся. Критерием результативности профессиональной деятельности является умение активизировать познавательную деятельность учащихся: преподаватель обеспечивает вовлечение каждого учащегося в процесс активного учения, стимулирует мыслительную активность, поисковую деятельность. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками (компетенциями).

Преподаватель должен обладать таким уровнем коммуникативной  культуры, который демонстрирует  способность к сотрудничеству с  учащимися: преподаватель ведет  постоянный поиск новых приемов  убеждающего воздействия и предвидит  возможное их использование в  общении. Преподаватель показывает готовность к сотрудничеству с родителями: постоянно имеет контакт с  семьей, добиваясь сердечности, откровенности, взаимопонимания, чуткости. Преподаватель  обладает педагогическим тактом, владеет  педагогической культурой речи: в  совершенстве владеет своей речью, словом, свободно владеет профессиональной терминологией. Показателем профессионального  уровня является создание комфортного  микроклимата в процессе обучения и  воспитания, способствующего поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных детей [1].

 

  1. Аттестация педагога: сущность.

Аттестация  педагогических работников школ России введена в 1972 г.  За время, прошедшее  после первой аттестации, документы  об аттестации неоднократно обновлялись, дополнялись с учетом изменений, происходящих в системе образования [2].

Аттестация - акт государственно-общественного контроля, выявляющий соответствие результата образования, уровня профессиональной компетентности преподавателя, качества предоставляемых образовательных услуг требованиям государственных образовательных стандартов, а также механизм, обеспечивающий развитие образования через стимулирование профессионального роста преподавателя как условие качества  образовательного процесса и достижения продуктивных результатов.

         Целью аттестации педагогических работников является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий.

Основными задачами аттестации являются:

  • повышение уровня профессионального мастерства и распространение инновационного опыта в области содержания образования и воспитания;
  • использование новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплектов, систем оценки качества образования;
  • стимулирование целенаправленного личностного (статусного) профессионального роста педагогических работников.

Аттестация  педагогов проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного  процесса.

Аттестация  проводится по желанию педагогов. Педагогическим работникам, не изъявившим желания  проходить аттестацию на присвоение категории, разряды по единой тарифной сетке, зарплата устанавливается в зависимости от образования и стажа.

Педагогические  работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в соответствующую аттестационную комиссию: для получения II квалификационной категории - в школьную аттестационную комиссию, для получения I квалификационной категории - в районную аттестационную комиссию, для получения высшей квалификационной категории - в областную аттестационную комиссию[1].

Имеются некоторые особенности организационного характера при проведении аттестации в малокомплектных сельских школах. При аттестации учителей таких школ комиссии могут создаваться при  районном отделе образования или  на базе большой средней школы, являющейся, как правило, кустовым методическим объединением.

Присвоение  званий происходит на основе документальных материалов: стаж работы, характеристика, документ об окончании курсов повышения  квалификации, анализа педагогической деятельности и результатов работы.

Результаты  аттестации определяются открытым голосованием на итоговом заседании комиссии.

По результатам  проведенной аттестации комиссия выносит  по каждому работнику одно из решений:

    • о соответствии заявленной квалификационной категории;
    • о несоответствии заявленной квалификационной категории.

Решение считается действительным, если в  голосовании участвовало не менее 2/3 членов утвержденного состава  комиссии, и оно было принято большинством голосов. При равенстве голосов  аттестуемый работник признается соответствующим  заявленной им квалификационной категории (занимаемой должности).

Аттестационная  комиссия вправе ставить вопрос перед  вышестоящей аттестационной комиссией  об аттестации педагогического или  руководящего работника на более  высокую квалификационную категорию.

В случае признания работника не соответствующим  заявленной квалификационной категории  повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника  может производиться не ранее  чем через год.

Результаты  аттестации оформляются протоколом и заносятся в аттестационный лист, который составляется в двух экземплярах (форма аттестационного  листа прилагается) и сообщаются аттестуемому под расписку сразу  же после голосования. Один экземпляр  аттестационного листа после  завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.

Протокол  и аттестационный лист подписываются  председателем, заместителем председателя, секретарем, членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в  голосовании.

Квалификационные  категории присваиваются исключительно  за непосредственную работу с детьми. Администрация школ, инспектора органов  образования имеют право на получение  этих категорий при условии педагогической работы и соответствующего стажа  наравне с другими педагогами.

Аттестация  проводится один раз в пять лет, по личному заявлению педагога, с  указанием квалификационной категории, на которую он претендует. Но иногда аттестация может проводиться по инициативе администрации, совета школы  или педагогического совета для  определения уровня педагогической квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности [2].

Работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в  квалификационных характеристиках  может претендовать на любую квалификационную категорию и получит ее при  успешном прохождении аттестации.

Аттестация  проводится по двум направлениям.

    1. Обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников.

Может осуществляться в форме собеседования, творческого  отчета, защиты научно-методической или  опытно-экспериментальной разработки и других формах.

При этом учитывается знание преподаваемых  предметов, методик преподавания и  методик воспитательной работы, теории педагогики и педагогической психологии, уровень практических навыков и  умений, а также оценивается творческая деятельность педагогического работника.

При аттестации руководящих работников учитывается  знание основ теории управленческой деятельности, тенденций развития содержания образования, новых педагогических технологий, уровень управленческих навыков и умений, знание нормативных  документов, регулирующих работу учреждений образования.

    1. Экспертная оценка практической деятельности педагогических и руководящих работников.

Может осуществляться путем использования различных  форм психолого-педагогической диагностики  и изучения результативности профессиональной деятельности.

Опыт  проведения аттестации показывает, что  успех ее определяется организацией, наличием необходимой информации о  предъявляемых требованиях, процедурой защиты и экспертизы, создания деловой, доброжелательной атмосферы. Итоги  аттестации учителей является важной основой для определения стратегии  и тактики научно-методической работы в школе.

 

  1. Современные требования аттестации педагога.

Приказом  Министра образования и науки  Российской Федерации утверждён  новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных  образовательных учреждений.

Данный  порядок вступил в силу с 1 января 2011 года. При этом присвоенные ранее  квалификационные категории действуют до истечения их срока [4].

 Новый  порядок предусматривает два  вида аттестации: обязательную и  добровольную. Обязательная аттестация  проводится каждые 5 лет для подтверждения  соответствия педагога занимаемой  должности на основе оценки  его профессиональной деятельности. Добровольная аттестация осуществляется  по желанию учителя для установления  соответствия уровня его квалификации  требованиям первой или высшей  квалификационной категории. Срок  действия квалификационной категории составляет 5 лет.

 Основными  принципами аттестации являются  коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение  к педагогическим работникам, недопустимость  дискриминации при проведении  аттестации. Новые правила аттестации  также коррелируют с принципами  новой системы оплаты труда,  учитывающей результаты и качество работы учителя [4].

Обязательной  аттестации не подлежат:

  • педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;
  • беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; педагогические работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестационная  комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии формируется  из числа представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, научных организаций и общественных объединений, органов самоуправления образовательных учреждений (советов образовательных учреждений, попечительских советов, педагогических советов и др.) и работников образовательных учреждений. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения. Решение аттестационной комиссией может приниматься в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии [4].

Информация о работе Аттестация педагога