Я-концепция и макрофазы социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Я – концепция является формируемым и динамичным образованием и тесно связана с тем, что называется социальным развитием личности. В связи с этим целью данного исследования станет изучение того, что представляет собой Я – концепция в качестве результата социального развития личности. Задачами работы станет следующее:
-во-первых, необходимо определить, что представляет собой социальное развитие личности в различные периоды жизни человека, т.н. макрофазы, с чем оно связано прямо либо же косвенно;
- во-вторых, следует выявить, какими характеристиками обладает Я – концепция личности на каждой из макрофаз его социального развития, каким образом происходит оформление ее как результата такого развития;
- в-третьих, поскольку Я – концепция имеет свойство изменяться в течение всей жизни человека, необходимо также обозначить связь между изменениями образов Я – концепции и стадиями социального развития личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Я - концепция и макрофаза социального развития
личности «детство»………………………………………………………………4
Глава 2. Социальное развитие личности в периоде отрочества
и юности и Я – концепция……………………………………………………….8
Глава 3. Социальное развитие личности человека в
зрелом возрасте и его соотнесение с Я – концепцией………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Я - концепция и  макрофаза социального развития

личности «детство»………………………………………………………………4

Глава 2. Социальное развитие личности в периоде отрочества

и юности и Я – концепция……………………………………………………….8

Глава 3. Социальное развитие личности человека в 

зрелом возрасте и его  соотнесение с Я – концепцией………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Я – концепция представляет собой некое целостное представление  человеком себя как личности и  одновременно выступает как установка  человека по отношению к себе самому. В понятие Я – концепции  входит формируемый человеком образ  своих способностей, характеристик, качеств, а также – особенности  отношения ко всему этому и  какие-либо притязания человека на что-либо – например, потребность в признании, уважении и т.д.

Я – концепция является формируемым и динамичным образованием и тесно связана с тем, что называется социальным развитием личности. В связи с этим целью данного исследования станет изучение того, что представляет собой Я – концепция в качестве результата социального развития личности. Задачами работы станет следующее:

-во-первых, необходимо определить, что представляет собой социальное  развитие личности в различные  периоды жизни человека, т.н. макрофазы,  с чем оно связано прямо  либо же косвенно;

- во-вторых, следует выявить,  какими характеристиками обладает  Я – концепция личности на  каждой из макрофаз его социального  развития, каким образом происходит  оформление ее как результата  такого развития;

- в-третьих, поскольку  Я – концепция имеет свойство  изменяться в течение всей  жизни человека, необходимо также  обозначить связь между изменениями  образов Я – концепции и  стадиями социального развития  личности.

Ввиду того, что Я –  концепция является постоянным атрибутом  существования и развития личности, тема исследования того, каким образом  она результирует социальное развитие личности, представляется достаточно актуальной. Проблеме связи Я – концепции с социальным развитием личности посвящается достаточное количество исследовательских работ, что свидетельствует о то, что данная тема представляет собой интересную базу для изучения, и данное исследование, в свою очередь, продолжает исследовательскую деятельность в данном направлении.  

 Глава 1. Я - концепция и макрофаза социального развития личности «детство»

 

Социальное развитие личности начинается с раннего детства  и продолжается всю жизнь человека, в том числе – в период глубокой старости,  - оно длится и развивается  столько времени, сколько фактически происходит взаимодействие человека с  обществом. В процессе социального развития личности с ней происходят определенные качественные изменения, однако данные процесс не происходит стихийно, а разделяется на несколько этапов, которые учеными связываются с периодами физиологического и психологического становления личности.

Так, в частности, А.В. Петровский выделяет несколько больших фаз (макрофаз) в социальном развитии личности – во-первых, это период детства, во-вторых – отрочества, и, наконец – период т.н. юности. Стоит отметить, что эти макрофазы выделены А.В. Петровским на такой стадии социального развития личности, как та, что предшествует началу трудовой деятельности человека. Иными словами, в вышеуказанных макрофазах не учтены такие этапы в личностном развитии человека, как зрелость и старость – возможно, что динамика социального развития на этих этапах несколько снижается, но оно продолжается, а, следовательно – происходит изменение или же обновление Я – концепции.

Однако можно отметить, что исследователь особо выделяет макрофазу детства как имеющую  прямое отношение к развитию и  становлению Я – концепции. Это  связано с тем, что само социальное положение личности человека на данном этапе имеет свои специфические  особенности.

Личность человека – ребенка  – с самого начала своего существования  оказывается окруженной обществом, которое, в принципе, имеет некий  унифицированный подход ко всем его  членам. Суть этого унифицированного подхода может быть сформулирована следующим образом – общество формирует и удерживает в каком-либо оптимальном для себя виде определенные социальные стереотипы или стандарты – это нужно для того, чтобы удерживалась целостность социальной системы вообще, чтобы имеющиеся на данном историческом этапе социальные структуры сохраняли некий определенный вид – этими структурами и системами ведется управление и они должны иметь свойства управляемого же объекта.

Человеческая личность, в  понимании унифицированного подхода, является частью социальных систем, а, соответственно, должна формироваться  с учетом принятых социальных стереотипов  и стандартов – поэтому вполне логичным является то, что личность ребенка начинает социально развиваться  под эгидой соответствия принятым стереотипам. Поскольку ребенок еще не способен самостоятельно усваивать и определять пути своего вхождения в социальный мир, особенное значение в связи  с его социальной интеграцией  приобретает воспитание – прежде всего, инициируемое взрослым окружением – родственниками и другими старшими воспитателями.

На данном этапе социального  развития личности Я – концепция  как его результат формируется  следующим образом – закладываются  самые базовые ее положения, формируются те ее составляющие, на основе которых в дальнейшем будет базироваться уже становление Я – концепции с субъектным началом со стороны человека – подростка, а затем – взрослеющего и взрослого человека. В макрофазе детства, можно сказать, Я – концепция результирует такое социальное развитие личности, которое происходит преимущественно таким образом, что ребенок является более объектом развивающих его мероприятий, нежели их субъектом.

В связи с этим можно  также заметить, что Я – концепция  на данном этапе социального развития личности, хоть и может быть сформирована в каких-либо отчетливых положениях, в том числе – ребенка о  себе самом – однако она еще  не является неким устойчивым образованием, которое тяжело поддается корректировке. Поэтому Я – концепция в  макрофазе детства характеризуется  относительной гибкостью и податливостью, а также – некритичностью по отношению к тому, что ее формирует. Также имеет значение и то, что, чтобы Я – концепция на данном этапе социального развития личности могла быть оформлена более отчетливо, необходимо активное участие в этом со стороны субъектов воспитания ребенка – прежде всего, родителей, а также – прочего взрослого окружения. Разумеется, что некая фильтрация этого взрослого окружения возлагается на ближайших взрослых родственников или тех, кто в силу определенных обстоятельств их заменяет.

В детстве у ребенка  должны быть заложены основные источники, из которых будет происходить развитие и дальнейшее субъектное становление Я – концепции – к ним, в частности, относится следующее: во-первых, это т.н. телесное Я, представление ребенка о его теле; во-вторых, это язык, посредством овладения которым ребенок в дальнейшем сможет выделить себя из окружающего мира; в-третьих, это наличие обратной связи от тех, кто называется значимыми другими – для ребенка это будут, в первую очередь, родители и, когда ребенок будет чуть старше – воспитатели в дошкольных учреждениях. Я – концепция в качестве результата социального развития личности на данном этапе будет отражать то, насколько качественно сформированы эти источники.

Например, представления ребенка о своем теле будут свидетельствовать о том, что он уже является субъективным в своих суждениях, овладение им навыками вербального общения будет стимулировать развитие Я – концепции в дальнейшем, когда роль социума, во-первых, начнет проявлять себя в социальном развитии личности более отчетливо, а во-вторых, личность понемногу станет осознавать себя как субъекта своей деятельности и своего развития.

Наличие обратной связи от т.н. значимых других в детстве играет роль в том, что у ребенка появляется опыт принятия его, ребенка, другими людьми. Так, например, негативные или, наоборот, позитивные реакции, которыми значимые другие встречают поведение ребенка и вообще его самого, позволят сформировать в Я – концепции механизмы, с которыми личность в дальнейшем уже сможет (или не сможет) самостоятельно корректировать свою Я – концепцию.

Я- концепция на раннем этапе  социального развития личности, таким  образом, является его результатом  в том смысле, что представляет собой либо правильно сформированную основу для дальнейшего, субъектного  ее наполнения, либо по каким-либо причинам не является таковой. Как результат  определенного периода в социальном развитии личности, Я – концепция  должна соответствовать некоторым  критериям – например, основные ее формулировки должны быть четко  определенными и вследствие этого  быть понятными.

Также Я – концепция  должна осознаваться самой личностью  ребенка как набор неких представлений  о самом себе и о том, каким  должно быть его поведение в обществе, чтобы оно считалось приемлемым и корректным – это может выражаться ребенком в виде очень простых суждений, однако их идея, общий смысл должны также быть понятными окружающим. Т.е., общество в лице тех или иных его представителей должно понимать, что представляет собой личность ребенка на данном этапе. Понимание, вместе с тем, не подразумевает принятия личности ребенка такой, какая она есть по состоянию на данный момент, однако если взрослым, например, не удается даже сформировать у себя представлений о том, что уже есть в личности ребенка, это свидетельствует о том, что Я – концепция сформирована с какими-либо упущениями.

Наконец, Я – концепция  как результат социального развития личности  в период детства должна быть понятна и, что немаловажно, осознана ближайшим социальным окружением ребенка – в первую очередь  это, разумеется, будут взрослые люди – родственники или воспитатели.

Вместе с тем, вполне возможна ситуация, когда Я – концепция  в макрофазе детства по каким-либо причинам не может быть сформулирована вербально – это, в свою очередь, свидетельствует о том, что социальное развитие также может нуждаться в дополнительной корректировке. В целом же Я – концепция в качестве результата социального развития личности на раннем этапе, можно сказать, является необходимой как ребенку, так и его социальному окружению. Для ребенка она необходима по причине того, что в дальнейшем любые недоработки с формированием Я – концепции будут требовать уже его субъектного участия, а для социального окружения – по причине того, что ребенок, личность, существует в социуме не сам по себе, а как часть какой-либо системы, даже, возможно, нескольких.

Система же, в свою очередь, должна формироваться из максимально  завершенных в своем развитии и становлении элементов –  в противном случае ее функционирование будет осуществляться с вероятностью сбоев – это, стоит сказать, является вполне логичным. Социальные системы, частью которых является ребенок, могут демонстрировать свои сбои так, что они будут иметь прямое отношение к ребенку, и отсутствующая либо некорректная Я – концепция негативно повлияет на его способность эффективно взаимодействовать с этим влиянием.

 

Глава 2. Социальное развитие личности в периоде отрочества и юности и Я – концепция

 

Социальное развитие личности, начавшись в раннем возрасте, со временем начинает усложняться и  происходить при активном участии  в этом со стороны самой личности. Я – концепция, продолжая оставаться в качестве основы для того, чтобы  это социальное развитие происходило  максимально эффективно и качественно  – прежде всего, для самой личности – вместе с тем является и результатом  развития. Ее значение для становления и развития личности не уменьшается, а, наоборот, становится все преобладающим.

Источники, посредством которых  происходит дальнейшее становление  и развитие Я – концепции, дополняются  новыми значениями – так, помимо того, что у личности продолжает формироваться  представление о своем телесном Я, продолжается овладение языком как средством формирования представлений как о себе, так и уже о других, сохраняется обратная связь личности с т.н. значимыми другими – также появляются некоторые новые факторы, имеющие отношение к развитию у личности ее Я – концепции.

Так, в частности, фактор наличия обратной связи на этапе  отрочества приобретает, можно сказать, приоритетное значение для того, чтобы  Я – концепция продолжала развиваться. Личность – теперь уже в большей  мере субъект своего развития и своей  деятельности, чем в макрофазе  детства (приблизительно - 0-10лет) –  в большей мере становится осознающей стандарты окружающего ее социума, но также – и самой себя уже  не как объекта, но и как субъекта деятельности. Это означает, что  личность вполне осознает, что она  может предпринимать уже более  активные действия в направлении  того, чтобы выстраивать свое взаимоотношение  с принятыми социальными стандартами  и имеющимися социальными системами.

Я – концепция как результат  социального развития личности на данном этапе ее становления также должна отвечать ряду положений. Например, она  должна определяться либо как положительная, либо как отрицательная – это  определение происходит вследствие анализа того, какая обратная связь преимущественно получается личностью от ее социального окружения. Если, например, подросток принимается и одобряется большинством тех, кто имеет для него значение значимых других – у него формируется положительная Я – концепция.

Информация о работе Я-концепция и макрофазы социального развития