Я-концепция и макрофазы социального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Я – концепция является формируемым и динамичным образованием и тесно связана с тем, что называется социальным развитием личности. В связи с этим целью данного исследования станет изучение того, что представляет собой Я – концепция в качестве результата социального развития личности. Задачами работы станет следующее:
-во-первых, необходимо определить, что представляет собой социальное развитие личности в различные периоды жизни человека, т.н. макрофазы, с чем оно связано прямо либо же косвенно;
- во-вторых, следует выявить, какими характеристиками обладает Я – концепция личности на каждой из макрофаз его социального развития, каким образом происходит оформление ее как результата такого развития;
- в-третьих, поскольку Я – концепция имеет свойство изменяться в течение всей жизни человека, необходимо также обозначить связь между изменениями образов Я – концепции и стадиями социального развития личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Я - концепция и макрофаза социального развития
личности «детство»………………………………………………………………4
Глава 2. Социальное развитие личности в периоде отрочества
и юности и Я – концепция……………………………………………………….8
Глава 3. Социальное развитие личности человека в
зрелом возрасте и его соотнесение с Я – концепцией………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.94 Кб (Скачать файл)

Если же, наоборот, личность отвергается большинством тех, с  кем ей приходится взаимодействовать  в социальном плане – например, происходит отторжение, неприятие, изгнание данной личности, что называется, отовсюду, где ей случается бывать – это  в конечном итоге способно привести к формированию отрицательной Я  – концепции. В обоих случаях Я – концепция является определенным результатом социального развития личности, однако ее уже следует оценивать с точки зрения того, насколько она эффективна для того, чтобы дальнейшее развитие личности шло конструктивным, а не деструктивным образом.

При этом процесс оценки Я – концепции, результирующей социальное развитие личности на данном этапе, должен осуществляться уже не только со стороны  социального окружения, но и самой  личности тоже. Я – концепция, таким образом, должна уже включать в себя большую часть субъектного начала – личность должна, во-первых, уже гораздо лучше осознавать себя с точки зрения когнитивного, эмоционального и оценочно – волевого аспектов, а, во-вторых, строить это осознание на основе того, чтобы воспринимать себя как основную движущую силу в процессе своего становления и дальнейшего развития.

В связи с этим Я –  концепция должна иметь следующие  характеристики – личность должна понимать основные механизмы, на которых выстраивается окружающая ее социальная система, а также – понимать положения социальных же стандартов. Иными словами, Я –концепция должна дополняться представлениями личности об окружающем ее социуме – чем полнее, разнообразнее и адекватнее будут данные представления, тем качественнее будет формироваться комплекс представлений личности о самой себе.

Личность, проходя этап отрочества и юности, должна представлять о  себе то, какими качествами она обладает и какова степень их выраженности, какие способности есть у данной личности, каковы ее внешние особенности  и характеристики – далее, уже  на основе этого, будут отчетливее сформированы такие компоненты Я – концепции, как самоуважение, самолюбие (или, наоборот – самоуничижение), а также – перечень стремлений и притязаний. Качественным результатом этого этапа социального развития личности будет как можно более подробная Я – концепция, осознаваемая самой личностью.

Необходимость Я – концепции  как результата социального развития личности на данном этапе уже гораздо  больше нужна, прежде всего, самой личности, нежели ее социальному окружению. Отрочество и юность характеризуются, среди прочего, тем, что личность ищет свое место в жизни – в социальном, профессиональном плане, и, как правило, большинство людей, в конце концов, определяются если не с тем, что им нужно, то хотя бы с тем, что им не нужно, и в дальнейшем усилия личности будут связываться с тем, чтобы организовать себя и свою жизнь наиболее приемлемо для себя же самой.

Соответственно, усвоенные  нормы и правила социума будут  поддерживаться личностью уже без  того, чтобы постоянно их критиковать, и человек будет заниматься устройством  своего места в жизни – следовательно, если к моменту окончания периода  отрочества и юности Я – концепция  представляет собой некое шаткое образование из сомнительных даже для  самой личности положений, то с ней  дальнейшее социальное развитие может  существенно затрудняться.

В связи с этим Я –  концепция, формируемая на данном этапе  человеческого взросления, должна подразумевать  активное привлечение личностью  всех источников, посредством которых  происходит ее формирование, если она  предполагается в качестве именно результата социального развития личности. Если это привлечение происходит и своевременно корректируется, то можно сказать, что Я – концепция результирует, а не просто сопровождает тот или иной этап социального развития личности.

Впрочем, стоит отметить, что в реальности иногда встречается  ситуация, когда Я – концепция  является неким сопутствующим элементом  в процессе социального развития личности, но при этом наблюдается  существенное расхождение между  положениями Я – концепции, которые  индивид, например, озвучивает, и самими показателями социального развития, которые закреплены, допустим, в  тех же социальных стандартах. В  таком случае получается, что социальное развитие происходит как некий автономный от Я – концепции процесс, и  данная концепция не может считаться уже именно результатом социального развития личности, а является, по факту, уже чем-то другим – например, фактором, оказывающим деструктивное влияние на процесс социального развития личности.

 

Глава 3. Социальное развитие личности человека в зрелом возрасте и его соотнесение с  Я - концепцией

 

Я – концепция, развиваясь на протяжении всей жизни человека, имеет свойство как меняться самостоятельно, так и менять ход социального развития личности. Поскольку человек как личность формируется на протяжении своей жизни с различной степенью динамики, постольку динамика развития Я – концепции также имеет свои особенные закономерности.

Например, чем старше становится человек, тем больше он может осознавать себя в качестве субъекта своего собственного развития, а не объекта – это, в свою очередь, способно качественно  изменять положения его Я –  концепции – допустим, в отношении  эмоционального или оценочно -волевого компонента.

Другой момент, связанный  с социальным развитием человека на этапе его зрелости – и далее  старости – и Я – концепцией заключается в том, что она  уже осознается личностью вполне отчетливо, и если человек в детстве  или отрочестве, юности, еще может  обращаться к тому , чтобы поверять положения своей Я – концепции  через систему, например, обратной связи  от значимых других, то в зрелости, а  тем более – старости, человек  уже в меньшей степени ориентируется на других вообще, особенно если у него сформирована положительная Я – концепция.

Впрочем, если к моменту  наступления этапа зрелости человек  имеет сформированную отрицательную  Я – концепцию, это может лишь усилить его стремление соотносить ее положения с тем, что по данному  вопросу или поводу существует среди  общепринятых социальных нормативов и  правил.

Социальное развитие личности на этапе зрелости характеризуется  также тем, что личность, как правило, становится вовлеченной в какие-либо дополнительные социальные институты  – например, большинство людей  в зрелом возрасте имеют какую-либо работу, на которой они становятся частью профессиональной трудовой группы, а также – собственную семью, которая сама по себе является микросистемой  со своими законами. Кроме того, личность становится включенной в систему  того, что называется общественными  отношениями – так, это могут  быть производственные отношения, политические, правовые, идеологические, религиозные  и т.д.

Нельзя сказать, чтобы  все эти отношения являлись какими-либо нововведениями в процессе социального  развития личности – например, в  правовые отношения включаются абсолютно  все гражданские лица с момента  их рождения, похожими свойствами обладают и религиозные отношения. Однако в процессе социального развития личности происходит качественное изменение  в том, что первоначально личность является преимущественно объектом этих отношений – например, у  ребенка нет, как таковой, возможности  выбрать для себя ту или иную систему  правовых отношений или отказаться от религии, признаваемой его окружением в качестве некого социального норматива  – а в дальнейшем становится субъектом  этих отношений.

Иными словами, чем взрослее и развитее становится личность, тем  больше у нее существует возможностей к тому, чтобы самостоятельно определить для себя если не правовые нормы, то хотя бы религиозные. Соответственно, Я – концепция имеет к этому отношение в том смысле, что чем отчетливее ее положения осознаны личностью, тем больше существует вероятность того, что личность пожелает воспользоваться возможностями своего самостоятельного определения в системе социально – общественных отношений. И, наоборот, если личность достигает зрелого возраста, но при этом ее Я – концепция остается непродуманной и в основном неосознаваемой как некий набор утверждений, прежде всего, о самой себе, то, вероятнее всего, личность не сможет определиться со своим местом в системе социально – общественных отношений, поскольку она не может определить саму себя.

Я – концепция как результат  социального развития личности на данном этапе должна представлять собой, таким  образом, в достаточной мере сформированную систему представлений личности о самой себе – уже не просто некий набор утверждений, а именно систему, т.е. представления личности о себе должны иметь логические связи  друг с другом и должны осознаваться как элементы, обладающие способностью взаимного влияния и взаимной связи друг с другом. Сама Я –  концепция должна иметь обоснования  по тем утверждениям, которые ее составляют – т.е., человек, считая себя обладающим теми или иными качествами или способностями, должен уметь  объяснить и себе самому, и другим, на основании чего им были сделаны  те или иные выводы в отношении  его самого.

Это, нужно сказать, одинаково  относится как к положительной  Я – концепции, так и к отрицательной  – например, человек, имеющий в  зрелом возрасте заниженную самооценку, должен понимать, каким образом были сформированы ее составляющие и что  удерживает их до сих пор в Я  – концепции.

Также Я – концепция  на данном этапе социального развития личности должна обладать хорошо развитыми  внутренними регуляторами, с помощью  которых будет регулироваться социальное поведение личности – инициатива управления Я - концепцией должна исходить уже от самой личности, а не от социума – предполагается, что  взрослый человек, организуя свое социальное поведение, имеет достаточно хорошо развитые навыки, знания и умения в  отношении встраивания самого себя в существующие вокруг него социальные системы и взаимоотношения.

Как результат социального  развития личности, Я – концепция  сохраняет преемственность –  ее ключевые положения, сформированные еще в самом раннем возрасте, при отсутствии корректирующей работы с ними сохраняются и способны укрепиться.

Также Я – концепция  продолжает отражать итоги и особенности  социального развития личности, хотя уже в меньшей степени поддается  тому, чтобы быть скорректированной  под их воздействием – как правило, социум уже не имеет такого влияния  на зрелого человека, как, например, на относительно молодого или же подростка, и поэтому социальные стандарты  хоть и могут пониматься человеком, но уже могут и вполне сознательно  либо игнорироваться, либо нарушаться.

Кроме того, стоит отметить, что Я – концепция, представляемая как результат социального развития личности на этапе зрелости и старости, является уже таким результатом, который мало поддается корректировке  со стороны, однако способен качественно  влиять на Я – концепции других людей. Если, например, Я – концепция  ребенка является достаточно пластичным материалом и сравнительно легче  поддается корректировке при  своевременной фиксации каких-либо негативных моментов и при организации  качественной и эффективной работы с ними, то чем старше и социально  развитее становится человек, тем сложнее  корректируется – и вообще диагностируется  – его Я – концепция.

Все это в совокупности делает Я – концепцию таким  результатом социального развития личности, который обладает как динамическими  характеристиками, так и статическими – например, способностью к его  диагностике – и со временем статические характеристики только укрепляются, если не встречают какого-либо противодействия со стороны социума к своему укреплению.

 

 

 

 

 

Заключение

В завершение исследования того, что представляет собой Я  – концепция в качестве результата социального развития личности, можно  сделать несколько выводов.

Социальное развитие личности является динамическим процессом –  начинаясь с самого раннего детства, он сопровождает всю жизнь человека, живущего внутри какого-либо социума, и не заканчивается с моментом наступления старости, а лишь меняет характеристики своей динамики. Я  – концепция, в свою очередь, также  является динамическим образованием, которое также начинает формироваться  в детстве человека и существует на протяжении всей его жизни.

Я – концепция выступает  в качестве результата социального  развития личности в том смысле, что социальное развитие, имея в  своей структуре несколько этапов, или макрофаз, на каждом из них сопровождается определенными количественными  и, самое главное, качественными  изменениями в Я – концепции. Кроме того, Я – концепция имеет  также характеристики, которые не изменяются на протяжении жизни человека, а потому становится возможным определять с их помощью этапы самого социального  развития.

На каждом из таких этапов социального развития Я – концепция  представляет в какой-то мере уникальный результат с присущими только ему характерными чертами и особенностями.

Так, например, такой этап социального развития личности, как  детство, результируется посредством  Я – концепции следующим образом  – Я – концепция на данном этапе получается более связанной с внешними регуляторами, нежели с внутренними, она в большей степени поддается как диагностике и распознаванию, так и корректировке.

Отображая в своих положениях результат, который показывает конкретная личность на данном этапе своего социального  развития, Я – концепция является поддающейся постороннему влиянию  таким образом, что это влияние, чаще всего не встретит противодействия со стороны личности в силу ее малого возраста. Такая Я – концепция является некритичной, и в качестве результата социального развития – понятным, но не окончательным образованием.

В качестве результата последующих  этапов социального развития Я –  концепция, наоборот, является уже более  устойчивым к внешним воздействиям явлением (даже учитывая тот факт, что  личность в подростковом возрасте очень  живо реагирует на обратную связь  от значимых других) и вследствие этого  – более опасным для личности в том плане, что если Я –  концепция сформирована как отрицательная, это может существенно сказаться  на дальнейшем социальном развитии личности.

Информация о работе Я-концепция и макрофазы социального развития