Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:41, реферат
Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Введение 3
Самосознание.Развитие самосознания 5
Самооценка 9
«Я-концепция» 13
Заключение 18
Список используемой литературы 21
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет»
«Развитие самосознания и «Я-концепция»
ст.группы Эго-92
Проверил:
Прокопьевск 2011
Содержание
Введение
Самосознание.Развитие самосознания
Самооценка
«Я-концепция»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе. Существенное отличие человека как индивида от животных состоит в его способности
рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически
оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на
него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого
сознания.
Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей
деятельности и идеального
представительства в ней
Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого
себя.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, его
психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой
формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических
позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей
проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или
идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания возникало
множество самых сложных вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря
на важнейшее значение этого явления в понимании психологии и поведении
человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.
Самосознание.Развитие самосознания
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.
Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение — это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.
Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):
♦ сознание отличия себя от остального мира;
♦ сознание Я как активного начала субъекта деятельности;
♦ сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;
♦ социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на
основе накопленного опыта общения и деятельности.
В современной науке существуют различные точки зрения на генезис самосознания. Традиционным является понимание его как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.
Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший как результат его развития. «Не сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности...» (С. Л. Рубинштейн).
Третье направление
Осознание себя в качестве
устойчивого объекта
Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функция — защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования.
С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.
Критерии самосознания таковы:
1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;
2) осознание своей активности: «Я управляю собой»;
3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.
Самооценка
Наши самооценки — это своеобразные когнитив схемы, которые обобщают
прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного
аспекта «Я». Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях
и потенциальных возможностях личности, выражает и определен уровень
притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в
отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с
учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством
самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о
себе.
Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1)
путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами
своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше
уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-
либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в
этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех
повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно
или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные
достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку
личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько
важно для нее оцениваемое качесто или деятельность. Частных самооценок
бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных
ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для
него основными, невозможно.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от
обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных
прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным
учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его
успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и
вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная
самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или
в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на
второй, план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными
достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может
обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не
являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая
самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную
роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом
идеального «Я», т. е. с каким человек хотел бы быть.
Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный
«образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает
разрыв между этими характеристиками и реальность своих достижений, его
самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией
социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен
оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще
один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что
человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей
идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то
делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает
хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие
усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.
Следует подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежит ли в ее основе
собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей,