Развитие самосознания и «Я-концепция»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Содержание работы

Введение 3
Самосознание.Развитие самосознания 5
Самооценка 9
«Я-концепция» 13
Заключение 18
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.74 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Кузбасский государственный  технический университет»

 

 

 

 

«Развитие самосознания и «Я-концепция»

 

 

                                                                                                       

 

 

                                                                                                                 Выполнил:

ст.группы Эго-92

Проверил:

 

 

 

 

 

Прокопьевск 2011

 

 

Содержание

 

 

 

Введение                                                                                                           3                     

Самосознание.Развитие самосознания                                                          5

Самооценка                                                                                                      9

«Я-концепция»                                                                                                13

Заключение                                                                                                      18

Список  используемой литературы                                                               21

 

 

Введение

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических  исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку  позволяет приблизиться к пониманию  механизмов формирования личности в  онтогенезе. Существенное отличие человека как индивида от животных состоит в его способности

рассуждать и мыслить  абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически

оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на

него планы и программы. Все это вместе взятое связано  со сферой человеческого

сознания.

     Сознание –  это воспроизведение человеком  идеального образа своей

деятельности и идеального представительства в ней позиций  других людей.

Сознание – рефлексия  субъектом действительности, своей  деятельности, самого

себя.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком  действительности, его

психику рассматривают с  материалистических позиций, и собственно человеческой

формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических

позиций. В истории психологической  науки сознание явилось труднейшей

проблемой, которую до сих  пор не удалось решить с материалистических или

идеалистических позиций, на пути ее материалистического понимания  возникало

множество самых сложных  вопросов. Именно по этой причине сознание, несмотря

на важнейшее значение этого явления в понимании  психологии и поведении

человека, до сих пор остается одним из наименее разобранных.

 

 

 

Самосознание.Развитие самосознания

В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

В ходе социализации расширяются  и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в  целом, происходит становление в  человеке образа его Я, его самосознания.

Формирование последнего становится венцом развития сознания. В результате человек не только может  отражать внешний мир, но, выделив  себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом  относиться к себе. Мерилом этого  отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение — это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает 4 компонента (по В. С. Мерлину):

♦ сознание отличия себя от остального мира;

♦ сознание Я как активного начала субъекта деятельности;

♦ сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;

♦ социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на

основе накопленного опыта  общения и деятельности.

В современной науке существуют различные точки зрения на генезис  самосознания. Традиционным является понимание его как исходной, генетически  первичной формы человеческого  сознания, основывающейся на самоощущении, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве у ребенка формируется целостное представление о своем физическом теле, о различении себя и всего остального мира. Исходя из концепции «первичности» способность к самопереживанию оказывается особой универсальной стороной самосознания, которая его порождает.

 

Существует и противоположная  точка зрения, согласно которой самосознание — это высший вид сознания, возникший  как результат его развития. «Не  сознание рождается из самопознания, из Я, а самосознание возникает в ходе развития сознания личности...» (С. Л. Рубинштейн).

Третье направление психологической  науки исходит из того, что сознание внешнего мира и самосознание возникли и развивались вместе, одновременно, будучи взаимообусловленными. По мере объединения «предметных» ощущений складывается представление человека о внешнем мире, а в результате синтеза самоощущений — о самом  себе. В онтогенезе самосознания можно  выделить два основных этапа: на первом этапе формируется схема собственного тела и чувство Я. Затем, по мере совершенствования  интеллектуальных возможностей и становления  понятийного мышления, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может  осмысливать свое отличие в понятийной форме. Поэтому рефлексивный уровень  индивидуального самосознания всегда остается внутренне связанным с  аффективным самопереживанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самоощущение контролируется правым полушарием мозга, а рефлексивные механизмы самосознания — левым.

 

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство  личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей  единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет  надежды на будущее. Непрерывность  таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое. Главная функция  самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить  понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может  либо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего  влияния внутреннего конфликта.

Только благодаря осознанию  своей индивидуальности возникает  особая функция — защитная: стремление защитить свою уникальность от угрозы ее нивелирования.

С самосознанием связана  особая значимость того, что важно  стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим  собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных  состояниях. Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать свои умственные способности, реализовать свои возможности полностью в каждый данный момент.

 

Критерии самосознания таковы:

1) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;

2) осознание своей активности: «Я управляю собой»;

3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);

4) моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

 

 

Самооценка

Наши самооценки — это  своеобразные когнитив схемы, которые обобщают

прошлый опыт личности и  организуют новую информацию относительно данного

аспекта «Я». Вместе с тем  самооценка, особенно если речь идет о  способностях

и потенциальных возможностях личности, выражает и определен уровень

притязаний. А он зависит  от множества условий. Мальчик, хвастливый в

отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать  себя в разговоре с

учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством

самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о

себе.

Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1)

путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами

своей деятельности и 2) путем  сравнения себя с другими людьми. Чем выше

уровень притязаний, тем  труднее их удовлетворить. Удачи  и неудачи в какой-

либо деятельности существенно  влияют на оценку индивидом своих  способностей в

этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех

повышает их. Не менее  важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно

или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные

достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку

личности сильно влияют также  ее индивидуальные особенности и  то, насколько

важно для нее оцениваемое качесто  или деятельность. Частных самооценок

бесконечно много. Судить  по ним о человеке, не зная системы  его личных

ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для

него основными, невозможно.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости  от

обстоятельств. Усвоение новых  оценок может изменять значение усвоенных

прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает  себя способным

учеником. Он горд и доволен  собой, поскольку это признается другими: его

успехи вызывают положительные  реакции учителей, встречают поддержку  в семье и

вообще имеют благоприятный  социальный резонанс. Однако эта позитивная

самооценка может оказаться  поколебленной в результате срыва  на экзаменах или

в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на

второй, план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными

достижениями. Кроме того, по мере взросления способный  школьник может

обнаружить, что успехи в  учебе сами по себе еще не приносят счастья и не

являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В  этом случае общая

самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную

роль в ее формировании играет сопоставление образа реального  «Я» с образом

идеального «Я», т. е. с  каким человек хотел бы быть.

Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный

«образ Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает

разрыв между этими  характеристиками и реальность  своих достижений, его

самооценка, по всей вероятности, будет низкой.

Второй фактор, важный для  формирования самооценки, связан с  интериоризацией

социальных реакций на данного человека. Иными словами, человек склонен

оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Наконец, еще

один взгляд на природу  и формирование самооценки заключается  в том, что

человек оценивает успешность своих действий и проявлений через  призму своей

идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то

делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и  именно его делает

хорошо. В целом картина  выглядит таким образом, что люди прилагают большие

усилия для того, чтобы  с наибольшим успехом «вписаться»  в структуру общества.

Следует подчеркнуть, что  самооценка, независимо от того, лежит  ли в ее основе

собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей,

Информация о работе Развитие самосознания и «Я-концепция»