Развитие самосознания и «Я-концепция»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:41, реферат

Описание работы

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

Содержание работы

Введение 3
Самосознание.Развитие самосознания 5
Самооценка 9
«Я-концепция» 13
Заключение 18
Список используемой литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 32.74 Кб (Скачать файл)

индивидуальные идеалы или  культурно заданные стандарты, всегда носит

субъективный характер.

 

 

« Я-концепция»

 

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом  самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим  человека с другими людьми, с культурой  и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения  и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

 

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и  того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и  в его личность, и какие формы  приобретают результаты этого процесса в самосознании.

 

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”.

 

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

 

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

 

2 . Я-концепция как интерпретация опыта. Э та функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

 

3 . Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

 

Во многих психологических  теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.

 

На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее  и Я-как-объект .

 

Как мы видим из определения  Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

 

1. Убеждение, которое может  быть как обоснованным, так и  необоснованным (когнитивная составляющая  установки).

2. Эмоциональное отношение  к этому убеждению (эмоционально-оценочная  составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в  поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :

1. Образ Я - представления  индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная  оценка этого представления, которая  может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа  Я могут вызывать более или  менее сильные эмоции, связанные  с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая  реакция , то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

 

 

Заключение

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его

существования, и история  становления сознания не выходит, за рамки нескольких

десятков тысяч лет, которые  мы относим к истории человеческого  общества.

Главным условием возникновения  и развития человеческого сознания является

совместная продуктивная опосредованная речью орудийная  деятельность людей.

Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения  и взаимодействия

людей друг с другом. Она  предполагает создание такого продукта, который всеми

участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе

коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для

того чтобы вместе людям  заниматься каким-либо делом, каждый из них должен

ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть

определена и выражена в слове.

Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться  индивидуальное

сознание человека. Для  его становления также необходимы совместная

деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и

словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала филогенетического

и онтогенетического возникновения  и развития человеческого сознания его

субъективным носителем  становиться речь, которая вначале  выступает как

средство общения, а затем  становиться средством мышления.

Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово  и связанное с ним

содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив

свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и

становиться его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале

появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное

сознание человека формируется  на базе и при условии существования

коллективного сознания путем  его присвоения.

Сознание предполагает осознание  человеком не только внешнего мира, но и

самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,

представления и чувства  людей материально воплощаются  в предметах их

творческого труда и при  последующем восприятии этих предметов  становятся

осознанными. Поэтому творчество – это путь и средство самопознания и развития

сознания человека через  восприятие им своих собственных  творений.

 

 

     Список  использованной  литературы

  1. Немов Р.С. Психология: 1 т. – М., 2001.
  2. Дубровина И. В. Психология. – М., 2001
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975).
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.

5. http://ru.wikipedia.org/

 

 


Информация о работе Развитие самосознания и «Я-концепция»