Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 15:41, реферат
Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Введение 3
Самосознание.Развитие самосознания 5
Самооценка 9
«Я-концепция» 13
Заключение 18
Список используемой литературы 21
индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит
субъективный характер.
« Я-концепция»
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.
2 . Я-концепция как интерпретация опыта. Э та функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
3 . Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.
На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как-объект .
Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение
к этому убеждению (
Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :
1. Образ Я - представления индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная
оценка этого представления,
3. Потенциальная поведенческая реакция , то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Заключение
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его
существования, и история становления сознания не выходит, за рамки нескольких
десятков тысяч лет, которые
мы относим к истории
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является
совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.
Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия
людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми
участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе
коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для
того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен
ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть
определена и выражена в слове.
Точно так же в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное
сознание человека. Для
его становления также
деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и
словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала филогенетического
и онтогенетического
субъективным носителем становиться речь, которая вначале выступает как
средство общения, а затем
становиться средством
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним
содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Получив
свое всеобщее значение,
слово затем проникает в
становиться его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале
появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание. Индивидуальное
сознание человека формируется на базе и при условии существования
коллективного сознания путем его присвоения.
Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и
самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Образы, мысли,
представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их
творческого труда и при последующем восприятии этих предметов становятся
осознанными. Поэтому творчество – это путь и средство самопознания и развития
сознания человека через восприятие им своих собственных творений.
Список использованной литературы
5. http://ru.wikipedia.org/