Я.А. Коменский – выдающийся педагог и психолог Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Значение трудов Яна Амоса Коменского наиболее полно выявляются лишь в нашу эпоху. При изучении теоретических трудов и практических результатов деятельности Яна Амоса Коменского можно отметить такие определения, как «учитель народов», «Коперник педагогики», «классик мировой педагогики» и «Галилей педагогики».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 стр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Краткая биографическая справка Я. А. Коменского…………………4 стр.
2. Мир в понимании Я. А. Коменского…………………………………….5 стр.
3. Концепция пансофии у Я. А. Коменского…………………………….7 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….13 стр.

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_7 (Автосохраненный).docx

— 31.76 Кб (Скачать файл)

 Идею о пансофии  породила потребность определить  содержание образования, то, что  нужно изучать в школе. На  этот вопрос в «Великой дидактике»  автор отвечает: «всё во всём»,  но он понимает, что это «всё»  и во «всём» необходимо точнее  определить. Стремясь к более  широкому образованию, он разработал  план, по которому нужно написать  сочинение «Пансофия», в котором  излагалась бы наука, должная  в своих рамках охватить все  то, что люди знают. Коменский  до конца своей жизни старался  выявить ее главные принципы. Работая над дидактикой, он пришел  к идее концепции пансофии  как ответа на вопрос о содержании  образования в школе. Потом  идея пансофии распространилась  на всех людей, несмотря на  их возраст.

 Идея учебника о  всех вещах в течение дальнейшей  работы переросла в план создания  таких книг, которые знакомили  бы человека со всеми знаниями  и достижениями наук того времени.  Пансофия в отличие от латинских  учебников, предназначавшихся только  определенным группам учащихся, должна была быть доступной  всем людям мира. Эту демократическую  мысль более интенсивно Коменский  разрабатывает с 1633г. 

 Теперь он прилагает  все усилия к тому, чтобы в  мире образовались такие условия,  при которых любой человек  мог бы освоить те знания, которые  в жизни ему более всего  понадобятся.

 Он немедленно приступил  к составлению наброска идейного  замысла пансофии, который был  им в 1636 г. отправлен в Лондон  С. Хартлибу в качестве материала  для обсуждения. Этот первичный  текст, не сразу вызвал значительный  интерес. Лишь немного расширенная  и дополненная версия воодушевила  лондонских друзей. Рукопись возбудила  не только интерес, но и воодушевление  в Англии и других европейских  странах. Рецензенты отмечали, что  это божественный свет и доброта,  показывающие путь в будущее,  что такие гениальные мысли  появляются раз в сто лет,  что они могут раскрыть глаза  многим людям, обратить их к  научному пониманию и таким  способом дать начало новому  периоду в жизни школы, церкви, государства и всего человеческого  рода.

 Хотя Коменский подчеркивал,  что пансофия не должна замкнуться  в рамках школы, что она должна  быть открытой для всех людей,  она оказала сильнейшее влияние  как раз на учебную работу  в средних и начальных школах. Этому в значительной степени  способствовало то, что сам Коменский  организовал и теоретически обосновал  пансофическую школу, а также  его учение, что задача школы  — «учить всех всему». Обучение  должно быть всесторонним. Оно  должно предоставлять основные  сведения обо всем, окружающем человека, чтобы никто не мог встретиться с чем-нибудь, ему неизвестным. Поэтому он искал новые учебные методы, которые сделали бы возможным простым и удобным способом всех людей обучить всему. Эта и является настоящим смыслом его пансофической, общеобразовательной школы. Она должна ознакомить учеников с основами всего существующего в мире.

 Пансофическая школа  должна была внести свой вклад  в дело преобразования мира  с помощью пансофического образования.  Поэтому она и не носила  сословный характер, а предназначалась  всем, т. е. имела в прямом  смысле этого слова общеобразовательный  характер.

 Коменский возложил  на нее несколько конкретных  задач. В первую очередь, задачу  всестороннего образования детей,  затем — развития их интеллектуальных  способностей, нравственных качеств  и религиозного чувства. 

 Пансофическая школа  в Шарошпатаке должна была  иметь семь классов, но в  начале открыли первых три.  Школа начала работать в 1650 г., а уже в 1654 г. Коменский  вернулся в Лешно. Вскоре первая  пансофическая школа перестала  следовать идеям своего учредителя.

 Во время третьего  пребывания в Лешно (1654—1656 гг.) Коменский главное внимание уделял  своим пансофическим трудам, в  первую очередь «Всеобщему совету».  Он должен был стать кардинальным  произведением, которому Коменский  посвятил всё последнее десятилетие  своей жизни. В соответствии  с концепцией этого труда уже  в Лешно, и еще в большей  мере чуть позже в Амстердаме, он интенсивно занимался изучением  проблемы установления мира между  народами в духе христианства, поскольку в этом центральном  труде он хотел изложить план  реформы человеческого общества.

 «Всеобщий совет» —  объемистый труд в семи частях, симметрично распределенных по  отношению к центральной части,  озаглавленной «Pampaedia». Вводная часть «Всеобщего совета» называлась «Panegeisia» — общее пробуждение, пробуждение всех во всем, она должна была подтолкнуть мир к общественным реформам. За ней следует «Panaugia» — общее понимание, осознание всех во всем, общее осознание. Затем «Pansophia» или «Pantaxia» — общая мудрость, всесторонняя подготовка всех, всезнание. Центральную часть занимает «Pampaedia» — общее воспитание, воспитание всех во всем. Это книга о воспитании, которая в отличие от «Великой дидактики» распространяет воспитательное воздействие на всю жизнь человека вплоть до его смерти, «Panglottia» — общий язык, символизирующий договор всех со всеми. Следующая часть «Panortosia» — посвящена общему улучшению всех во всем и выражает мысль о реформе общества с конкретными предложениями об организации научной, политической и религиозной жизни. «Pannuthesia» — общее совещание является исключительной частью, в которой показан способ осуществления реформ.

 В настоящее время,  пансофическая мысль о необходимости  всестороннего общего образования  для всех людей все еще не  только жива, но и сугубо злободневна.  Ведь именно теперь, в период  научно-технической революции, педагогика  на первый план выдвигает проблематику  общего образования и общей  культуры для всех категорий  населения. Без такой культуры  и образования современный человек  чувствовал бы себя потерянным  и изуродованным в условиях  технической цивилизации.

 Коменский с помощью  пансофии хотел устранить недоразумения  между людьми и народами, искоренить  пороки, изжить заблуждения, установить  общее взаимопонимание, согласие  и мир. Ее дух терпимости  и взаимопонимания между людьми  и народами и в настоящее  время затрагивает суть общественных  процессов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Личность великого европейца, «учителя народов», философа, педагога и писателя Я. А. Коменского и его труды, бесспорно, принадлежат к самому значительному и непреходящему, что дали славянские народы Европе и человечеству, а также самим себе. Теория и практика обучения и воспитания, литературное и философское наследие Коменского до сих пор служат мощным импульсом развития европейского общества и вновь приобретают актуальность в процессе создания новых международных и культурных отношений, становятся идеей, которую следует понимать не только символически, но также исторически и практически. Он всегда стремился служить международному сообществу, указывая ему путь совершенствования дел человеческих. После смерти Я. А. Коменского из европейской политики на несколько столетий как бы исчез чешский вопрос и его произведения оставались в тени. Рациональное просвещение XVIII в. Из мнгочисленых трудов Коменского признало только его педагогическое наследие, и то с определенными претензиями и оговорками. И только в ХIХ в. возобновился интерес к жизни и творчеству Коменского, но глубокое изучение его трудов началось лишь в ХХ в. Только в этом век были высоко оценены философские и социально-исправительные идеи Коменского, его стремление к гармоничному образованию всех людей и призыву к миру, терпимости и справедливости. Труды Коменского возникли в условиях ХVII в. и, естественно отражали противоречия того времени и сложный путь человеческого познания. Он во многом опередил свое время, по своей общечеловеческой значимости его творчество является ценным наследием во всей мировой культуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Ждан А. Н. История психологии. Екатеринбург, 2002.

2.Марцинковская Т. Д. История психологии М., 2004

3.Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.

 


Информация о работе Я.А. Коменский – выдающийся педагог и психолог Возрождения