Я.А. Коменский – выдающийся педагог и психолог Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Значение трудов Яна Амоса Коменского наиболее полно выявляются лишь в нашу эпоху. При изучении теоретических трудов и практических результатов деятельности Яна Амоса Коменского можно отметить такие определения, как «учитель народов», «Коперник педагогики», «классик мировой педагогики» и «Галилей педагогики».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3 стр.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Краткая биографическая справка Я. А. Коменского…………………4 стр.
2. Мир в понимании Я. А. Коменского…………………………………….5 стр.
3. Концепция пансофии у Я. А. Коменского…………………………….7 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………….13 стр.

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word_7 (Автосохраненный).docx

— 31.76 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

        Значение трудов Яна Амоса Коменского наиболее полно выявляются лишь в нашу эпоху. При изучении теоретических трудов и практических результатов деятельности Яна Амоса Коменского можно отметить такие определения, как «учитель народов», «Коперник педагогики», «классик мировой педагогики» и «Галилей педагогики».

 Это и оригинальный  философ, и великий педагог,  и выдающийся писатель, и филолог,  видный религиозный и политический  деятель, Коменский сочетал в  себе эти сферы деятельности как органическое единство.

 Высшим достижением Коменского стала Пансофия — не только принципиальный синтез всех имеющихся знаний, но и их всеединство, имеющее своей основой Божественную Истину. На основе истинного всеобщего знания у человека формируется сознание как понимание своего места в мироздании и проникновение в суть вещей. Оно ведет к единому сознанию всего человечества. Принцип всеединства, отстаиваемый Коменским, обусловил в прикладных областях его деятельности подчиненность их общегуманитарным задачам.

 Многие идеи Коменского  остались непонятыми его современниками. Последующие эпохи признавали  Коменского главным образом как  великого педагога. Актуальность  Коменского выходит далеко за  рамки среднеарифметического значения  творчества классиков науки. Для Коменского на первый план выдвинулись проблемы человека, что позволяет нам рассматривать Коменского как завершающую фигуру европейского христианского гуманизма.

 Наряду со всеобщей  мудростью – Пансофией – в  учении Коменского основное место  занимала проблема совершенствования  человека и человечества. Она  сводилась к совершенствованию  человеческой души и характеру.  К первому были устремлены  богословские сочинения Коменского. Второму посвящена его педагогическая  деятельность, снискавшая ему общеевропейскую  славу. 

 Проблемы морального  совершенствования, возрождения  этических ценностей в нашем  обществе сейчас чрезвычайно  актуальны. 

 

1.Краткая биография Я. А. Коменского

   Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских  братьев. В 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. Был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию.

     Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей (“Материнская школа”, “Великая дидактика”, “Новейший метод языков”, “Пансофическая школа” и др.) рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой  педагогических воззрений Коменского было то, что  он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок  установления справедливых и дружественных  отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью  через его главный труд “Всеобщий  совет об исправлении дел человеческих”, одну из частей которого он назвал “Пампедией ” - “Всеобщим воспитанием”, где  он, в частности, развивает мысль  о том , что воспитание и образование  человека не заканчивается после  выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество  к будущему самовоспитанию и самообразованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Мир в понимании Я. А. Коменского

 Мир Коменского не является лишь просто разнообразием, т. е. суммой всех предметов, всех фактов действительности. Мир в его понимании – это величайшее единство органического типа. Каждое существо, так или иначе, связано с иными существами, живет благодаря им, подобно тому, как дерево может быть только единством всего в нем заключающегося: корней, стволов и ветвей. Именно эта взаимозависимость, эта объединенное через взаимные отправления являются выражением тех надежд, которые Творец вложил в свое создание. Единый есть Бог, а в силу этого единым является и мир, единым как в актуальности своей формы, так и в единстве своей жизни. Мир и каждый существующий в нем предмет являются выражением этой жизни; тот факт, что отдельные индивиды направлены на иные, что одни существуют благодаря другим и через них, также то, что все они являются участниками и свидетеля судьбоносных событий, является доказательством особой жизненной линии, способности отдать себя в руки жизни. Тем самым Бог становится основой всего существующего, а «жизненность» и есть его истинное, собственное участие в пространстве, называемом «мир». Это и есть тот самый незамечаемый и забытый нами знак, «авторская подпись» невидимой Божественной силы. Существуют различия проявления сущностной Божественной силы, поэтому действительность раскрывает ее в рамках своего собственного назначения.

 Мир, в понимании  Коменского, был создан и создается  с тем, чтобы он стал видимым  знамением Божьего замысла, чтобы  возникло пространство для высокой  роли человека, чтобы разыгрывалась  удивительная драма борьбы за  лучший мир. Именно это «чтобы»,  и характеризует жизнь Божьего  мира во всей ее наполненности  смыслом, т. е. в зависимости  одних от других и в заботах  о ближних, и следует назвать  жизненность. Понимание жизни  идет в самом широком смысле  этого слова — это, прежде  всего основное назначение всего  существующего.

 Внутреннюю жизненность  следует понимать в категории  сущности мира. Необходимо видеть  внутреннюю связь между предметами, и новое воссоединение, в котором  эти предметы соединяются друг  с другом таким образом, что  каждый из них раскрывает не  только самого себя, но и остальные  предметы, в силу чего эссенции  составляют такое органичное  целое, из которого нельзя ничего  исключить. 

 Для подобного понимания  человек обладает тремя источниками,  тремя Божественными книгами  — это природа, Священное Писание  и человеческая душа.

 Бог — это и есть  начальный образ существования,  или же экзистования, т. е. восхождения  из-за... для... . Бытие «для» восхождения  и проявления, именно это Божье  проявление и откровение, т. е.  епифаническое движение, в конечном счете и является основой тринитаризма. Божественная данность этого мира проявляется в епифанической сущности каждого существования: прежде чем предъявить себя в качестве откровения всё должно вступить в мир как определенное существо, как форма, как некая креация, как личность, как нечто сосредоточенное на своей идее.

 Коменский не раз  подчеркивает, что существует лишь  единый мир, созданный для вершины  творения — человека, созданный  на основе числа, мер и весов  в течение шести дней, как об  этом свидетельствует Библия, причем  Бог и в дальнейшем им управляет,  ибо Бог — это центр всего  существующего. Естественно, что  каждое из Божьих творений  тоже является собственным центром  — ведь иначе каждое из этих  существ именно так и в таком  проявлении не могло бы быть  единым; однако само существование,  эта абсолютная жизнь, проявляющая  себя через мир, становится  возможной лишь как круговое  движение в направлении к абсолютному  центру.

 Бог понимается им  как всеобщий центр, каждое  из существ со своим центром,  мир и жизнь как движение  вокруг абсолютного центра, самость  и стремление идти иным путем,  мешающие слиянию; каждое из  существ не только как собственный  центр, но и как лучи, идущие  от центра к контуру окружности (спицы колеса).

 Главной задачей каждого  существа, и прежде всего человека, по мнению Я. А. Коменского, является его участие в этом  процессе творения и завершения  драмы «Мир» через его наполненность  смыслом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Концепция пансофии у Я. А. Коменского

      В своих трудах Коменский первый убедительным образом выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу самостоятельному развитию педагогики как науки.

 Концепция пансофии  возникла как реакция на схоластическое  учение и схоластическую школу.  Он считал, что необходимо построить  новую школу, в противовес существующей  средневековой, в которой бы  усваивались знания, умения, навыки, необходимые для жизни. Новые  идеалы требуют, чтобы молодежь  воспитывалась и обучалась так,  что ничто не могло бы ее  застать врасплох, к чему она  не оказалась бы подготовленной. Такую подготовку, по мнению Коменского, может обеспечить только пансофия, наука обо всем, покоящаяся на  единых началах, преследующих  извечную истину и гармонию.

 Термин «пансофия»  греческого происхождения («pansophia»: pan = весь + sophia = мудрость), буквальное значение — всеобщая мудрость, вся мудрость, премудрость, всезнание, всеобщая наука, познание всего. Его сочинил Я. А. Коменский, желая в одном труде, выпущенном под общим заглавием «Пансофия», изложить результаты всех человеческих знаний. Средневековой философии он противопоставляет пансофию: новую философию, энциклопедию знаний. Пансофия должна была быть живым отображением вселенной, должна была подходящим образом охватить все, что, было, есть и будет – все знания о Боге, природе, человеческом обществе и внутренней жизни человека, все, что является содержанием общего образования. Коменский пользуется понятием «пансофия» в понимании общей мудрости, знания всего существующего, разузнавания причин, целей и пользы. Она должна была быть настолько исчерпывающей, чтобы за ее рамками ничего не оставалось. Она должна была дать широкий философский синтез знаний, стать всеобъемлющей, универсальной наукой наук.

 Коменский питал надежду,  что его концепция пансофии  устранит раздробленность и столкновения  между отдельными науками и  научными отраслями, которые были  замкнутыми в самих себе и  несоединимы с органическим единством  мира. Поэтому он пытался обнаружить  единые методологические принципы  всех наук и своей пансофией  охватить и объективно изложить  результаты и достижения всех  наук и всех ученых, несмотря  на их религиозную, национальную  или политическую принадлежность.

 Пансофическая концепция  Коменского является последовательно  демократичной и исходит из  требований полного равноправия  получения образования для всех  людей. Он многие годы направлял  усилия на то, чтобы общие научные  результаты стали достоянием  каждого человека. Он отстаивал реформу человеческого общества, право на образование всех людей, несмотря на пол, расу, национальность и социальное положение.

 Пансофия была всезнанием  не только тем, что она должна  была охватить все достижения  человеческого ума, но и тем,  что она предназначалась всем  людям. Поскольку все люди, одаренные  умом, стремятся к знаниям, всем  им должен быть гарантирован  беспрепятственный доступ к знаниям  и наукам — это один из  устоев пансофии, которым она  устраняет многовековое понимание  науки как привилегии избранных.

 Коменский верил в  то, что распространение пансофии  убудет способствовать духовному  возрождению человечества. Она должна  была устранить все недоразумения  и заблуждения между людьми. С  ее помощью он хотел облегчить  участь порабощенному чешскому  народу и всему человечеству. Он надеялся, что пансофия как  общая мудрость будет содействовать  быстрому повышению образовательного  уровня, препятствовать схоластическим  распрям, способствовать лучшему  взаимопониманию и сближению  людей, в результате чего последует  общее согласие, единодушие и  мир.

 Стремясь к истреблению  пороков в современном ему  обществе, Коменский придавал особое  значение общему образованию,  формированию новой школы, воспитывающей  детей в духе гуманизма. В  своей «Великой дидактике» он  писал, что на Земле нет более  деятельного пути к преодолению  пороков, чем правильное воспитание  и образование. 

 Он подчеркивал, что  цель воспитания — подготовить  человека к вечной жизни, он  призывал людей не к пассивному  ее ожиданию, а к активному  преобразованию всего существующего,  к уничтожению всех пороков  в общественной жизни, к созданию  «царства мира» и «рая земного». В этом сказывается его огромное  доверие к человеку и к его  возможностям.

 Своим учением он  показал, что находится под  сильным влиянием гуманизма и  Возрождения. Оттуда он почерпнул  жизненный оптимизм, веру в человека, восхищение жизнью и природой. Коменский учил, что человек —  это «совершенное, прекрасное существо»,  «наиотличнейшее создание», дивный  микрокосм, гармония тела и  духа. Воспитание должно формировать  человека в «цельности его  существа». В этом смысле Коменский  называет школу мастерской человечности.

 В отличие от педагогов-гуманистов  эпохи Возрождения, Коменский  создал систему воспитания не  для избранных, аристократических  слоев общества, а согласно принципам  демократии — для всех общественных  группировок. Он первым выразил  идею общего образования, общих  основ обучения для всех детей,  детей богатых и неимущих, известных  и неизвестных родителей, мужского  и женского пола, городских и  деревенских. Он провозгласил  демократический принцип единой  школы и учебной системы, что также теснейшим образом связано с его концепцией пансофии.

Информация о работе Я.А. Коменский – выдающийся педагог и психолог Возрождения