Укорененность 
и братство в противовес кровосмешению. 
Фундаментальная психологическая связь, 
по Э. Фромму, — это связь с матерью
      Потребность 
в укорененности, по Э. Фромму, носит 
универсальный общечеловеческий характер 
и чрезвычайно важна для психологической 
защищенности индивида.
      Тождественность 
и индивидуальность в противовес 
стадному конформизму. Потребность 
в тождественности еще называют 
потребностью в самоопределении 
или в персонализации.
      Потребность 
в системе ориентации и потребность 
в поклонении в противовес 
иррациональности. Потребность в 
системе ориентации у человека 
выражается в поисках и определении 
смысла жизни, а для этого 
необходимо иметь “картину мира” 
(неважно — реальную или нереальную).
 
4. Концепция К. Хорни.
      В концепции 
К. Хорни центральным является понятие 
самореализации. Когда возможность самореализации 
нарушается, человек становится невротиком, 
переживающим внутренний конфликт.
      Базальный 
конфликт — одно из главных 
понятий, рассматриваемых К. Хорни. 
Конфликт формируется на основе базальной 
тревожности — переживаемых ребенком 
чувств одиночества и беспомощности в 
потенциально враждебном мире.
      Чтобы справиться 
с враждебным окружением, ребенок 
выбирает определенную стратегию 
поведения:
• движение к людям (в 
поиске помощи);
• движение против людей (агрессивная 
ориентация);
• движение от людей (избегание 
других).
      Принятая 
в детстве ориентация сохраняется 
в дальнейшем и у взрослого. 
Невротическое стремление к безопасности 
достигается гипертрофией одного 
из трех типов защитных реакций:
• беспомощности;
• агрессивности;
• отчужденности.
      Таким образом, 
если здоровый человек предпочитает 
свободное общение, сближение 
с окружающими, лишь при определенных 
обстоятельствах идет против 
них или уходит от контактов 
с ними, то невротик решает 
проблему общения всегда негибким 
способом. Он выбирает только 
один из типов коммуникации, тогда 
как в действительности они 
не исключают один другого.
      Важным 
вкладом К. Хорни в практическую 
психотерапию являются разработанные 
ею основные невротические симптомы:
• непоследовательность и 
нерешительность поведения;
• подчеркнутая безнадежность;
• боязнь перемен;
• постоянное настаивание 
на собственной правоте (как защита 
от внутренних конфликтов);
• стыдливость и робость;
• мстительность и садизм 
в поведении;
• состояние заметной усталости 
(в результате значительных затрат 
энергии на внутренние конфликты).
      Согласно 
концепции К. Хорни, цель психотерапии 
— помочь пациенту преодолеть подавленные 
внутренние конструктивные силы роста 
и развития. Психотерапевтический процесс 
представляет собой процесс обучения, 
когда пациент узнает, что невротик, который 
якобы стремится к людям, скрывает враждебность 
и себялюбие под желанием ублажать других, 
а невротик, движущийся против людей, на 
самом деле не осознает своей беспомощности, 
и т. п.
 
 
5. ПТ межличностных отношений 
Г. Селливана.
      “Насколько 
я знаю, каждый человек имеет 
столько личностей, сколько у 
него межличностных отношений, 
а многие из наших межличностных 
отношений суть ничто иное, как 
действия с воображаемыми людьми.., 
которые для нас не менее 
реальны, чем клерк из лавки 
на углу”, — так отмечал 
Г. Салливэн важность влияния на межличностную 
ситуацию воображаемых “третьих лиц”.
      Суть интерперсональной 
психотерапии Г. Салливэна заключается 
в признании важности межличностного 
взаимодействия как основы формирования 
нормы и патологии.
      Болезнь 
и здоровье, норму и патологию 
ученый рассматривал в контексте 
отношений между людьми. Возникновение 
патологии во многом обусловлено 
нарушением межличностных отношений 
(в детстве, подростковом возрасте 
или у взрослых), поэтому цель 
психотерапии — помочь пациенту 
восстановить межличностные отношения, 
что приведет к выздоровлению. 
Кроме того, в межличностных отношениях 
с психотерапевтом пациент учится 
получать удовлетворение от общения 
с людьми, избавляется от тревоги, 
приобретает чувство безопасности, 
налаживает отношения с собой 
и окружающими. При этом происходит 
перестройка личности, способствующая 
тому, что пациент начинает видеть 
реальные пути выхода из ситуаций, 
ранее представлявшихся ему неразрешимыми.
      По своему 
характеру метод интерперсональной 
психотерапии Г. Салливэна приближается 
к современным вариантам краткосрочной 
психотерапии.
 
6. Теория трансактного анализа 
Берна.
      В своей 
эклектической по композиции 
концепции Э. Берн использовал 
понятия психодинамического и бихевиористского 
подходов, делая акцент на определении 
и выявлении схем поведения, которые “программируют” 
(реализуют “сценарий”) взаимодействия 
личности с собой и другими.
      В центре 
концепции Э. Берна находится 
понятие “эго-состояние”. Таких 
эго-состояний он различает три: 
Родитель, Ребенок и Взрослый, которые, 
в свою очередь, составляют 
структуру личности.
      При взаимодействиях 
(трансакциях) людей могут включаться 
разные Я-состояния. Различают трансакции 
дополнительные, перекрестные и скрытые. 
Дополнительными называются трансакции, 
соответствующие ожиданиям контактирующих 
людей и отвечающие здоровым человеческим 
отношениям.
      Скрытые 
трансакции отличаются от дополнительных 
и перекрестных тем, что охватывают 
более двух состояний “Я”, 
так как сообщение в них 
маскируется под социально приемлемым 
стимулом, но ответная реакция 
ожидается со стороны эффекта 
скрытого сообщения, что и составляет 
суть психологических игр.
      Психологическая 
игра представляет собой набор 
следующих друг за другом дополнительных 
скрытых трансакций с четко 
определенным и предсказуемым 
исходом.
      Сценарий 
— это жизненный план, напоминающий 
спектакль, который личность вынуждена 
играть. Он зависит от позиций, 
принятых в детстве, и записывается 
в детское Я-состояние через трансакции 
(взаимодействия), которые происходят 
между родителями и ребенком.
      Главной 
целью психотерапевтической помощи, 
опирающейся на концепцию трансактного 
анализа, является помощь клиенту в осознании 
своих игр, жизненного сценария, эго-состояния 
и при необходимости их коррекция. Психотерапевт 
стремится также освободить человека 
от навязанных ему программ поведения 
и помочь стать независимым и способным 
к полноценному общению.
 
Тема 7. Теория развития самости 
(селф-психология, Кохут, С. Менцос)
 
1. Нормальный, патологический, 
злокачественный нарциссизм, антисоциальность.
      Следует 
различать нормальный и патологический 
нарциссизм. Первый зависит от 
структурной целостности, обретения 
константного восприятия себя 
и объектов, равновесия между 
дериватами агрессивных и либидинозных 
влечений, гармонии между структурами 
Самости и Сверх-Я, способности к Я-синтонному 
выражению побуждений, принятию вознаграждения 
со стороны внешних объектов, а также от 
физического благополучия. Патологический 
нарциссизм включает защитное самоуничижение 
с сопутствующей недостаточной интеграцией 
представления о себе и диссоциацией агрессивно 
обусловленных репрезентаций Самости. 
Нормальный нарциссизм ведет к устойчивому 
реалистическому отношению к себе. Патологический 
нарциссизм, напротив, сопровождается 
архаическими требованиями к себе, исключительной 
зависимостью от оценки со стороны других 
и бедными или вырожденными объектными 
отношениями. Он проявляется в чувстве 
собственной исключительности, безжалостном 
самосовершенствовании и нарушенной способности 
заботиться о других, сочувствовать им, 
любить их.
      При злокачественном 
нарциссизме его предметом является 
не то, что человек делает или 
производит, а то, что он имеет, 
например собственное тело, внешний 
вид, здоровье, богатство и т. 
д. Этот вид нарциссизма злокачествен 
потому, что элемент коррекции, 
который мы находим в доброкачественной 
форме нарциссизма, здесь отсутствует. 
Если я "велик", если я 
имею определенное качество, то 
нет необходимости в поддержании 
отношений с внешним миром. 
У меня нет необходимости напрягаться. 
В то время как я пытаюсь 
сохранить образ своего величия, 
я все больше и больше отдаляюсь 
от реальности и должен все 
более усиливать нарциссический 
заряд, чтобы лучше защитить себя от опасности 
обнаружения моего нарциссически раздутого 
"Я". Поэтому злокачественный нарциссизм 
не удерживается в рамках и приводит к 
грубому солипсизму и ксенофобии.
      Еще одним 
фактором, чрезвычайно важным для 
прогноза терапии нарциссической 
личности, является та степень, в которой 
нарциссическая патология характера включает 
в себя антисоциальные тенденции. Чем 
сильнее они выражены, тем хуже прогноз. 
Обычно антисоциальные тенденции выражены 
в той же мере, в какой выражен недостаток 
интеграции нормальных функций Супер-Эго 
и в какой пациент не способен к депрессивным 
реакциям. Есть также обратная зависимость 
между антисоциальными тенденциями и 
качеством объектных отношений. Особенно 
плох прогноз в тех случаях, когда антисоциальные 
тенденции сочетаются с садистическим 
характером патологического грандиозного 
Я или с прямыми проявлениями выраженно 
садистического сексуального поведения.
 
 
2. Стремление к признанию, 
власти, любви.
      Мотив власти — 
стремление индивида влиять на людей. 
Мотивация власти (потребность во власти), 
при некоторых обстоятельствах, может 
быть существенной движущей силой человеческих 
действий. Это стремление занять руководящую 
позицию в группе (коллективе), попытка 
руководить людьми, определять и регламентировать 
их деятельность.
      Мотив власти 
занимает важное место в иерархии 
мотивов. Действия многих людей 
(например руководителей различных 
рангов) побуждаются мотивом власти. 
Стремление господствовать над другими 
людьми и руководить ими — это мотив, который 
побуждает их в процессе деятельности 
преодолевать значительные трудности 
и прилагать огромные усилия. Человек 
много работает не ради саморазвития или 
удовлетворения своих познавательных 
потребностей, а ради того, чтобы получить 
влияние на отдельных людей или коллектив.
      Потребность 
в принадлежности и любви. Человек 
жаждет теплых, дружеских отношений, 
ему нужна социальная группа, 
которая обеспечила бы его 
такими отношениями, семья, которая 
приняла бы его как своего.
      Потребность 
в признании. Каждый человек 
(за редкими исключениями, связанными 
с патологией) постоянно нуждается 
в признании, в устойчивой и, 
как правило, высокой оценке 
собственных достоинств, каждому 
из нас необходимы и уважение 
окружающих нас людей, и возможность 
уважать самого себя. Удовлетворение 
потребности в оценке, уважении 
порождает у индивидуума чувство 
уверенности в себе, чувство собственной 
значимости, силы, адекватности, чувство, 
что он полезен и необходим 
в этом мире. Потребности этого 
уровня подразделяются на два 
класса.
      В первый 
входят желания и стремления, 
связанные с понятием «достижение». 
Человеку необходимо ощущение 
собственного могущества, адекватности, 
компетентности, ему нужно чувство 
уверенности, независимости и 
свободы.
      Во второй 
класс потребностей мы включаем 
потребность в репутации или 
в престиже (мы определяем эти 
понятия как уважение окружающих), 
потребность в завоевании статуса, 
внимания, признания, славы.
 
3. Отражение. Идентификация. 
Альтер-Его.
      Построение 
личности высшего порядка происходит 
благодаря эмфатическим реакциям 
«отзеркаливающего» я-объекта, которые 
поощряют младенца ощущать свое величие, 
демонстрировать себя и чувствовать свое 
совершенство, а также позволяют ему сформировать 
интернализованный родительский образ, 
с которым он захочет слиться.
      Впоследствии 
мелкие, нетравматичные ошибки, которые 
совершает в своем реагировании «отзеркаливающий» 
идеализированный я-объект, приводят к 
тому, что личность и ее функции постепенно 
замещают я-объект с его функциями.
      Однако 
травматические недостатки я-объекта, 
такие, как грубый недостаток эмпатии, 
приводящий к тому, что мать или другой 
я-объект не выполняет функцию отзеркаливания, 
вызывает различные дефекты личности. 
Например, неспособность к отзеркаливанию 
из-за слабой эмпатии разрушает удовлетворенность 
младенца своим архаическим «я», ведет 
к интроекции дефектного родительского 
образа и к развитию фрагментированной 
личности.
      Идентификация 
личности выступает механизмом 
социального научения. Это, прежде всего 
— установление эмоциональной связи индивида 
с другими людьми, прежде всего его родителями, 
на основе чего происходит уподобление, 
чаще всего неосознанное, этим другим, 
которые становятся „значимыми другими“. 
Ориентация на другого человека как на 
образец приводит к усвоению социального 
опыта. За счет идентификации у маленького 
ребенка происходит формирование поведенческих 
стереотипов, образующих черты личности, 
определение ценностных ориентаций и 
полоролевой идентичности.