Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

Упражнение 4. «Пишущая машинка».

Инструкция: «Давайте представим себе, что все мы — большая пишущая машинка. Каждый из нас — буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «поезд», и тогда тот, кому достается буква «п», хлопает в ладоши, потом мы все вместе хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «о», и снова общий хлопок и т. д. (Тренер распределяет буквы.) Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать слово с самого начала».

Тренер приступает к проведению упражнения, подбирая при этом такие слова, чтобы все члены группы могли принять в нем участие. В процессе выполнения упражнения тренер может усложнить задачу: предложить в одном слове всем вместе хлопать в ладоши между буквами 2 раза.

Упражнение 5. «Желаю тебе…»

Инструкция: «в заключение нашего занятия выскажите друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить».

Рефлексия.

                     Занятие 8. Я не такой как все.

Цель: Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.

          Упражнение 1. Игра «Я не такой, как все, и все мы разные»

Подросткам предлагается в течение пяти минут с помощью цветных карандашей нарисовать, что такое радость. Подчеркивается, что рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно. После выполнения задания участники, в том участники, в том числе ведущий, по очереди показывая свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Участники обмениваются впечатлениями, трудно ли было выполнить задание, трудно ли рассказать, что изобразили. Ведущий просит ребят обратить внимание на различие в понимании и представлении понимания понятия «радости». Делается вывод о том, что каждый человек – особенный, неповторимый. Поэтому каждый человек незаменим, и это важное основание для того, чтобы он ощущал свою ценность.

       Упражнение 2. Игра  «Мой портрет в лучах солнца»

Ведущий просит ответить на вопрос: «почему я заслуживаю уважения?» - следующим образом: нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите своё имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, что бы было как можно больше лучей. После выполнения задания участники по очереди, показывая свои рисунки, рассказывают о своих достоинствах.

       Упражнение 3. «Предмет»

Каждый участник заранее отдает свой предмет, вызывающий у него самые приятные обонятельные, осязательные, зрительные или слуховые ощущения. Ведущий передает по одному предмету всем членам группы по кругу (участники не знают, кто принес этот предмет). Каждый, у кого в руках находится предмет, должен предположить, какие индивидуальные особенности присущи владельцу этого предмета. В этом упражнении каждый участник получает о себе дополнительную информацию, о своих индивидуальных особенностях, так как предметы определенным образом характеризуют своего владельца.

      Упражнение 4. «Хоровод»

Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.

Занятие 9. Мотивы наших поступков.

Цель: Активизация самосознания.

      Упражнение 1. «Пожелания»

Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем, друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним, и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

    Упражнение 2.  Игра «Продолжить»

Участникам предлагается список предложений, которые надо закончить с точки зрения того, какими, по их мнению, их видят окружающие:

Мне хорошо, когда…

Мне грустно, когда…

Я сержусь, когда….

Я боюсь, когда…

Я чувствую себя смелым, когда…

Затем по кругу дети зачитывают свои предложения, и ведётся обсуждение, исходя из ответов, в каких ситуациях дети чаще чувствуют себя хорошо, им грустно ит.д.

     Упражнение 3. Игра «Благодарность без слов»

Участники разбиваются на пары по желанию. Пары выходят в центр круга, сначала один, а потом другой пытаются без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем пары делятся впечатлениями, о том:

  • что чувствовал, выполняя это упражнение;
  • искренно или наиграно выглядело изображение благодарности партнером;
  • понятно ли было, какое чувство изображал партнер.

      Упражнение 4. «Хоровод»

Участники встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и улыбаются.

Занятие 10. Я желаю тебе.

          Упражнение 1. «Я  желаю тебе…»

Инструкция: Начнем нашу работу с того, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сегодняшний день.

          Упражнение 2. «Мы делились…»

Инструкция: «Сейчас один из нас какое-то время побудет за дверью. Мы тем временем разделимся на две подгруппы, по избранному нами признаку, который должен визуально фиксироваться и однозначно делить группу на две части. Две образовавшиеся подгруппы садятся в разных местах так, чтобы они были отделены пространственно.

Вернувшийся участник должен определить, по какому признаку группа разделилась на части».

         Упражнение 3. «Состояние»

Инструкция: «Пусть кто-то из нас первым, скажет своему соседу слева о его состоянии. Например, «Мне кажется, что ты сейчас спокоен и заинтересован происходящим» или «Мне кажется, что ты утомлен» и т. д. Тот, кому это сказали, в свою очередь, скажет нам всем о своем состоянии в данный момент. Затем он выскажет свое предположение о состоянии соседа слева, и тот уточнит свое состояние и т. д.»

После того как круг замкнется, тренер может задать группе общий вопрос: «Каким    образом    вы    определили    состояние    своего    соседа?» или   более конкретный: «На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?».

         Упражнение 4. «Подарок»

Инструкция: «Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча».

Когда все получат подарки (круг замкнется), тренер обращается к тому участнику группы, который получил подарок последним, и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После того как тот ответит, тренер обращается к участнику, который вручал подарок, и спрашивает о том, какой подарок он сделал, и так по очереди до последнего участника.

Упражнение 5. «Мой сегодняшний день».

Инструкция: В течение пяти минут вы должны нарисовать свои впечатления о сегодняшнем дне. Сделайте ваш рисунок в любой манере, главное, чтобы он отражал ваше видение, ваш образ сегодняшнего дня работы. Постарайтесь рисовать так, чтобы никто не видел, что вы рисуете. Завершенные рисунки отдайте мне. (Когда все рисунки будут у тренера, он раздает их участникам, стараясь, чтобы никому не попал его собственный рисунок.) А теперь, пожалуйста, подумайте, кто автор этого рисунка, и подпишите его».

Ведущий предлагает каждому назвать автора рисунка и пояснить, почему он пришел к такому решению. Остальные участники молча слушают пояснения. Затем тренер обращается к группе с вопросом: «Есть ли другие версии?» и просит участников высказать аргументы в поддержку своего мнения. После этого тренер просит автора прокомментировать свой рисунок. Аналогично обсуждаются все рисунки.

Выполнение этого задания дает возможность рефлексии содержания работы за день, помогает структурировать полученный опыт.

 

 


 



Информация о работе Становление личности подростка