Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

Количественный анализ данных первичной диагностики по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) показал, что    соотношение набора  реальных и идеальных  качеств человека (то есть, самооценка и самосознание)  для подростков из  экспериментальной группы выглядит следующим образом: 

 

Таблица результатов оценки  самосознания

 

Уровень самосознания

высокий

средний

низкий

Количество детей

20

(100%)

5

(25%)

6

(30%)

9

(45%)


 

При этом в результате наблюдений и проведенной беседы нами было замечено, что  подростки, обладающие высоким уровнем самосознания учатся на «4» и «5»;  подростки, обладающие средним уровнем самосознания,  в учебе показывают, в основном, средние результаты;  а подростки с низким уровнем самосознания учатся на «3».  При анализе данных бесед нами было также отмечено,  что подростки, обладающие  высокой самооценкой, живут в  семьях, характеризующихся высокой сплоченностью и солидарностью. Подростки в таких семьях  с готовностью следуют задаваемым им образцам поведения, настойчиво и успешно решают встающие перед ними задачи: они настойчивы, активны, инициативны, находчивы.  Подростки  с заниженной самооценкой, напротив,  пассивны, неуверенны в себе, в правильности своих суждений и наблюдений, они не находят в себе сил, чтобы  влиять на других людей, противостоять им. Таким образом, мы можем говорить о том, что у подростков низкая или высокая самооценка влияет на  их успехи в учебе, отношения с товарищами, учителями и родителями, а также проявляется в их  успешности или неуспешности во внеучебной деятельности.

Количественный анализ данных первичной диагностики по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) показал, что    соотношение набора  реальных и идеальных  качеств человека (то есть, самооценка и самосознание)  для подростков из   контрольной группы выглядит следующим образом: 

Таблица результатов самосознания

 

Уровень самосознания

высокий

средний

низкий

Количество детей

20

(100%)

7

(35%)

10

(50%)

3

(15%)


 

По сравнению с экспериментальной группой, в контрольной группе на 10 %  больше подростков, обладающих высокой самооценкой, на 20 % -  подростков, обладающих средней самооценкой и на 30 % меньше подростков, обладающих низкой самооценкой.  Такие результаты говорят о том, что  подавляющее число подростков,   учащихся в 8 «А» классе, обладают высокой и средней самооценкой, что помогает им в учебе, в реализации своих интересов  и  возможностей.  Из -  за небольшого разброса уровней самооценки в данном классе, он выглядит более сплоченным,  дружным коллективом, которому по плечу  самые сложные задачи. В этом подросткам из данного класса помогают и родители, которые  являются заинтересованными участниками всех начинаний своих детей.

Таким образом, количественные данные  первичной диагностики в экспериментальной и контрольной группах по  тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован  С. Орловым) показывают, что  большинство  исследуемых подростков имеют самооценку и уровень самосознания, который  реально соотносится с их внутрисемейной ситуацией,  а также с их успехами в учебе. Однако в то же время,  и в той, и в другой группах имеются подростки с более высокой   или более низкой оценкой собственной личности, чем их реальные достижения у учебе

Охарактеризуем более подробно некоторых из исследуемых подростков экспериментальной группы:

Понаблюдав за ребятами,  которые учатся  на  «5» и имеют  высокую и адекватную самооценку, опросив учителей, мы пришли к выводам, что, например, А.Ш. учится отлично, в классе у нее много друзей, ей всегда хочется во всем участвовать, узнавать новое.

Б. С. - очень серьезный, ответственный, ему можно поручить любое дело и он его выполнит хорошо. К тому же высокая самооценка данного подростка объясняется тем, что он серьезно увлекается легкоатлетическим спортом и добился  там неплохих результатов.

Ж. Н. сразу показался  очень уверенным в себе человеком, который может увести за собой массу людей. В классе у него очень много друзей как среди мальчиков, так и среди девочек, однако подросток реально оценивает свои личностные качества.

В.Т. -  очень артистичный и творческий человек (играет на музыкальном инструменте), но в то же время учеба занимает  не первое место в ее жизни, а потому девочка знает большинство своих слабых  сторон.

А. Д. имеет среднюю самооценку, но в учебе не успешна, то есть, учится на «3». Девочка во внеклассных мероприятиях себя совсем не проявляет, с одноклассниками общается мало. Судя по всему, это свидетельствует о том,  что у девочки существует неадекватно завышенная самооценка. Возможно, это защитная реакция на определенную ситуацию.

К.Е.  учится на «3» и имеет низкую самооценку. По словам классного руководителя, девочка не участвует в различных мероприятиях, безынициативна, ее всегда нужно к чему-либо подталкивать. Учиться желания у нее нет. В результате этот ребенок получает низкие оценки, в связи с чем у нее сформировалась низкая самооценка. Родители девочки пьют, постоянно ругаются, не следят за воспитанием дочери.

Таким образом, результаты проведения данного теста показали, что самооценка  и самосознание подростков во многом определяется уровнем интеллектуального развития. Человек с широким кругозором и умственной пытливостью, склонен проявлять любознательность не только в научно-технических, художественно-творческих или других предметных знаниях, но и  интересоваться людьми, их психологией и поведениям, а также стремиться к познанию законов формирования человеческих отношений. Так же результаты диагностики свидетельствуют о том, что в той и другой группах (экспериментальной и контрольной), есть подростки, у которых наблюдаются проблемы в развитии самосознания (неадекватный уровень самооценки и уровня притязаний, непринятие собственного образа и отсутствие своей значимости) и нуждающиеся в помощи специалиста. С этой целью нами была разработана программа социально-педагогической помощи по развитию самосознания подростков.

 

 

2.2 Программа социально -  педагогической помощи по развитию самосознания подростков

  На основании изучения результатов  первичной диагностики разработана программа коррекции по развитию самосознания подростков.  При составлении программы использовались материалы Овчаровой Р.В., И.В.Дубровиной, А.С.Прутченкова, Е.Крысько и других.

   Программа состоит из десяти занятий, в которые входят  несколько упражнений, каждое занятие рассчитано на 1-1,5 часа.

  Цели программы:

  • Понимание себя как личности и нахождение способов личностного развития, снятие внутриличностных напряжений, понятие своей значимости для группы.
  • Формирование различных сторон «Я» ребенка.
  • Развитие положительного отношения к самим себе, формирование позитивной Я – концепции.
  • Обогащение личного опыта
  • Ознакомление и проработка конструктивных форм общения в социуме.

Задачи:

  • Обеспечение подростка средствами самопознания.
  • Повышение представлений подростка о собственной значимости, ценности, укрепление у него чувства собственного достоинства.
  • Познание своих сильных и слабых сторон во взаимодействии с другими людьми.
  • Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.

Правила:

  1. Постоянное участие в работе. Каждый член группы участвует в работе в течение всего времени, без перерывов.
  2. Закрытость группы. Все, что происходит внутри группы не должно выноситься за ее пределы.
  3. Откровенность и искренность. Члены группы должны попытаться отбросить все роли и быть самими собой, говорить то, что думают, проявлять то, что чувствуют.
  4. Правило «Стоп!». Тот член группы, который не хочет отвечать на какой-то вопрос, участвовать в какой-то игре, из-за нежелания быть искренним  или из-за неготовности может сказать «Стоп!», но эта возможность одна на протяжении всего занятия.

В основе принципов осуществления групповой коррекционной работы лежат принципы:

     Принцип безоценочности  и сниженной критичности. Осуществление данного принципа может считаться важнейшим условием продуктивной работы группы. Пример ведущего не дающего оценок и не поддерживающего обвинения участников по отношению друг к другу, может оказаться действенным в обеспечении эффективности работы. При этом постоянная готовность ведущего к открытому общению и позитивному принятию всех высказываний участников, существенно для успешной работы группы.

       Принцип активности. Быть активным, как поясняет Э.Фромм, значит дать проявится своим способностям, задаткам, дарованиями, которыми наделен каждый человек. «Неотчужденная активность» - понимается автором как продуктивная активность субъекта.

      Принцип сотворческой  позиции ведущего. Его принятие  связано с проблемой выбора  позиции ведущим, которая обеспечивала  бы максимальные возможности для развития участников. Успешный ведущий – это человек: обладающий новой и неизвестной информацией, эмоционально привлекательный, способный вызвать симпатию, имеющий позитивную Я-концепцию.

Компетентность ведущего занятий проявляется в оказании своевременной информационной, эмоциональной, психотерапевтической поддержки группы в целом и отдельным ее участникам.

   Поскольку данная программа  направлена на работу с глубоко  личностными проявлениями подростков, она содержит упражнения, в которых участники испытывают сильные чувства и упражнения, в которых используется обратная связь.

В данной программе условно можно выделить 3 этапа – ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соответствии с задачами программы в ходе занятий прорабатываются следующие основные аспекты развития самосознания:

- развитие доверия к окружающим  людям,

- развитие представлений о ценности  другого человека и себя самого,

- усвоение способов разрешения  собственных проблем,

- формирование адекватной самооценки.

В ходе проведения программы применялись следующие коррекционные методы:

      Социально-психологический тренинг – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах групповой работы.

     Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, не особенно задумываясь о своих произведениях, то есть – спонтанно.

      Игровая терапия - способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения.

 

 

 

 

 

Схема занятий.

№                Тема занятия

Цель занятия

1. Знакомство.

Знакомство с участниками, создание доверительной и дружеской атмосферы.

2. Осознание себя.

Анализировать свои поступки, чувства, переживания,

наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других,

ясно и конкретно выражать свои мысли.

3. Мои эмоции.

Способствовать адекватному развитию эмоциональной сферы подростка, развивать практические умения, которые помогут ему спокойно и уверенно чувствовать себя в любой ситуации общения и взаимодействия; осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния.

4. Мои проблемы.

Точно формулировать проблему, прогнозировать ресурсы, которые необходимо привлечь для решения проблемы; осознавать, анализировать и оценивать свои реальные возможности в связи с решаемой проблемой.

5. Умеем слушать.

Воспринимать и анализировать информацию, вырабатывать собственное мнение и обосновывать его, строить доказательство и умозаключение.

6. Принятие себя.

Развитие положительного отношения учащихся к самим себе, формирование позитивной Я – концепции.

7. Выражение чувств.

Улучшить настроение, повысить самооценку, активность участников занятий. Осознать необходимость постоянной включенности в процесс совместной деятельности.

8.Я не такой как все.

Повышение представления о собственной значимости и о ценности другого человека, осознание проблем в отношениях с людьми.

9. Мотивы наших поступков.

Активизация самосознания.

10.Я желаю тебе.

Осознание своих проблем. Завершение группы

Информация о работе Становление личности подростка