Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа
Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
При этом диагностическое исследование в контрольной группе показало, что 15 % (3 человека) имеет неадекватно высокий уровень притязаний;
- 25 % (5 человек) - высокий уровень притязаний;
- 50 % (10 человек) - средний уровень притязаний;
- 10 % (2 человека) – низкий уровень притязаний.
Данные первичной диагностики по методике изучения самооценки Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна в экспериментальной и контрольной группах представленные в таблице 1.
Табл. 1.
Сравнительные данные изучения самооценки по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна
шкала |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||||
Заниженная самооценка |
Адекватная самооценка |
Завышенная самооценка |
Заниженная самооценка |
Адекватная самооценка |
Завышенная самооценка | |
Здоровье |
55 % |
25 % |
20% |
20% |
45% |
35% |
Ум |
60% |
35% |
5% |
10% |
55% |
35% |
Характер |
30% |
45% |
25% |
25% |
45% |
30% |
Авторитет у сверстников |
35% |
40% |
25% |
25% |
45% |
30% |
Умелые руки |
55% |
25 % |
20 % |
20 % |
45 % |
35% |
Внешность |
60 % |
35 % |
5 % |
10 % |
55 % |
35 % |
Уверенность в себе |
30 % |
45 % |
25% |
25 % |
45 % |
30 % |
Таким образом, как показывают данные первичной диагностики (приложение 2) исследуемые подростки и в экспериментальной группе, и в контрольной группе, имеют как адекватную самооценку, так и завышенную и заниженную самооценку. При этом в экспериментальной группе доминирует заниженная самооценка, а в контрольной – завышенная. При этом и уровень притязаний у подростков обоих групп соответствует их самооценке.
На наш взгляд, такая тенденция не случайна. Из бесед с учителями было выявлено, что 8 - «А» класс считается трудным, со способностями средними и ниже средних. Это говорят подросткам и учителя, и родители, да и на общешкольных мероприятиях они ни разу не занимали призовых мест. Иная ситуация складывается с 8 – «Б» классом, где сформирована мощная группа лидеров (в зависимости от рода деятельности в нее входит 6-8 человек), костяк класса - уверенные в себе «середняки», которые и хорошо учатся, и с успехом участвуют во всех внеклассных мероприятиях. Естественно учителя постоянно подчеркивают лидирующее положение этого класса по сравнению с 8 – «А».
Исходя из этого, можно говорить о том, что учащиеся 8 «А» класса (экспериментальная группа) нуждаются в своевременной помощи специалиста по формированию адекватной самооценки.
Б. Первичная обработка данных по тесту «Автопортрет» (адаптирован Р.Бернсом) в экспериментальной группе проводилась при помощи анализа прорисовки отдельных частей тела, который позволил выявить следующие особенности исследуемых подростков:
у 3 подростков (15%) автопортрет изображен с большой головой, что говорит о больших интеллектуальных претензиях;
у 2 подростков (10%) голова нарисована непропорционально маленькой, что отражает чувство интеллектуальной и социальной неадекватности.
На рисунках 4 человек (20 %) нарисованы большие глаза, что предполагает подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению; у 2 подростков (10 %) изображен автопортрет с маленькими глазами, что говорит о самопоглощенности и тенденции к интроверсии.
На рисунках 7 испытуемых (35 %) нарисованы большие уши. Эти подростки чувствительны к критике.
В прорисовке носа у 5 исследуемых (25 %) присутствуют выделенные ноздри, что свидетельствует о склонности к агрессии.
На 1 рисунке одного подростка (5 %) отсутствует рот, что означает депрессию.
Рисунки рук наиболее ярко характеризуют контакт личности с окружающим миром.
Скованные руки, которые предполагают жесткую, замкнутую личность обнаружены на 6 рисунках (30%).
Вяло опущенные руки присутствуют у 4 подростков (20%) , что говорит о неэффективности их деятельности.
Длинные, сильные руки, которые предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мир, присутствуют на рисунках 8 человек (50 %).
Очень короткие руки, которые говорят об отсутствии амбициозности и чувстве неадекватности, найдены на рисунках 2 человек (10%).
Длинные ноги, означающие потребность в независимости, присутствуют на рисунках 13 человек (65 %).
Большие ноги, подразумевающие нестабильность присутствуют на рисунках 8 человек (40 %).
Кроме того, при анализе рисунков мы изучали положение рисунка на листе. Так, 25% учащихся (5 человек) экспериментальной группы расположили свой рисунок в верхнем крае листа, что свидетельствует о завышенной самооценке и, в то же время, недовольстве своим положением в обществе, недостаточности признания со стороны окружающих, высокие претензии на самоутверждение;
35 % учащихся (7 человек) расположили свои рисунки ближе к нижнему краю листа, что говорит о проявлении неуверенности в себе, низкой самооценки, подавленности и нерешительности.
15 % исследуемых подростков (3 человека) расположили свои рисунки в центре листа, что говорит об адекватной самооценке и об отсутствии нарушений в личностной сфере;
25 % (5 человек) расположили свой рисунок в нижнем левом углу листа. Это подчеркивает то, что эти подростки связывают себя с какими-то моментами прошлого, с отрицательными эмоциями и пассивностью.
В 30 % рисунков (6 человек) была зафиксирована сильная штриховка, что свидетельствует о наличии сильной тревожности и неуверенности в своих силах.
Таким образом, проанализировав рисунки подростков из экспериментальной группы после первой диагностики, мы можем говорить о том, большинству подростков из экспериментальной группы присуще стремление к независимости, отдельные подростки имеют трудности в общении, находятся в депрессивном состоянии, часть подростков агрессивны, другая часть - предъявляет к себе слишком высокие требования.
Анализ прорисовки отдельных частей тела по тесту «Автопортрет» (адаптирован Р.Бернсом) в контрольной группе в рамках первичной обработки, выявил следующие особенности исследуемых подростков:
на 8 рисунках (40%) автопортрет изображен с большой головой, что говорит о больших интеллектуальных претензиях.
на рисунках 2 человек (10 %) нарисованы большие глаза, что предполагает в данном случае проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению.
На рисунках 13 испытуемых (65%) нарисованы большие уши. Эти подростки чувствительны к критике. В прорисовке носа у 2 исследуемых (10 %) присутствуют выделенные ноздри, что свидетельствует о склонности к агрессии.
Скованные руки, которые предполагают жесткую, замкнутую личность обнаружены на 1 рисунке (5%). Вяло опущенные руки присутствуют у 2 подростков (10%). Длинные, сильные руки присутствуют на рисунках 14 человек (70 %).
Длинные ноги, означающие потребность в независимости, присутствуют на рисунках 16 человек (80 %)
Кроме того, при анализе рисунков мы изучали положение рисунка на листе. Так, 35% учащихся (7 человек) контрольной группы расположили свой рисунок в верхнем крае листа, что свидетельствует о завышенной самооценке; 25 % учащихся (5 человек) расположили свои рисунки ближе к нижнему краю листа, что говорит о проявлении неуверенности в себе, низкой самооценки, подавленности и нерешительности.
25 % исследуемых подростков (5 человек) расположили свои рисунки в центре листа, что говорит об адекватной самооценке и об отсутствии нарушений в личностной сфере;
15 % (3 человека) расположили свой рисунок в нижнем левом углу листа. Это подчеркивает то, что эти подростки связывают себя с какими-то моментами прошлого, с отрицательными эмоциями и пассивностью.
В 10 % рисунков (2 человека) была зафиксирована сильная штриховка, что свидетельствует о наличии сильной тревожности и неуверенности в своих силах.
Таким образом, проанализировав рисунки подростков из контрольной группы после первой диагностики, мы можем говорить о том, что большинству подростков присуще стремление к независимости, при этом они чувствительны к критике, обладают в основном, адекватной самооценкой.
В. качественный анализ данных первичной диагностики по тесту «Оценка самосознания личности» (адаптирован С. Орловым) показал, что набор идеальных качеств человека для подростков из экспериментальной группы выглядит следующим образом:
I. Свойства личности:
– Общительность - 55 % (11 человек);
- Справедливость 40% (8 человек);
- Доброжелательность - 35 % (7 человек);
- Совместимость - 25 % (5 человек);
- Отзывчивость (20%) (4 человека);
- Искренность - 15 % (3 человека)
II. Поведение:
- . Смелость - 65 % (13 человек);
- Настойчивость - 55 % (11 человек);
- Самостоятельность - 50 % (10 человек);
- Решительность – 40 % (8 человек);
- Гордость - 35 % (7 человек);
- Твердость – 25 % (5 человек).
III. Деятельность:
- Деловитость - 75 % (15 человек);
- Понятливость - 55 % (11 человек);
- Дальновидность - 45 % (9 человек);
- Любознательность – 40 % (8 человек);
- Мастерство – 35 % (7 человек);
- Находчивость. - 30 % (6 человек)
IV. Переживания, чувства:
- Бесстрашие - 70 % (14 человек);
- Жизнерадостность - 65 % (13 человек);
- Свободолюбие – 55 % (11 человек);
- Оптимистичность – 50 % (10 человек);
- Веселость - 40 % (8 человек).
Качественный анализ первоначальной диагностики в контрольной группе показал, что набор идеальных качеств человека для подростков этой группы выглядит следующим образом:
I. Свойства личности:
- Доброжелательность - 65 % (13 человек);
- Общительность - 60 % (12 человек);
- Коллективизм – 55 % (11 человек);
- Отзывчивость – 45 % (9 человек);
- Справедливость - 40 % (8 человек);
- Терпимость - 35 % (7 человек).
II. Поведение:
- Добросовестность - 60 % (12 человек);
- Инициативность - 55 % (11 человек);
- Порядочность - 45 % (9 человек);
- Самокритичность - 40 % (8 человек);
- Самостоятельность - 40 % (8 человек)
III. Деятельность:
- Работоспособность - 50 % (10 человек);
- Мастерство - 45 % (9 человек);
- Усидчивость - 45 % (9 человек);
- Собранность - 35 % (7 человек);
- Вдумчивость - 30 % (6 человек)
IV. Переживания, чувств:
- Оптимистичность - 75 % (15 человек);
- Жизнерадостность – 65 % (13 человек);
- Душевность - 60 % (12 человек);
- Свободолюбие – 50 % (10 человек);
- Веселость - 40 % (8 человек).
Как показывает первоначальный качественный анализ, подростки и из экспериментальной и из контрольной групп в целом составляют портрет идеальной личности исходя из особенностей своего возраста: общительная, свободолюбивая, решительная, целеустремленная и т.д. Однако подростки экспериментальной группы составляют портрет идеальной личности, направленной на удовлетворение своих потребностей, они не выбирают тех качеств, которые характеризуют отношения личности с другими людьми. Иная картина сложилась в контрольной группе, где подростки наоборот, стремятся соотнести свое поведение с желаниями, чувствами, мыслями других людей.