Становление личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 14:57, курсовая работа

Описание работы

Цель нашего исследования раскрыть социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.
Объект исследования: подростки.
Предмет исследования: социально-педагогические возможности развития самосознания подростков.

Файлы: 1 файл

ЧИСТОВИК.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

На этом  ведущий  прерывает  выполнение упражнения,  предупредив участников, что они к нему еще вернутся в конце занятия.

Упражнение 3. «Сорви шапку»

Предшествующая работа была для детей трудной. Чтобы снять утомление, вместо психотехнического упражнения целесообразно организовать небольшую подвижную игру.

Инструкция: Сейчас мы поиграем. Правила просты: двое участников, примерно одного роста, становятся друг против друга. Левые руки зафиксированы за спиной. На головах шапки. Задача — правой рукой сорвать шапку с партнера, при этом, не дав сорвать свою.

Игра      может      просто      пойти      в      парах,      а      может      быть организована        по   олимпийской   системе,   когда  победители   начинают соревноваться между собой, пока не будет выявлен чемпион по срыванию шапок.

Упражнение 4. «Угадай, о ком говорим»

Выбирается водящий, который временно покидает помещение для занятий.

          Инструкция: Вам предлагается выбрать кого-то  одного, о ком вы будете говорить. Но, давая описание, нельзя называть имя и описывать одежду. Самое же главное — описание должно быть позитивным, нельзя говорить о недостатках и неудачах.

После того как игроки получили инструкцию, приглашается водящий, который, выслушав все объяснения, должен показать на того, о ком шла речь.

            Упражнение 5. «Программа самовоспитания».

Участники занятия возвращаются к записям, сделанным при упражнении «Закончи предложение».

            Инструкция: В начале занятия  каждый из вас записал цель, которой он хочет достичь, и сформулировал проблемы, которые ему мешают. Давайте обсудим те проблемы, которые вы для себя поставили на первое место.

После того как участники ознакомили друг друга с проблемой № 1, ведущий помогает сгруппировать проблемы по схожести. Опыт показывает, что в основном на первое место выходят две группы проблем. Это проблемы, связанные с неумением распределить время, и проблемы, порожденные неумением договариваться, просить или отказать. Далее необходимо изложить эти проблемы в виде задач, т. е. перевести их в категорию действия. Например, если проблемы связаны с неумением распределять время (не успеваю, хватило времени, был очень занят), задача звучит так: «Чтобы (далее указывается уже сформулированная цель), мне необходимо научиться распределять свое время». Естественно, каждый участник записывает в тетрадь формулировку задачи.

Далее участники, опираясь на свой опыт, предлагают пути решения проблемы. Это, прежде всего, некие искусственные приемы: составить режим дня, прежде чем начинать что-то делать; определить время, необходимое для выполнения. Могут предлагаться и ограничительные меры: не смотреть телевизор до определенного времени, не играть на компьютере и т. д. После того как сформулировано несколько путей решения задач и каждый участник, при помощи ведущего и товарищей, выбрал для себя наиболее подходящее, делается запись в тетради: «Чтобы научиться (формулировка задачи), я решил в течение недели до следующего занятия (формулировка пути решения)».

Упражнение 6. «Связующая нить»

По кругу предается клубок ниток. Тот, кому клубок достался первым, оставляет кончик нитки у себя, передавая партнеру клубок. Таким образом, к концу упражнения все участники будут держаться за одну нитку, растянутую по кругу. Передавая клубок, участник говорит, что он чувствует сейчас, чего он хочет для себя, чего желает другим.

Занятие 5. Умеем слушать.

Цель: научить участников в процессе занятия: воспринимать и анализировать информацию; вырабатывать собственное мнение и обосновывать его; строить доказательство и умозаключение; ясно и конкретно выражать свои мысли; слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения партнера.

Упражнение 1. «Пожелание»

Все участники садятся в круг, у ведущего в руках мяч.

         Инструкция: Начнем работу с высказывания  друг другу пожелания на  сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому хотите пожелать, и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему свое пожелание. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, объединяет группу для дальнейшей работы.

Упражнение 2. «Качество человека»

       Инструкция: Пусть каждый из вас  подумает над тем, какое качество он 
больше всего ценит в людях. После того как вы сделаете свой выбор, 
придумайте или вспомните короткий рассказ, историю, притчу, которые 
несли бы информацию о выбранном вами качестве. Услышав ваш рассказ, 
остальные участники должны понять, о каком качестве идет речь. *

После каждого рассказа ведущий обращается к группе с вопросом: «Как вам кажется, о каком качестве шла речь?» (или: «Как вам кажется, о каком качестве нам хотел сообщить... [имя участника]?»)

После того как играющие выскажут свои предположения, тренер спрашивает у самого рассказчика, какое качество он выбрал.

Упражнение     побуждает    учащихся     к    проявлению     творческой активности, развивает воображение. Кроме того, оно побуждает вникать в смысл того, что рассказывает один из них.

Упражнение 3. «Живая скульптура»

      Инструкция: Часто  взрослые советуют или приказывают: «Думай!» Как будто это так просто сделать. Попробуйте изобразить думающего человека (позой, жестом...).

Лучше, если задание будет выполняться группами, чтобы дети имели возможность увидеть друг друга. Желающие могут прокомментировать свои действия. После этого участникам предлагается подумать над вопросом: А что значит мыслить? Свои определения они записывают в тетради, а затем зачитывают и обсуждают.

Упражнение 4. «Подобрать синонимы»

          Инструкция: Подберите синонимы к глаголу  «мыслить» и запишите их в тетради.

Если учащиеся не знают, что такое синонимы, объяснить им, что это близкие по значению слова.

На выполнение этого задания отводится не более 5 минут. Затем все желающим предлагается прочитать записанные слова вслух. Если желающих много, каждый называет не более 1—2 слов, не повторяя уже звучавшие. Все слова по ходу чтения ведущий записывает на доску или лист ватмана. Инструкция: Выполняя это задание, вы, безусловно, активно мыслили. В самом широком смысле мышление — это все, что происходит у вас в голове. А можно ли научиться мыслить? Что значит мыслить критически? Кто такой критический мыслитель и можно ли им стать? Это очень трудные вопросы, но мы попытаемся на них ответить, потому что именно     в     способности    мыслить    заключена    основа    человеческой деятельности. Что значит мыслить критически?

Еще Сократ (если учащиеся не знают этого имени, достаточно объяснить, что это древнегреческий философ) полагал, что с помощью мышления человеческая жизнь обретает форму. Он считал, что людям необходимо дума о том, что они делают и зачем они это делают. Он говорил, что ни одного дня не должно пройти без этих вопросов. А отвечать на них — значит мыслить критически.

Упражнение 5. «Веришь – не веришь»

          Инструкция: Кто такой критический  мыслитель?

Чтобы ответить на этот вопрос, поиграем в игру «Веришь — не веришь». Ведущий зачитывает вопросы, участники в тетрадях записывают свои ответы. Веришь ли ты, что:

1. Не существует абсолютно достоверных теорий, мнений?

2. Любое    мнение    или    суждение    ценно,    так  как,    во-первых,    это 
мнение конкретного человека, а «людей неинтересных в мире нет», во- 
вторых, оно служит источником рождения новой мысли?

3. Любую  информацию можно и  нужно  обдумать,  проанализировать  и 
оценить?

  1. Нет таких суждений, которые были бы без сомнения приняты на веру?
  2. Критически думающий человек:

  а) имеет открытый ум;

  б) ищет информацию и собирает ее из разных источников;

  в) анализирует достоверность источника;

 г) умеет отстаивать свою точку зрения или менять ее  в зависимости от 
очевидного, строя умозаключения и логические цепочки доказательств; *

д) выражает свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим?

Вывод к игре: если на большинство вопросов вы ответили «верю», можете считать себя критическими мыслителями.

Рефлексия: проводится в свободной форме, как обмен впечатлениями. Можно обсудить вопрос о том, что показалось сложным и чему еще хотелось бы научиться.

Занятие 6.Принятие себя.

Цель: Развитие положительного отношения учащихся к самим себе, формирование позитивной Я – концепции.

Примерное содержание занятия.

  1. Экспресс-диагностика эмоционального состояния членов группы в начале занятия.
  2. Рефлексия прошлого занятия.
  3. Творческая разминка.

Сообщаются правила игры: ведущий называет определенный признак, свойство человека, характеризующий внешность, эмоциональное состояние, интересы, ценности. Все, кому данный признак или свойство присущи, должны пересесть, поменяться местами.

Начинает игру ведущий.

     4.Упражнения  на развитие позитивного самовоспитания  с последующей рефлексией.

     Упражнение 1. «Представьте себя ребенком».

В каждом из нас до сих пор находится ребенок. Мы живем с грузом тех суждений, которые слышали, будучи детьми. Основа нашего жизненного сценария-то, как нас запрограммировали в детстве. Возьмите лист бумаги и сделайте на левой его стороне список всего того отрицательного, что ваши родители, учителя, родственники говорили о вас. А затем справа запишите все то хорошее, что вам говорили о вас родственники и учителя.

Какой из этих списков длиннее? Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе?

         Упражнение 2. «Иностранное имя».

Перед группой ставится задача: выбрать себе иностранное имя и заявить о себе от этого имени. Это задание выполняется по кругу. Затем каждый высказывает свои ощущениях, почему он избрал это имя.

Обсуждение вопросов:

- Случаен ли выбор тех имен, которые мы себе присваиваем?

- Какую роль в жизни  человека играет его имя?

- Не испытывает ли  кто-нибудь из вас дискомфорт  от своего имени? Принимаете ли  вы его?

         Упражнение 3. «Мне нравится, когда  меня зовут…»

Преподаватель бросает каждому члену группы мяч 3 раза: первый раз просит назвать свое имя, второй - как ему нравится, чтобы его называли, третий – как не нравится.

Упражнение 4. «Принятие своего имени».

Предлагается по очереди произнести свое имя с различными интонациями, а затем отрефлексировать чувства, возникающие в процессе выполнения упражнения.

             Занятие 7. Выражение чувств.

Цель: Улучшить настроение, повысить самооценку, активность участников занятий. Осознать необходимость постоянной включенности в процесс совместной деятельности.

       Упражнение 1. «Комплимент»

Участники говорят друг другу что-нибудь приятное. Каждого участника просят пояснить, что он чувствует, когда ему говорят что-нибудь приятное.

       Упражнение 2. «Раскрась свои чувства»

Заранее готовятся листы со схематичным изображением человечка для каждого участника.

Инструкция: Приготовьте цветные карандаши: желтый, оранжевый, зеленый, голубой, красный, коричневый, черный. Представьте себе, что этот человечек - сказочный герой, в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства: радость - желтым, счастье - оранжевым, удовольствие - зеленым, гнев, раздражение - ярко-красным, чувство вины - коричневым, страх - черным.

После того, как человечки раскрашены, участники показывают свои рисунки остальным и рассказывают, почему они использовали тот или иной цвет.

Упражнение 3. «Весёлые животные»

Инструкция: «Я раздам вам карточки, па которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного». Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

После  того  как  все  участники  группы  нашли  свою  пару,  тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников быть внимательными к действиям других, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим. После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Информация о работе Становление личности подростка