Шпаргалка по "Экспериментальной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 16:47, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и задачи экспериментальной психологии
3. Методология экспериментальной психологии
4. Психологическое измерение
6. Экспериментальная психология и педагогическая практика
7. Программа научного исследования

Файлы: 1 файл

экпериментальная психология.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

1.    тесты общих умственных способностей, умственного развития.

2.    тесты специальных способностей в различных областях деятельности

3.    тесты обученности, успеваемости, академических достижений

4.    тесты для определения отдельных качеств (черт) личности (памяти, мышления, характера и др.)

5.    тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

Тесты обученности применяются  на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учет успеваемости, академических достижений.Опрос – сбор первичной информации путем постановки стандартизированной системы вопросов (применяется в социологии, психологии, педагогике и других исследованиях) методики опросов подразделяются на два основных типа: анкетирование и интервьюирование. Анкетирование широко используется в педагогических исследованиях. Анкета представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения каких-либо сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших социальных групп. Анкеты бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные.Интервью – способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Различают два вида интервью: свободные (не регламентированные темой и формой беседы) и стандартизированные (по форме близкие к анкете с заранее данными вопросами). Границы между этими видами интервью подвижны и зависят от сложности проблемы, цели и этапа исследования. Степень свободы участников интервью определяется наличием и формой вопросов, складывающейся эмоциональной атмосферой4 уровень получаемой информации – богатством и сложностью ответов.

ОСНОВНОЙ МЕТОД

ЕГО ВАРИАНТ

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Сторонее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание 

проективный


15.      Значение экспериментального метода для развития психологии

В психологии до сих пор отсутствует  общепринятый взгляд на эксперимент, его  роль и возможности в научном  исследовании.

Создатель ленинградской школы  психологии Б.Г. Ананьев особо подчеркивал  роль эксперимента в психологическом  исследовании.Психология как наука началась с введения эксперимента в свой арсенал методов и на протяжении уже почти 150 лег успешно пользуется этим инструментом получения данных. Но в течение всех этих 150 лет не прекращаются споры о принципиальной возможности применения эксперимента именно в психологии.

Наряду с традиционными полярными  точками зрения:

1) применение в психологии эксперимента  принципиально невозможно и даже  недопустимо;

2) без эксперимента психология  как наука несостоятельна —  появляется третья, которая старается  примирить две первые.

Компромисс видится в том, что  применение эксперимента допустимо  и имеет смысл только при исследовании определенных уровней иерархии системы  целостной психики, причем довольно примитивных уровней. При исследовании достаточно высоких уровней организации психики, тем более психики в целом, эксперимент принципиально не возможен (даже не допустим).

В основе доказательства невозможности  использования эксперимента в психологии лежат следующие положения:

1.         предмет психологического исследования слишком сложен, самый сложный из всех предметов научного интереса;

2.         предмет интереса психологии слишком изменчив, непостоянен, что делает невозможным соблюдение принципа верификации;

3.         в психологическом эксперименте неминуемо происходит взаимодействие испытуемого и экспериментатора (субъект-субъектное взаимодействие), что нарушает научную чистоту результатов;

4.         индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент, так как невозможно применять знания, полученные на одном индивиде, к какому-либо другому;

5.         внутренняя спонтанная активность психики.

В психологии эксперимент с самого начала существенно психологический. Он с самого начала формировался самостоятельно. Из естественных наук взята только лишь сама идея экспериментирования как непрерывный контроль и изменение переменных в объекте исследования.

Задача в психологии — найти  такой метод контакта с реальностью (между объективными и субъективными  переменными), который позволил бы по изменению объективных переменных получить информацию о субъективных.

Как метод исследования в психологии эксперимент оказался:

- этичнее (добровольцы);

- экономичнее;

- практичнее.

«Организованная активность экспериментатора служит для повышения истинности теоретического знания через получение научного факта».

Эксперимент как активный метод  психологического исследования

Эксперимент - проводимый в специальных  условиях опыт с целью научных  знаний, главной особенностью которого выступает целенаправленное вмешательство исследователя в изучаемый объект. Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутреннего Ps явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых Ps явлений достигается за счет целенаправленного жесткого контроля, условий их возникновения и протекания. Рубинштейн: основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения сущ. особенности внутреннего Ps процесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее Ps содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается, прежде всего, в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных.

 

16.      Становление экспериментального метода в психологии

Наиболее важными характерными признаками науки являются:

а)      систематический характер входящих в ее состав знаний;

б)      пользование определенными методами исследования;

в)      пользование лишь допускающими проверку объяснительными гипотезами.

Г. Эббингауз говорил, что у психологии огромная предыстория и очень  краткая история. Сам термин «психология» был предложен в 1500 г. профессором  из Марбурга Гоклениусом [16]. Согласно другим источникам термин «психология» (наука о душе) в науку ввел немецкий философ Учитель М.В. Ломоносова Христиан Вольф в 1732 г.

Психология прошла долгий путь к  тому, чтобы стать самостоятельной  наукой — от донаучной «бытовой»  психологии, через формирование и апробирование основных психологических идей в системах философии, к построению психологии как естественной науки.

1.      Донаучная психология. На этом этапе человек познавал другого человека и самого себя непосредственно в процессах деятельности и общения. В основе донаучной психологии лежит здравый смысл. Это та психология, которую народ создает еще до психологов, по мнению П. Жане Разумеется, «этап донаучной психологии» не завершился в Средние века, когда психологические проблемы привлекли внимание философов. «Бытовая» психология и ее основной инструмент «здравый смысл» и сегодня сопровождают нас в нашей жизни. Хороший писатель как «специалист по бытовой психологии» даст сто очков вперед многим из «научных психологов» с университетскими дипломами. Достаточно при этом вспомнить Ф.М. Достоевского.

2.      Философская психология — развитие психологической тематики в рамках той или иной философской системы.

Уже в античной философии были выдвинуты:

•   идея закона как инвариантного отношения, проявляющегося в варьирующихся условиях исследования;

•   идея сохранения первозданной субстанции, этических начал, неизменного начала и т. д. в зависимости от философской школы.

В основе философского решения психологических  проблем лежат абстрактные, логически выводимые принципы.

Лишь в XVII в. проблема познания человека приобрела свою специфику.

3. Научная психология. Научная психология  возникла не на пустом месте.  Всю историю развития этой  науки, включая «донаучный период»,  проводились исследования, которые мы сегодня могли бы назвать психологическими. Например, еще в III в. н. э. епископ Немеций установил, что зрение не может одновременно охватить более 3—4 элементов.Первые данные о психологических экспериментах, пишет К.А. Ра-муль, появились только в XVI в., но уже довольно много упоминаний о них относится к XVIII в. К.А. Рамуль отмечает, что:

1)первые психологические опыты  носили случайный характер и  не были поставлены с научной  целью;

2)систематическая постановка психологических  экспериментов с научной целью появляется только у исследователей в XVIII в.;

3)большей частью  эти опыты были связаны с  элементарными зрительными ощущениями.

Первым, кто  заговорил об измерении в психологии, был X. Вольф. Например, он считал, что  может измерить величину удовольствия осознаваемым нами совершенством.

Однако - от опыта, о котором он говорил, до научного эксперимента было еще далеко.

К идее использовать в психологии математику пришел Гальтон. Он утверждал, что, пока феномены какой-нибудь области знания не будут подчинены измерению и числу, они не могут приобрести статус и достоинство науки.

Первые психологи  были часто физиологами (Вундт, Бине, Павлов), а иногда врачами (Бехтерев) или физиками (Бугер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц) по образованию. Они подошли  к психологическим проблемам как естествоиспытатели, привыкшие подчиняться и доверять фактам больше, нежели умственным конструкциям. Наконец, они владеют искусством своей методологии, а иногда даже некоторой аппаратурой, позволяющей им, особенно в области ощущений, качественно и количественно варьировать стимуляцией. В 1860 г. вышла в свет книга Г.Т. Фехнера «Элементы психофизики». Этот труд по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии. Так родилась психофизика. Фехнер определил психофизику как «точную теорию об отношениях между душой и телом и вообще между физическим миром и психическим миром».Вильгельм Вундт (1832—1920) превратил «эмпирическую» доэкспериментальную психологию в экспериментальную психологию. В созданной им в 1879 г. психологической лаборатории прошли подготовку психологи со всего мира, в том числе и из России. Фехнер раньше Вундта начал исследования, которые заложили основы естественнонаучной психологии, но в лаборатории Вундта была создана первая научная психологическая школа. Эббингауз в работе «О памяти» (1885 г.) уже приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии как установлению функциональной связи между определенными явлениями и определенными факторами. В России развитие психологии шло по линии физиологической психологии. В 1870 г. Сеченов опубликовал статью «Кому и как разрабатывать психологию?» На вопрос «Кому?» он ответил: «Физиологу»; на вопрос «Как?» — «Посредством изучения рефлексов». Эта позиция была совершенно оригинальной для того времени.И.П. Павлов не был учеником Сеченова, но испытал на себе глубокое влияние его трудов. Павлов открыл условные рефлексы, которые он, впрочем, вначале называл психическими (1903). В.М. Бехтерев был, скорее, психиатром, нежели физиологом. Бехтерев создал термин «рефлексология», которую он определял как «научную дисциплину, предметом которой является изучение ответных реакций на внешние или внутренние раздражения». Таким образом, Павлов и Бехтерев раньше Уотсона основали объективную психологию, хотя и не называли ее психологией.Создатель ленинградской школы психологии Б.Г. Ананьев особо подчеркивал роль эксперимента в психологическом исследовании. Психология как наука, началась с введения эксперимента в свой арсенал методов и на протяжении уже почти 150 лег успешно пользуется этим инструментом получения данных. Но в течение всех этих 150 лет не прекращаются споры о принципиальной возможности применения эксперимента именно в психологии.

17.      Виды эксперимента

Экспериментом называется проведение исследований в  специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Эксперимент — основной метод современного естествознания и естественнонаучной ориентированной психологии. В научной литературе термин "эксперимент" применяется как к целостному экспериментальному исследованию — серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной экспериментальной пробе — опыту.

Выделяют главным  образом три вида эксперимента:

1)      лабораторный;

2)       естественный;

3)      формирующий.

Лабораторный (искусственный) эксперимент проводится в искусственно созданных условиях, позволяющих, насколько это возможно, обеспечить взаимодействие объекта исследования (испытуемого, группы испытуемых) только с теми факторами (релевантными стимулами), воздействие которых интересует экспериментатора. Вмешательство «посторонних факторов» (нерелевантных стимулов) экспериментатор старается максимально снизить или установить над ними строгий контроль. Контроль заключается, во-первых, в выяснении всех нерелевантных факторов, во-вторых в сохранении их неизменными в процессе эксперимента, в третьих, если выполнение второго требования невозможно экспериментатор старается отслеживать (по возможности количественно) изменения нерелевантных стимулов во время проведения эксперимента.

Естественный (полевой) эксперимент проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Если это позволяют этические и организационные соображения, испытуемый остается в неведении о своем участии в полевом эксперименте.

Формирующий эксперимент является специфическим именно для психологии и ее приложений (как правило, в педагогике). В формирующем эксперименте активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых — позволяют целенаправленно их изменять и формировать.

«Принципиально, подобное воздействие может приводить  и к негативным для испытуемого  или общества последствиям. Поэтому чрезвычайно важны квалификация и добрые намерения экспериментатора. Исследования подобного рода не должны вредить физическому, духовному и нравственному здоровью людей».

Информация о работе Шпаргалка по "Экспериментальной психологии"