Шпаргалка по дисциплине "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 14:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психология".

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

2)По численности:

А)малые(цех,бригада,студ группа)

Б)большие(нации,народности,классы,профгруппы,население страны в целом)

3)По реальности существования  как целостной общностилюдей:

А)реальные-это сообщество, в которых люди находятся вместе,объеденены совместной деятельностью,одинаковымиусловиями,обстоятельствами,событиями и осознают свою принадлежность к определенной группе

Б)условные-это аналитически выделяемые совокупности людей,обладающие каким-то общим признаком:возврастом,национальностью,образованием,соц статусом

 

На положение отдельного человека в группе влияет структура и состав группы,который определяет статус и позицию человека в обществе,задают его роль,также оказывают влияние групповые нормы,ожидания,санкции.

Структура группыпредставляет собой официальное распределение и подчинение руководства отношений,расспределение прав и обязоностей между ее членами,порядок отношений и совместных действий.На структуру группы влияют различные индивидуально-личностные факторы,реальные выполнения ролей и обязонностей,реальные взаимоотношения.

Состав группы определяет ее своеобразие среди однотипных групп.

Статус-характеризует место человека в группе.

Позиция-это система взглядов,ценностей,установок,выражающих отношение индивида к событиям,вопросам совместной деятельности группы и тд.Если статус задан соответствуещей структурой группы и носит объективный характер,то позиция выражает внутренние отношения человека к группе или деятельности .

Роль-это нормативно-одобренный способ поведения,ожидаемый от человека,занимающего тот или инной статус в группе.

 

10-Личность,Индивид,Индивидуальность

Индивид-биологический организм,носитель общих генотипических свойств биологического вида.Индивидами мы рождаемся.Личность-социально-психологическая сущность человека формирующ.в результате усвоением человека общественных форм сознания и поведения,общественно-исторического опыта человечества.Личностью мы становимся под влиянием жизнью в обществе,воспитания,обучения,общения,взаимодействия.Индивидуальность-своеобразие и неповторимость личности.Индивидуальность проявляется в чертах характера,интересах,способностях,свойствах интеллекта человека.

 

11-Понятие  общения.Виды общения.

Общение-специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми.В общении реализуется социальные отношения людей.

Виды общения: 1)Примитивное общение-когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект:если нужен,активно вступают в контакт,если мешает-оттолкнут или последуют агрессивные,грубые реплики.Если получили от собеседника желаемое,то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.2)Формально-ролевое-когда регламентированы и содержание,и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием по социальной роли.3)Деловое-когда учитывают особенности личности,характера,возраста,настроения собеседника,но интересы и дела более значимы,чем возможные личностные расхождения.3)Межличностные-когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов,друг поймет вас и по выражениям лица,движениям,интонации.Такое общение возможно тогда,когда каждый учасник имеет образ собеседника,знает его личность,может предвидеть его реакции,интересы,убеждения,отношение.4)Манипулятивное-направлено на  извлечение выгоды от собеседника,используя разные приемы(месть,запугивание,»пускание пыли в глаза»,обман,демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

 

12-Компоненты  общения

Выделяют 3 компонента в структуре общения:1)Перцептивный-выражается в процессе восприятия друг друга партнерами по общению,изучения ими друг друга и их взаимной оценки,это связано с восприятием внешнего облика,поступков,действий человека и их объяснения.Взаимная соц.перцепция при общении очень субъективно,что может проявляться в неправильном понимании целей партнера,по общению,его отношений,установок на взаимодействие.2)Коммуникативный-обмен информации между общающимися людьми.В ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными мнениями,интересами,чувствами и так далее.3)Интерактивный-заключается во взаимодействии между общающимися индивидами,то есть в обмене не только,знаниями,идеями но и влияниями,взаимными буждениями действий,взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции,согласия или конфликта,приспособления или оппозиции,ассоциации иди диссоциации.

 

13-Вербальное  и невербальное общение

Вербальное общение,осуществляется с помощью слов.К вербальным средствам общения относится человеческая речь.В завизимости от намерений коммуникантов(что-то сообщить,узнать,выразить оценку,отношение,побудить к чему-либо,договориться) возникают разнообразные речевые тексты.В любом тексте(письменном или устном)реализуется система языка.Язык-система знаков и способов их соеденения,которая служит орудием выражения мыслей,чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.Язык используется  в самых разных функциях:-Коммуникативная.Язык выступает в роли основного средства общения.-Познавательная-язык как выражение деятельности сознания.Основную часть информации мы получаем через язык.-Аккумулятивная,язык как средство накопления и хранения знаний.Приобретенные опыт и знания человек старается удержать,чтобы использовать их в будущем.-Конструктивная,язык как средство формирование мыслей.При помощи языка мысль «материализуется»,приобретает звуковую форму.-Эмоциональная,язык как одно из средств выражения чувств и эмоций.-Контактоустанавливающая,язык как средство установления контакта между людьми.-Этническая,язык как средство объединения народа.

К невербальным средствам общения относятся: Кинестика-рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения.К ней относятся:-жестика;-мимика;-пантомимика.Жестика.Жесты-разнообразные движения руками и головой.Мимика-движения мышц лица,главный показатель чувств.Пантомимика-стиль передвижения человека.По походке человека можно судить о самочувствии человека,его характере,возрасте.

 

14-Тактика  и стратегия общения

В зависимости от целей межличностного общения выделены стратегии общения:1)Императивное общение-авторитарная,директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением,установками и мыслями,принуждения его к определенным действиям или решениям.Партнер рассматривается как объект воздействия ,выступает пассивной стороной.2)Манипулятивное общение-форма межличностного общения,когда имеется скрытое воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений,стремление добиться контроля над его поведением и мыслями.Как и императив ,манипуляция предпологает объектное восприятие не как целостной уникальной личности,а как носителя определенных,»нужных» манипулятору свойств и качеств.3)Диалогическое общение-равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания  партнеров по общению и самопознания.В реальности при диалогическом взаимодействии субъекты занимают равные психологические позиции независимо от социальных статусов,признают равенство активных коммуникативных ролей друг друга.

Тактика общения-реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техникой общения(совокупности конкретных коммуникативных умений:говорить и слушать)и знаний правил общения.Главный критерий тактического взаимодействия-показатель»отношение-обращение»,отражающий степень готовности получать в общении не только положительные эмоции,но и критические замечания,не навязывать собственную точку зрения или слепо доказывать свою правоту.

 

15-Понятие  конфликта

Конфликт-противоречие между людьми,которое характеризуется противоборством в различных формах его проявления.В общении конфликты всегда сопровождаются эмоционально-насыщенным столкновением мнений,интересов,взглядов направленных на разрешение возникшего острого противоречия.

 

16-Виды конфликтов

1)Внутреличностные-конфликты,разворачивающиеся  внутри человека.Такие конфликты  возникают в результате столкновения противоречивых убеждений,целей,мотивов,в сознании одного человека,при этом возникает состояние растерянности,неуверенности,в отдельных случаях могут возникать депрессивные состояния.2)Межличностные-возникают между 2 и более людьми,такие конфликты возникают из-за несходства характеров,противоречий в системе ценностей,потребностей,целей.3)Личностногрупповые-конфликты которые возникают между отдельными людьми,такие конфликты возникают при несоответствии поведения человека,его целей,убеждений,нормам принятых в данной гркппе.4)Межгрупповые-конфликты между группами,партиями,этническими группами.

 

17-Стили  поведения при конфликте

Выделяют 5 основных стилей:

1)Конкуренции или соперничества-наиболее  типичный стиль при конфликте,этот  стиль заключается в стремлении к одностороннему выиграшу,победе,удовлетворению собственных интересов,возникает желание надавить на партнера,навязать свои интересы,игнорируя интересы друой стороны.2)Сотрудничество-наиболее трудный из всех стилей,но вместе с тем он наиболее эффективен при разрешении конфликтных ситуаций.Преимущество этого стиля состоит в том,что вы находите наиболее приемлимое для обоих сторон решения и делаете из оппонентов партнеров.Стиль сотрудничества означает поиск путей для вовлечения всех участников в процесс разрешения конфликтов и стремление к удовлетворению нужд всех.3)Компромисс-этот стиль лучше использовать тогда,когда у вас нет времени или желания углубляться в суть конфликта,а ситуация позволяет выработать бытрое и взаимовыгодное решение.4)Приспособление-этот стиль подразумевает,что вы, стараетесь найти общий язык с оппонентом,подстроившись под него.Здесь вы уже не уходите из ситуации оставляя»соперника» одного на «поле боя»,а продолжаете действовать с ним,но только по его правилам.5)Уклонение(избегание)-здесь вы уже находитесь в положении «угнетенной»стороны,когда не пытаетесь отстоять свою позицию,а просто»умываете руки»,уходя от решения,а кто-то другой принимает его за вас.

 

18-Причины  конфликтов

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:-разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей,ценностей,интересов и поведения.-неравное положение людей в императивно-координированных ассоциациях(одни-управляют,другие-подчиняются),-разлад между ожиданиями и поступками людей,-недоразумения,логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации,-недостаток и некачественность информации,-несовершенство человеческой психики,несоответствие между реальностью и представлениями о ней.Прослеживается некоторая закономерность в причинах возникновения конфликтов:чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления,тем чаще в нем возникают конфликты.

 

19-Стадии  протекания конфликта

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1)Скрытая стадия-обусловлена неравным  положением групп индивидов в сферах»иметь» и «мочь».Она охватывает все аспекты жизненных условий:социальный,политический,экономический,моральный,интеллектуальный.Главная ее причина-стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству.

2)Стадия напряженности- степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны,имеющей большую мощь,превосходство.

3)Стадия антагонизма-проявляется  как следствие высокой напряженности.

4)Стадия несовместимости-является  следствием высокой напряженности.Это  собственно и есть конфликт.

 

20-Структура  конфликта

Каждый конфликт имеет более или менее выраженную структуру.В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации,связанный либо с технологическими и организационными трудностями,особенностями оплаты труда,либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.Вторым элементом конфликта выступают цели,субъективные мотивы его участников,обусловленные их взглядами и убеждениями,материальными и духовными интересами.Далее,конфликт предпологает наличие оппонентов,конкретных лиц,являющихся его участниками.И наконец,в любом конфликте важно отличить непосредственный повод столкновения от подлинных его причин,зачастую скрываемых.

 

 


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психология"