Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать современные подходы в психологии к проблеме самосознания личности и рассмотреть категорию "Я".
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть самосознание и уровень притязаний личности, а также структуру и формы самосознания,предметность и рефлексивность самосознания;
- Проанализировать основные положения Я – концепции;
Способ и форма контроля
нередко формируют у человека
такие же способы и формы самоконтроля.
Жесткая дисциплина, превратившись
в жесткую самодисциплину, может
проявиться как стремление упорядочивать,
регламентировать собственную жизнь.
Контроль с помощью страха приводит
человека к постоянной оглядке на
мнение других, ожиданию "наказания"
с их стороны в виде негативного
мнения. Предсказуемость или
Конечно, взрослый человек может сознательно подходить к вопросам самоконтроля и самовоспитания. Но сначала для этого он должен проанализировать те способы самоконтроля, которые у него имеются. Иногда ребенок перенимает у взрослых способы самоконтроля, которые они используют по отношению к себе самим.
Вовлечение ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ себя. Этот способ повлиять на формирование Я-концепции связан с вовлечением человека в определенную специально созданную ситуацию, в которой он может приобрести опыт, изменяющий его образ себя. Так, родители могут организовать для своего ребенка, боящегося собак, ситуацию, в которой он сумеет преодолеть свой страх, убедившись, что собака (которую специально заранее нашли родители) – существо дружелюбное, виляет хвостом и хочет играть.
После этого ребенок может сменить представления о себе как человеке, боящемся собак, на представления о себе как о ребенке, который знает, что собак бояться не обязательно, или как о человеке, который может преодолеть свой страх и убедиться, что все закончится хорошо, или просто как о смелом человеке, а не о трусишке, который боится даже собаку.
Можно сформировать ситуацию, когда представления человека о себе изменятся так, что это приведет к снижению его самооценки. Нас всех с детства учат "что такое хорошо и что такое плохо", и определенные качества сразу связываются в нашем сознании с оценкой – хорошо это или плохо. Пример создания такой ситуации описан в рассказе Л.Н.Толстого "Сливы". Это история о ребенке, поставленном в ситуацию соблазна. Его оставляют одного в комнате со сливами (пересчитанными, чего он не знает), попробовать которые ему очень хочется, и при этом сообщают, что сливы есть нельзя. В.В.Столин приводит в качестве примера аналогичную ситуацию, когда ребенка не просто оставляют в комнате с конфетами, но еще берут у него обещание, что он не будет их есть. Ребенок не может устоять против соблазна. В результате, когда его потом спрашивают, ел ли он конфеты, он в любом случае оказывается обманщиком: и если он скажет, что не ел, и если скажет, что ел (окажется, что он обманывал, когда обещал не есть).
Для практической работы со своей Я-концепцией И. Калинаускас предлагает выделить три ее аспекта:
Первый аспект "Я как Я" или "Я как самотождественность". Это то, что позволяет человеку, проснувшись утром, быть уверенным в том, что он тот же человек, что и вчера. Эта часть Я-концепции является само собой разумеющейся, сна обычно не осознается человеком. Существует множество психологических механизмов, служащих поддержанию совершенно естественной уверенности человека в том, что он – это он. Эти механизмы, как правило, хорошо защищены от внешних влияний, ибо неграмотное вторжение в эту часть психики может сделать человека клиентом психиатрической больницы. Эта часть Я-концепции не предназначена для вмешательства.
Следующий аспект "Я как
Другой" – это описание себя как
объекта, взгляд на себя с точки зрения
Другого. Как уже отмечалось, Я-концепция
складывается в основном стихийно,
без участия в этом самого человека.
Сложившаяся Я-концепция
Эта часть Я-концепции
доступна для самостоятельной работы,
самоанализа и изменения. Как
правило, человек мало знает себя,
поэтому даже сам факт ответа на
вопросы тестов дает человеку много
информации о себе, тем самым, меняя
его. Заполнив личностный опросник, человек
может обнаружить, что его описание
себя где-то очень подробно, а где-то
намечено лишь несколькими штрихами,
некоторые вопросы могут
Можно также проанализировать,
каково должно было бы быть содержание
аспекта "Я как Другой" для
достижения Ваших жизненных целей,
и чем оно отличается от имеющегося
сейчас. Осознание этой разницы позволяет
увидеть направление для
Следующий аспект называется "Я как Мы". Каждый человек является членом различных "Мы" – это и семья, и компания друзей, коллеги на работе. Может быть Мы – собаководы, Мы – посетители определенного бара, Мы – студенты этого ВУЗа, Мы – мужчины или женщины, люди определенной национальности, молодежь или люди среднего возраста, владельцы автомобилей и т.д. В социальной психологии хорошо изучено, насколько принадлежность к той или иной группе влияет на поведение человека, на его Я-концепцию.
Даже когда человек
говорит: "Я так считаю", как
правило, он выражает мнение определенного
круга людей, к которому себя причисляет.
Чаще же говорят: "Мы так считаем,
у нас так принято, все так
считают" и т.д. Анализ этого аспекта
позволяет разобраться со своими
"Мы", которые сложились
"Можно сделать очень
интересное открытие, если попробовать
познакомиться со своей
Все эти аспекты выделены для удобства работы с ними. В то же время они взаимозависимы, являются частями одного целого. Как известно, изменение части приводит к изменению всего целого. В частности, очень легко увидеть связь между аспектами "Я как Мы" и "Я как Другой". Изменение своего "Мы", своей референтной группы неизбежно приводит к изменению аспекта "Я как Другой". Чтобы войти в новое Мы, которое раньше относилось к Они, человеку надо сформировать те аспекты образа Я, которые сделают его своим в новом Мы. Это может включать в себя внешний вид, манеры поведения, определенные знания, слэнг, места и способы проведения досуга и др. Как говорят, "рыбак рыбака видит издалека".
Если меняется содержание аспекта "Я как Другой", это сказывается и на выборе тех Мы, к которым человек себя относит. Так, если ребенок, которому учительница сообщает, что он хулиган, принимает это утверждение в описание себя, он начинает считать себя своим в компаниях, где Мы – хулиганы, которые раньше были для него Они, другие.
Актуальное содержание этого аспекта Я-концепции влияет на поведение. Например, если учительница вызывает в школу родителей и начинает ругать их ребенка, реакция родителей будет зависеть от того, какое Мы в данный момент окажется для них более актуальным. Если это Мы – взрослые, то родители скорее всего разделят точку зрения учительницы и осудят ребенка. Если это окажется Мы – семья, то учительница окажется в Они. В таком случае родители скорее всего будет защищать своего ребенка.
Люди идентифицируют себя со своими Мы: с предками и их славной историей, полом, этнической группой, родом занятий и др. Всякий раз, когда задеваются те Мы, к которым человек себя относит, он реагирует так, словно затронут он лично.
Никакие изменения в человеке, в его жизни нельзя произвести, не изменив его Я-концецию. Широко известен тезис: то, какие мы есть, определяет, какой жизнью мы живем, и изменить свою жизнь можно только изменив себя.
Есть хороший лозунг: "Измени
свою жизнь сам". Трудно предположить,
что самопроизвольные изменения
будут происходить в
Заключение
В заключении подведем итоги курсовой работы.
Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. "Ядром" сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.
Итак, сознание выступает
как ключевое, исходное философское
понятие для анализа всех форм
проявления духовной и душевной жизни
человека в их единстве и целостности,
а также способов контроля и регуляции
его взаимоотношений с
Самосознание является частью
сознания, а точнее его особой формой.
Самосознание предполагает выделение
и отличение человеком самого
себя, своего Я от окружающего мира.
Самосознание– это осознание
человеком своих действий, чувств,
мыслей, мотивов поведения, интересов,
своего, положения в обществе. Оно
выступает и в форме
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.
Несмотря на огромные усилия,
затраченные философией и другими
науками, проблема человеческого сознания
(индивидуального и
Самосознание личности начинает складываться в процессе взаимодействия с другими людьми и ощущения своей "непохожести" на них, т.е. с открытием личностью своего "Я".
Самосознание – это
субъективный образ своего Я. В работах
многих отечественных психологов доказано,
что субъективные представления
личности о себе формируются под
воздействием социальной среды, представляют
систему самовосприятий и связаны
с влиянием оценочных отношений
других людей, соотнесением своих мыслей
и поступков, мотивов и целей
с общественными нормами. Одна из
функций самосознания – найти
смысл своей собственной
Библиографический список
1. Ананьев Б. Г. О
проблемах современного
2. Анцыферова Л. И. Принцип
связи психики и деятельности
и методология психологии. //Методологические
и теоретические проблемы
3. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. – Т.3, Л.: ЛГУ, 1974-1981.
4. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
5. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., 1994.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
7. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1980.
8. Мамардашвили М. К.
Сознание как философская
9. Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 1980.
10. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
11. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.
12. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.
13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973.
14. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. – СПб., 1992.
15. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989
16. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977