Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать современные подходы в психологии к проблеме самосознания личности и рассмотреть категорию "Я".
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть самосознание и уровень притязаний личности, а также структуру и формы самосознания,предметность и рефлексивность самосознания;
- Проанализировать основные положения Я – концепции;
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.
Противоположную позицию
занимают люди, мотивированные на избежание
неудач. Цель их деятельности не в том,
чтобы добиться успеха, а в том,
чтобы избежать неудачи. Все их действия
в первую очередь направлены именно
на реализацию этой цели. Для таких
людей характерны неуверенность
в себе, неверие в возможность
достичь успеха, боязнь критики. Любая
работа, и особенно та, которая чревата
возможностью неудачи, вызывает у них
отрицательные эмоциональные
Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на достижение человеком успеха, – это требования, предъявляемые им к самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования, в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к себе невысоки.
Очень много для достижения
успеха значит и представление человека
о своих способностях, необходимых
для решения задачи. Установлено,
что люди, имеющие высокое мнение
о наличии у них таких
Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями – так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя более умными, чем средний человек; каждый водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п. Следовало бы задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же тогда все-таки они средние и у кого низкие?
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е. формирует "набор самооценок", от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.
Невозможно понять истоки
некоторых межличностных
Самый умный Самый красивый
Самый глупый Самый уродливый
У большинства людей проявляется
тенденция оценивать себя чуть выше
среднего. Это позволяет сделать
вывод, что человеку свойственна
потребность в достаточно высокой
самооценке, т. е. каждому хочется
уважать себя. Самоуважение – один
из истоков психологической
Какие же трудности общения
возникают у людей с завышенной
самооценкой? Человек, считающий себя
намного умнее других и тем
более намеренно это
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами. Иногда человек перенимает ее в детстве у своих родителей, так и не вобравшихся со своими личностными проблемами, в других случаях она развивается у ребенка из-за плохой успеваемости в школе, что, в свою очередь, является результатом неблагоприятных условий для занятий дома или недостаточного внимания родителей. На самооценке ребенка могут пагубно отразиться как насмешки сверстников, так и чрезмерный критицизм со стороны взрослых. Личностные проблемы, неумение вести себя в определенных ситуациях, равно как и недостаток житейских навыков также формируют у человека нелестное мнение о себе.
С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, они создают пониженный фон настроения, закрепляют "комплекс неполноценности". Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, появляются робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной самооценки. В нашем окружении всегда будут люди, в чем-либо превосходящие нас: более сильные, красивые, обаятельные, интеллигентные, удачливые или популярные. И точно так же всегда найдутся те, кто уступает нам в этом.
1.2. Предметность и рефлексивность самосознания
Самосознание существует
не только в различных формах и
на разных уровнях, но и в разной
степени проявленности и
Явные формы самосознания,
когда те или иные феномены сознания
становятся предметом специальной
аналитической деятельности субъекта,
носят название рефлексии. Рефлексия
– размышление личности о самой
себе, когда она вглядывается в
сокровенные глубины, своей внутренней
духовной жизни. Не рефлексируя, человек
не может осознать того, что происходит
в его душе, в его внутреннем
духовном мире. Уровни рефлексии, могут
быть весьма разнообразными – от элементарного
самосознания до глубоких раздумий над
смыслом своего бытия, его нравственным
содержанием. Важно отметить, что
рефлексия – это всегда не просто
осознание того, что есть в человеке,
а всегда одновременно и переделка
самого человека, попытка выйти за
границы того уровня развития личности,
который был достигнут. Сама рефлексия
над состояниями сознания, особенностями
той или иной личности всегда возникает
в контексте сознаваемой или
несознаваемой задачи перестройки
системы сознания и личности. Когда
человек сознает себя как "я"
с такими-то особенностями, он превращает
в устойчивый предмет некоторые
до того текучие и как бы "распыленные"
моменты своей психической
Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.
Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с "точки зрения другого", но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.
На формирование самоуважения
и самооценки влияют многие факторы,
действующие уже в раннем детстве,
– отношение родителей, положение
среди сверстников, отношение педагогов.
Сопоставляя мнение о себе окружающих
людей, человек формирует самооценку,
причем любопытно, что человек вначале
учится оценивать других, а потом
уже оценивать себя. И лишь к 14–15
годам подросток овладевает навыками
самоанализа, самонаблюдения и рефлексии,
анализирует достигнутые
Уровень притязаний – тот
уровень трудности задания, который
человек обязуется достигнуть, зная
уровень своего предыдущего выполнения.
На уровень притязаний оказывает
влияние динамика неудач и удач на
жизненном пути, динамика успеха и
неуспеха в конкретной деятельности.
Уровень притязаний может быть адекватным
(человек выбирает цели, которые
реально может достичь, которые
соответствуют его
Заниженный уровень притязаний,
когда человек выбирает слишком
простые, легкие цели (хотя он мог бы
достичь значительно более
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.
На протяжении всего процесса
социализации личность имеет дело с
освоением все новых и новых
видов деятельности. В результате
каждая личность выявляет особо значимые
для себя аспекты деятельности, концентрирует
свое внимание на этом выбранном главном
аспекте, соподчиняя ему все остальные
деятельности. В ходе социализации
расширяются и углубляются
Критерии самосознания:
1) выделение себя из
среды, сознание себя как
2) осознание своей активности – "Я, управляю собой";
3) осознание себя "через другого" ("То, что я вижу в других, это может быть и мое качество");
4) моральная оценка себя, наличие рефлексии, осознание своего внутреннего опыта.
В структуре самосознания можно выделить:
1) осознание близких и
отдаленных целей, мотивов
2) осознание своих реальных и желаемых качеств "Реальное Я" и "Идеальное Я");
3) познавательные, когнитивные представления о себе ("Я как наблюдаемый объект");
4) эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:
– самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
– самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:
1) отношение к себе;
2) отношение к другим людям;
3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).
Отношение к другим людям,
осознание этого отношения
1) эгоцентрический уровень
отношений (отношение к себе
как самоценности влияет на
отношение к другим людям ("
2) группоцентрический уровень
отношений ("Если другой
3) просоциальный уровень
("Другой человек – это
4) эстохолический уровень
– уровень исходов ("Каждый
человек находится в