Самосознание ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать современные подходы в психологии к проблеме самосознания личности и рассмотреть категорию "Я".
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть самосознание и уровень притязаний личности, а также структуру и формы самосознания,предметность и рефлексивность самосознания;
- Проанализировать основные положения Я – концепции;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 60.17 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Я-концепция  может выступать как некий  защитный экран, охраняющий самосогласованный  образ себя от влияний, которые могут  его нарушить.

Сложившаяся Я-концепция  обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у человека создается  ощущение своей постоянной определенности, само – тождественности.

Самосогласованность Я-концепции  не является абсолютной. Поведение  индивида бывает разным в зависимости  от ситуации, в которой он находится, от принятой им психологической или  социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся  контекстам, ситуациям в жизни  человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько  отличные образы Я и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Так, человек может иметь  сильно отличающиеся образы Я на работе и дома. Если вдруг происходит перекрывание таких ситуаций или ролей (например, какой-либо праздник на работе с приглашением членов семей или неожиданная  встреча в тесной неформальной обстановке людей, чьи отношения на работе четко  регламентированы), то проблема рассогласованности может проявиться достаточно остро.

Даже при относительной  жесткости Я-концепции человек  сохраняет возможности для адаптации  к меняющимся внешним условиям, для  самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед  ним задач. Неожиданное осознание  неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и  последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более  соответствующей реальности, – это  процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь.

Стабильность Я-концепции  обеспечивает человеку чувство уверенности  в направлении своего жизненного пути, в восприятии своих различных  жизненных ситуаций как единого  непрерывного в своей преемственности  опыта (Э. Эриксон). Еще одна функция  Я-концепции – интерпретация  жизненного опыта. Сталкиваясь с  одним и тем же событием, разные люди по разному его понимают, как  принято говорить, "смотрят каждый со своей колокольни". Проходя  через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается  значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и  о мире.

Например, человек с низкой самооценкой может интерпретировать искреннюю похвалу в свой адрес  как замаскированную насмешку. Такой  человек обычно чувствует себя неуверенно, тревожен, напряжен, что в свою очередь  нередко вызывает дискомфорт и напряженность  у партнеров по общению. Люди, не верящие в свои возможности, выбирают соответствующие жизненные цели, друзей, будущее.

Очень важно с раннего  детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и  своих силах, способствующие более  полной жизненной реализации.

Сформировавшиеся представления  о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Так, если ребенка убедили, что он глуп, он соответствующим образом  будет вести себя в школе, и  не будет прилагать никаких усилий к учебе, так как уже знает, что "глуп, не дано, у него не получится". Если человек уверен в собственной  значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих.

2.2. Когнитивная  составляющая Я-концепции

Представления индивида о  самом себе, как правило, кажутся  ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самыми разнообразными.

Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: "надежный", "общительный", "сильный", "совестливый" и т. д. Вес это  – абстрактные характеристики, которые  никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они  отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а  с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного само- восприятия. Их можно перечислять  до бесконечности, ибо к ним относятся  любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных  целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут  меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания  ее отдельных черт.

Связь между ожиданиями по отношению к себе, обусловленными Я-концепцией, и поведением человека лежит в основе механизма "самореализующихся  пророчеств". Поэтому от визитов  к гадалкам и предсказателям будущего может быть определенный вред. Поверив  в предсказанное, то есть, приняв полученную информацию в образ "будущего Я", человек начинает действовать в  соответствии с ожиданиями, и сам  приводит себя к предсказанному будущему.

Осознание этого механизма  позволяет увидеть, что работа с  Я-концепцией как с объектом вашего осознанного творчества может позволить  человеку перестать быть рабом собственного прошлого, сформировавшихся в нем  убеждений и стать творцом  собственного настоящего и будущего. Использование этих закономерностей  лежит в основе метода управляемой  визуализации, широко используемого  разными направлениями гуманистической  психологии для избавления от ограничивающего  опыта прошлого, формирования желательного для клиента будущего.

Механизмы формирования Я-концепции:

1) прямое или косвенное  внушение родителями образа или  самоотношения;

2) формирования стандартов  выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний;

3) контроль за поведением  ребенка, в котором усваиваются  параметры и способы самоконтроля;

4) вовлечение в поведение,  которое может повысить или  понизить самооценку, изменить образ  себя;

5) вовлечение в социальные  отношения, в которых происходит  усвоение реально существующих  правил поведения, моральных норм;

6) идентификация со значимыми  другими.

Рассмотрим механизмы  формирования Я-концепции:

В детстве Я-концепция  является еще не сложившейся, слабо  структурированной, слабо защищенной, легко поддающейся влияниям. Поскольку  круг общения в детстве ограничен  в основном, семьей, то семья оказывается  первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве  возможности выбора круга общения  предельно сужены. Монополия родителей  на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки  становятся решающим фактором формирование его Я-концепции. Ориентиры для  оценки себя и других, убеждения, заложенные в детстве, поддерживают себя сами в  течение всей жизни человека, и  отказаться от них чрезвычайно трудно.

Первой предпосылкой формирования Я-концепции является появление  у младенца навыка разделения собственных  ощущений на те, что вызваны его  собственной активностью, и те, что  не зависят от него, объективны. Ребенок  сталкивается с задачей разделить  их, осознать отдельно. Важную роль в  этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности своего тела. По мере развития этого навыка у  ребенка формируется умение управлять  своим телом, оно превращается в  своеобразное "орудие" его деятельности. При этом происходит формирование определенного  психического образования – схемы  тела, субъективного образа взаимного  положения и состояния движения частей тела в пространстве.

По В.В.Столину, образ самого себя также формируется в процессе жизнедеятельности как некое  психическое образование, позволяющее  более адекватно и эффективно действовать. Так же как и относительно схемы тела, можно утверждать, что  действует не человеческий образ  самого себя, а субъект, наделенный этим образом Я, с помощью этого  феномена. Сходство схемы тела и  образа Я – это сходство их функций. Они различны в той мере, в какой  человек как биологический организм отличается от человека как социального  существа.

Столин В.В. выделяет 6 способов "интериоризации" ребенком знаний о себе.

Прямое или косвенное  внушение родителями образа или самоотношения. Содержанием того, что внушается  ребенку, может быть как самооценка, так и определенные аспекты образа Я. Этот образ и свое отношение  родители могут транслировать ребенку  как в прямой словесной форме, так и путем такого поведения  с ним, которое предполагает определенные черты и качества, – косвенно. Образ и самооценка, внушаемые  ребенку, могут быть как положительными ("Ты – умный, добрый, уверенный, сознательный"), так и негативными ("Ты неспособный, грубый, неудачник"). О последних  А.И. Герцен писал "Названия – страшная вещь… Если дитя солжет, испугайте  его дурным действием, скажите, что  он солгал, но не говорите, что он лгун".

Если внушаются качества, которыми ребенок в действительности не обладает, имеет место "мистификация". Мистификация может иметь форму  инвалидизации – обесценивания  точек зрения ребенка, его интересов, намерений, и приписывания, которое  может быть позитивным и негативным.

Косвенное внушение чаще всего  имеет отношение к оценке ребенка. Влияние родительского отношения  на формирование характера, поведения  ребенка исследовалось многими  психологами. В родительском поведении  возможны вариации от принятия ребенка  в целом, принятия его индивидуальности, позитивной вовлеченности родителей  в заботу о ребенке до враждебного  отвержения ребенка. Отношение родителей  к ребенку, принятие его или отвержение, формирует у него либо самопринятие, позитивную самооценку либо самоотвержение, переживание своей ненужности, малоценности. Это приводит к формированию у человека одной из четырех установок как по отношению к себе, так и по отношению к другому.

Первый случай Я "+" и  Ты "+", то есть "Я хороший, со мной все в порядке" и "Ты хороший, с тобой все в порядке". Это  позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь. Такие люди бывают хорошими лидерами, уважающими как себя, так и своих  подчиненных. В любой другой позиции  человек в большей или меньшей  степени чувствует себя неудачником.

Второй случай Я "+", Ты "-", "Я хороший, со мной все  в порядке", "С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке. Эта  позиция – позиция превосходства. Такую позицию занимает человек, который лезет помочь "неблагодарным" людям в том, в чем они вовсе  не нуждаются и совсем не ищут его  помощи. В большинстве случаев  это позиция посредственности.

Третий случай – "Со мной нехорошо, у меня не все в порядке", а "Ты хороший, с тобой все в  порядке". Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле – самоуничижение. Это позиция меланхоликов, неудачников, которые мучают себя сами. Так, человек, привыкший считать себя бедным Я " – " на фоне других, богатых людей  Ты "+", скорее всего не откажется  от своего мнения, даже если у него вдруг  появятся деньги.

Четвертая позиция – Я " – ", Ты " – ", "Со мной нехорошо, у меня не все в порядке" и "С  тобой нехорошо, у тебя не все  в порядке". Это позиция безнадежности.

Люди могут иметь разные жизненные позиции в своих  различных жизненных ситуациях. Позиция Ты может характеризовать  отношение не только к другому  человеку, но и к миру в целом.

Случаи, когда явные, словесные, прямые внушения противоречат косвенным, имеют негативное влияние на формирование психики ребенка.

Следует отметить, что ребенок  всегда имеет свободу выбора реакции  на родительское внушение – согласиться  с родительским мнением или начать борьбу против него. Таким образом, связь между поведением родителей  и поведением ребенка не однозначна. Ребенок может отреагировать  на родительское поведение дополнительно  или же защитно. В первом случае ребенок  отвечает инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование  и т. п. В случае защитного поведения  ребенок может в ответ на родительское отвержение начать вести себя с родителями так, как будто те его любят  и внимательны к нему, и тем  самым как бы приглашать родителей  изменить поведение по отношению  к нему.

Опосредованная детерминация самоотношения ребенка путем  формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний.

Родители формируют представления  ребенка о стандартах поведения, о жизненных целях, ценностях, идеалах. Если эти цели, планы, идеалы, соответствуют  способностям и интересам ребенка, то, реализуя их, он повышает самоуважение (см. формулу Джемса). В противном  случае, когда родители награждают ребенка нереалистичными для  него планами, стандартами, идеалами, тем  самым способствую формированию нереалистичного образа "идеального Я", жизненные неудачи могут  привести человека к потере веры в  себя, в свои силы, возможности, к  потере самоуважения.

Контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает  параметры и способы самоконтроля.

Контроль характеризует  способ, с помощью которого происходит управление конкретным действием, поступком, поведением. Дисциплинарный аспект отношения  родителей к ребенку проявляется  как слабый контроль (предоставление полной автономии) или жесткий контроль (абсолютное подчинение воле родителей, требование неукоснительного соблюдения норм и правил) за его поведением. Психологический аспект характеризует  способ, которым родители добиваются контроля над поведением ребенка  – через вызывание в ребенке  чувства вины, стыда или через  вызывание страха перед наказанием, тревоги, "враждебный контроль".

Информация о работе Самосознание ребенка