Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать современные подходы в психологии к проблеме самосознания личности и рассмотреть категорию "Я".
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть самосознание и уровень притязаний личности, а также структуру и формы самосознания,предметность и рефлексивность самосознания;
- Проанализировать основные положения Я – концепции;
Введение
Актуальность курсовой работы
Самосознание – осознанное
человека своего общественного статуса
и своих жизненно важных потребностей.
Проблеме самосознания посвящено немало
исследований в отечественной психологии.
Эти исследования сконцентрированы
в основном вокруг двух групп вопросов.
В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович,
А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой,
А.Г.Спиркина в общетеоретическом
и методологическом аспектах проанализирован
вопрос о становлении самосознания
в контексте более общей
Самосознание – это
сложная психологическая
А.Г.Спиркин дает следующее
определение: " самосознание – это
осознание и оценка человеком
своих действий и их результатов,
мыслей, чувств, морального облика и
интересов, идеалов и мотивов
поведения, целостная оценка самого
себя и своего места в жизни. Самосознание
– конституирующий признак
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода "духовный свет, обнаруживающий и себя и другое ".
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать "просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего "я".
Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему "высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности ", расценивал в целом как "нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа".
В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или "Я-концепции". Что же означает термин "Я-концепция", какой реальный психологический смысл в него вкладывается?
Цель курсовой работы – проанализировать современные подходы в психологии к проблеме самосознания личности и рассмотреть категорию "Я".
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть самосознание
и уровень притязаний личности,
а также структуру и формы
самосознания,предметность и
- Проанализировать основные положения Я – концепции;
- Сделать выводы в заключении.
Объект курсовой работы – объектом исследования в данной работе выступает такая категория как самосознание личности, а также образ "Я".
Предмет курсовой работы. Восприятие личности, то есть процессы отбора, организации и интерпретации воспринимаемых явлений, приводящие к возникновению у индивида целостной картины психологического окружения и к определению своего места в этом окружении.
1. Самосознание и уровень притязаний
1.1. Структура и формы самосознания
Что такое самосознание?
В психологической науке
"Образ "Я" – это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе "Я" можно выделить три компонента:
1) познавательный (когнитивный) – знание себя, самосознание;
2) эмоционально – оценочный – ценностное отношение к себе;
3) поведенческий – особенности регуляции поведения.
Самосознание – динамичное
исторически развивающееся
Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы "встроен" определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.
Следующий, более высокий
уровень самосознания связан с осознанием
себя в качестве принадлежащего тому
или иному человеческому
Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания "Я" как совершенно особого образования, похожего на "я" других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
Сознательность – неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Однако самосознание –
это не только разнообразные формы
и уровни самопознания. Это также
всегда и самооценка и самоконтроль.
Самосознание предполагает сопоставление
себя с определенным, принятым данным
человеком идеалом "я", вынесение
некоторой самооценки – как следствие
– возникновение чувства
Как уже говорилось, образ
"Я" – не статическое, а чрезвычайно
динамичное образование личности. Образ
"Я" может возникать как
Все "Я" уживаются в человеке одновременно. И если одно из "Я" будет преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.
Степень правильности образа "Я" выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности.
Самооценка – непременный спутник нашего "Я". Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Как же личность осуществляет
самооценку? Известно, что человек
становится личностью в результате
совместной деятельности и общения
с другими людьми. Именно деятельность
и общение дают ему некоторые
важные ориентиры для поведения.
Поэтому уже в детском саду
часто можно слышать: "Коля –
хороший мальчик, он всегда спит в
мертвый час"; или: "Игорь –
плохой, он плохо ест". Таким образом,
воспитатель дает ребенку точку
отсчета для оценки его поведения.
По подобным ориентирам мы постоянно
сверяем то, что делаем, с тем,
чего от нас ожидают окружающие.
В конечном счете, все, что человек
делает для себя, он вместе с тем
делает и для других, даже если ему
кажется, что он делает что-то только
для себя. Уже сложившиеся оценки
собственного "Я" есть результат
постоянного сопоставления
Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы – ее интересами.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа "Я", проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.
Самооценка = Успех / Притязания
Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи. В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более сложные задачи, при неуспехе – соответственно, снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно.