Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель исследования состояла в изучении особенностей проявления са-мосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущность понятий «самосознание», «самооценка» и особен-ности их формирования в дошкольном возрасте;
б) подобрать диагностический инструментарий для исследования;
в) провести диагностику проявления самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста с помощью выбранных методик;
г) разработать рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……….……………………
1.1 Понятия самосознания и самооценки как психологических категорий
1.2 Особенности развития личности у детей дошкольного возраста и их влияние на самосознание и самооценку ….…………………………………………….…..
1.3 Основные направления изучения самосознания и самооценки детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..…
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СА-МОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………..…………………….……
2.1 Организационные характеристики исследования …………….……………..….
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………..……………..……
2.3 Рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста …………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…….....
В результате, на основании проведенных методик было выявлено, что имеются некоторые особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста — то есть гипотеза, выдвинутая на первоначальном этапе исследования, получила свое подтверждение, следовательно, теоретические положения, описанные в теоретической части курсовой работы, верны.
2.3 Рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста
На основании анализа литературы по данной теме [22, с. 96–103]и в результате данных, полученных при проведении эмпирического исследования, можно дать ряд рекомендаций по поддержанию и развитию оптимального уровня самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста:
Таким образом, уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.
Заключение
В ходе исследования были рассмотрены взгляды различных научных деятелей в сфере психологии и педагогики на проблему оптимального формирования самосознания и самооценки дошкольников. Заявленная цель исследования была достигнута, реализованы её основные задачи.
В результате исследования был сделан ряд выводов.
Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «я–концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка: у дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе. В дошкольном возрасте ребенок уже отделяет себя от оценки другого. Познание им пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.
В итоге было установлено, что знание оценочных и самооценочных действий дошкольника является важным для установления отношений с ним. С возрастом ребенок все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Кроме осознания своих качеств, дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и детскому саду.
Таким образом, полученные знания должны лечь в основу профессиональной компетенции педагога, психолога детского дошкольного учреждения.
список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика В. Г. Щур «Лесенка». Оценка родителями (по мнению детей)
№ испытуемого |
Хороший |
Ум |
Здоровье |
Красота |
Доброта |
Счастье |
Смелость |
Сила |
Старание |
1 |
2 |
2 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
4 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
6 |
2 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
7 |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
3 |
8 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
9 |
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
10 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 | <td cl |
Информация о работе Самосознание и оценка детей дошкольного возраста