Самосознание и оценка детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состояла в изучении особенностей проявления са-мосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущность понятий «самосознание», «самооценка» и особен-ности их формирования в дошкольном возрасте;
б) подобрать диагностический инструментарий для исследования;
в) провести диагностику проявления самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста с помощью выбранных методик;
г) разработать рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……….……………………
1.1 Понятия самосознания и самооценки как психологических категорий
1.2 Особенности развития личности у детей дошкольного возраста и их влияние на самосознание и самооценку ….…………………………………………….…..
1.3 Основные направления изучения самосознания и самооценки детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..…
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СА-МОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………..…………………….……
2.1 Организационные характеристики исследования …………….……………..….
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………..……………..……
2.3 Рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста …………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…….....

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Самосознание и самооценка детей дошкольного возраста.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

В результате, на основании проведенных методик было выявлено, что имеются некоторые особенности проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста — то есть гипотеза, выдвинутая на первоначальном этапе исследования, получила свое подтверждение, следовательно, теоретические положения, описанные в теоретической части курсовой работы, верны.

2.3 Рекомендации  по поддержанию и развитию  оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста

На основании анализа  литературы по данной теме [22, с. 96–103]и в результате данных, полученных при проведении эмпирического исследования, можно дать ряд рекомендаций по поддержанию и развитию оптимального уровня самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста:

  1. оптимизация родительско–детских отношений. Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых;
  2. оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников;
  3. расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе;
  4. развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится;
  5. для повышения уровня самооценки у детей дошкольного возраста родителям и педагогам можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние;
  6. развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.

Таким образом, уважение к ребенку, бережное отношение к его личности лежит в основе стратегии позитивного оценивания. Использование этой схемы педагогами и родителями при оценке деятельности и поведения детей дошкольного возраста обеспечивает формирование адекватной самооценки, умения анализировать и контролировать свои действия и поступки.

Заключение

В ходе исследования были рассмотрены взгляды различных научных деятелей в сфере психологии и педагогики на проблему оптимального формирования самосознания и самооценки дошкольников. Заявленная цель исследования была достигнута, реализованы её основные задачи.

В результате исследования был сделан ряд выводов.

Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «я–концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка: у дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе. В дошкольном возрасте ребенок уже отделяет себя от оценки другого. Познание им пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта.

В итоге было установлено, что знание оценочных и самооценочных действий дошкольника является важным для установления отношений с ним. С возрастом ребенок все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Кроме осознания своих качеств, дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и детскому саду.

Таким образом, полученные знания должны лечь в основу профессиональной компетенции педагога, психолога детского дошкольного учреждения.

 

список использованной литературы

  1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. // Избр. психол. труды. – М.: Наука, 1980. – 137 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Владос, 1999. – 652 с.
  3. Белановская О. В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. – Минск, 2004. – 381 с.
  4. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 31– 38.
  5. Бернс Р. Развитие Я–концепции и воспитание. – М.: Логос, 1999. – 365 с.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. – 314 с.
  7. Волков Б. С. Возрастная психология. Кн.1. – М.: Дрофа, 2005. – 349 с.
  8. Вьюнова Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н. И. Вьюнова, К. М.  Гайдар, Л. В. Темнова. – М.: Инфра–М, 2003. – 411 с.
  9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М.: Издательство МГУ им. М. Ю. Ломоносова, 1998. – 291 с.
  10. Денисова Р. Рефлексия как механизм личностного развития / Р. Денисова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 4. – С. 10 – 13.
  11. Практикум по возрастной и педагогической психологии: учебное пособие / под ред. А.И. Щербакова. – М.: Наука, 1987. – 543 с.
  12. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М.: Олма–Пресс, 1997. – 178 с.
  13. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М., 1984. – 426 с.
  14. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Знание, 2008. – 379 с.
  15. Красная Е. В. Психологический анализ проблемных ситуаций, возникающих в работе воспитателя детского сада. / Е. В. Красная, В. Н. Панферов // Вопросы психологии. – 1990. № 7. – С. 59 – 65.
  16. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Владос, 2001. – 377 с.
  17. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 1999. – 442 с.
  18. Нижегородцева Н. В. Психологическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М.: Инфра–М, 2002. – 398 с.
  19. Прима Е. В. Развитие социальной уверенности у дошкольников / Е. В. Прима, Л. В. Филиппова, И. Н. Кольцова. – М.: Олма, 2003. – 491 с.
  20. Психология детства: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. – СПб: Питер, 2004. – 255 с.
  21. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / под ред. А. А. Реана. – СПб: Питер, 2005. – 314 с.
  22. Рузская А. Г. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду / А. Г. Рузская, Л. Н. Абрамова // Вопросы психологии. – 1983. № 4. – С. 96–103.
  23. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. – М.: Юнона, 2001. – 421 с.
  24. Якобсон С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1983. – № 8. С. 55–61.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика В. Г. Щур «Лесенка». Оценка родителями (по мнению детей)

испытуемого

Хороший

Ум

Здоровье

Красота

Доброта

Счастье

Смелость

Сила

Старание

1

2

2

1

3

3

3

2

1

1

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

3

2

1

1

1

1

1

1

2

1

4

1

3

1

1

1

1

2

1

1

5

1

2

1

1

1

1

1

2

1

6

2

1

1

2

2

1

1

1

1

7

1

1

7

1

1

1

1

6

3

8

1

1

2

1

1

2

1

1

1

9

1

1

6

1

1

1

3

1

1

10

1

1

1

1

1

<td cl


Информация о работе Самосознание и оценка детей дошкольного возраста