Самосознание и оценка детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состояла в изучении особенностей проявления са-мосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущность понятий «самосознание», «самооценка» и особен-ности их формирования в дошкольном возрасте;
б) подобрать диагностический инструментарий для исследования;
в) провести диагностику проявления самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста с помощью выбранных методик;
г) разработать рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……….……………………
1.1 Понятия самосознания и самооценки как психологических категорий
1.2 Особенности развития личности у детей дошкольного возраста и их влияние на самосознание и самооценку ….…………………………………………….…..
1.3 Основные направления изучения самосознания и самооценки детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..…
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СА-МОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………..…………………….……
2.1 Организационные характеристики исследования …………….……………..….
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………..……………..……
2.3 Рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста …………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…….....

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Самосознание и самооценка детей дошкольного возраста.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

Восточно–Сибирская государственная академия образования

Кафедра ____________________________

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «_____________________________

 

 

 

Тема: САМОСОЗНАНИЕ И САМООЦЕНКА ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

Исполнитель: _______________ студ. гр. ___________________________

 

 

Руководитель: _____________ _________________________________

 

 

 

 

 

Иркутск 2013

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……….……………………

1.1 Понятия самосознания и самооценки как психологических категорий

1.2 Особенности развития личности у детей дошкольного возраста и их влияние на самосознание и самооценку ….…………………………………………….…..

1.3 Основные направления изучения самосознания и самооценки детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..…

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ особенностей проявления САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………..…………………….……

2.1 Организационные характеристики исследования …………….……………..….

2.2 Анализ результатов исследования ………………………………..……………..……

2.3 Рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста …………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…….....

Приложение 1. Методика В. Г. Щур «Лесенка». Оценка родителями (по мнению детей) ………………………………………………………………………..……………

Приложение  2. Методика В. Г. Щур «Лесенка». Самооценка детей ……

Приложение  3. Методика В. Г. Щур «Лесенка». Оценка сверстниками (по мнению детей) ………………………………………………………………………………..……

Приложение 4. Методика А. М. Прихожан «Нарисуй себя». Уровень самооценки ……………………………………………………………………………………………...…

3

 

5

5

 

9

 

20

 

 

22

22

23

 

25

27

28

 

30

31

 

32

 

33


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Самооценка является оценочной  частью самосознания личности. Важные новообразования в развитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в конце раннего периода, то есть в дошкольном возрасте. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиеся от желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица «я». Это ведет к рождению потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое «я». На основе представлений ребенка о своем «я» начинает формироваться самооценка.  
В дошкольный период самооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисе самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия (ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально на веру принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призму взрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. При этом взрослые могут невольно сформировать неадекватную оценку ребенком самого себя. В связи с этим изучение особенностей проявления самосознания и самооценки в дошкольном возрасте является актуальным.

Объект исследования —  самосознание как устойчивая, переживаемая система представлений человека о самом себе.

Предмет исследования — самооценка ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза исследования — проявление самосознания и самооценки у дошкольников специфично, что обусловлено их возрастными особенностями.

Цель исследования состояла в изучении особенностей проявления самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. раскрыть сущность понятий «самосознание», «самооценка» и особенности их формирования в дошкольном возрасте;
  2. подобрать диагностический инструментарий для исследования;
  3. провести диагностику проявления самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста с помощью выбранных методик;
  4. разработать рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.

Методологической  основой исследования являются труды  таких научных деятелей в области психологии и педагогики, как Ананьев Б. Г., Андреева Г. М., Белановская О. В., Белобрыкина О. А., Бернс Р., Божович Л. И., Волков Б. С., Вьюнова Н. И., Головин С. Ю., Денисова Р., Щербаков А. И., Коломинский Я.Л., Панько Е. А., И. С. Кон, Костяк Т. В., Красная Е. В., Лисина М. И., Мухина В. С., Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д., Прима Е. В., Филиппова Л. В., Кольцова И. Н., Рузская А. Г., Абрамова Л. Н., Урунтаева Г. А., Якобсон С. Г., Морева Г. И.

Среди методов исследования можно выделить анализ научной, учебной и справочной психолого–педагогической литературы; наблюдение, опрос, тестирование, количественный и качественный анализ эмпирического исследования.

Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в анализе и обобщении опыта учёных, изучающих феномен самосознания и самооценки дошкольников.

Практическая значимость исследования, проведённого в данной курсовой работе, заключается в том, что его результаты могут служить научно–практической базой в области построения процесса формирования профессиональной готовности педагогов и психологов детских дошкольных учреждений к поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста. 

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и четырех приложений.

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятия самосознания  и самооценки как психологических  категорий

Под термином «самосознание» в психологии понимают существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому [9, с. 76].

У В. С. Мухиной самосознание — это психологическая структура, представляющая собой единство звеньев, развивающихся по определенным закономерностям. Причем содержательное наполнение этой структуры, в отличие от универсальной структуры сознания, строго индивидуально для каждого человека [17, с. 28].

В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе, и оценочную, то есть самооценку [14, с. 127]. Самооценка является механизмом переработки знаний о себе на уровне аффективного процесса, то есть, механизмом обрастания знаний о себе, соответствующим отношением к самому себе. Как отмечает М. И. Лисина, понятие «самооценка» является более узким, чем понятие образ самого себя.

Самооценка  связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания. Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что делает человек для себя, он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других.

Сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат  постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое–что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы — ее интересами и так далее. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный.

Самооценка  может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, то есть без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки высокого и выше среднего уровня (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Однако самооценка может быть и неоптимальной — чрезмерно завышенной или слишком заниженной [1, с. 17].

На основе неадекватно  завышенной самооценки у человека возникает  неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным — чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы — как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих–то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это — следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние — аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел — увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, то есть ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком  низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из–за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из–за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов.

Выше упоминалось об эффекте  неадекватности. Это психологическое  состояние возникает, как попытка  лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности — это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.

Информация о работе Самосознание и оценка детей дошкольного возраста