Самосознание и оценка детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состояла в изучении особенностей проявления са-мосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущность понятий «самосознание», «самооценка» и особен-ности их формирования в дошкольном возрасте;
б) подобрать диагностический инструментарий для исследования;
в) провести диагностику проявления самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста с помощью выбранных методик;
г) разработать рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……….……………………
1.1 Понятия самосознания и самооценки как психологических категорий
1.2 Особенности развития личности у детей дошкольного возраста и их влияние на самосознание и самооценку ….…………………………………………….…..
1.3 Основные направления изучения самосознания и самооценки детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..…
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СА-МОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………..…………………….……
2.1 Организационные характеристики исследования …………….……………..….
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………..……………..……
2.3 Рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста …………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…….....

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ_Самосознание и самооценка детей дошкольного возраста.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Таким образом, самосознание человека является некой совокупностью представлений и оценок себя. Самооценка выступает оценочной частью самосознания и существенно обусловлена мировоззрением человека, определяющим нормы оценки.

1.2 Особенности развития личности у детей дошкольного возраста и их   влияние на самосознание и самооценку

Дошкольный  возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. В этот период у детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения [18, с. 7]. Дошкольный возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка, так как в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности, то есть формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации — основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе. В этот период ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.  

Развитие личности включает два аспекта, один из которых состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых он совершает разные поступки. Другой аспект — развитие чувства и воли, которые обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств [8, с. 25]. 

Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Этот этап также благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Данный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. Одним из важнейших достижений дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе.

В данном возрасте в содержание представлений о себе входит отражение своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно, благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе [7, с. 52].

Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При  этом, взрослый, организуя деятельность дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознания и оценки себя. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность. Таким образом, основным фактором, оказывающим, существенное влияние на развитие личности ребенка в дошкольном возрасте является игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.  

Содержательный и оценочный  аспекты самосознания являются единым неразделимым целым, так как любое суждение старшего дошкольника о себе, в той или иной мере включает и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе. При этом, в процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «я» — «каким бы я хотел быть»). Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку [15, с. 59–65]. 

Как отмечают Л. И. Божович, Р. Бернс, М. И. Лисина, в  дошкольном возрасте позиция близости реального и идеального «Я» является наиболее благоприятной [5, 6, 16], так как служит пусковым механизмом актуализации одной из важнейших потребностей личности — потребности в саморазвитии, самосовершенствовании, которая и составляет базис целеполагания. Следовательно, наличие у ребенка «позиции близости двух Я» свидетельствует о его самотождественности, то есть о его уверенности в себе и в том, что он хороший, любимый [4, с. 31–38.]. 

К старшему дошкольному возрасту отношение к себе существенно  меняется: дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка. В целом все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения дошкольника к другим людям. Собственное «я» ребенка уже не столь жестоко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объектных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противоположным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного «я». Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им, и не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Окружающие влияют на развитие личности старшего дошкольника с  помощью моральных норм. Они усваиваются  ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Ребенок склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Дети дошкольного возраста знакомятся с жизнью взрослых многими путями: наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца выступают поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Взрослые обучают ребенка правилам поведения, и эти правила усложняются на протяжении дошкольного детства. Также именно взрослые организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.

Соподчинение мотивов  является одним из важных новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая  иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению. По мере развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее и плохое. Если главными мотивами поведения становиться общественные мотивы, соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям, толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать. Напротив, преобладание у ребенка мотивов, заставляющих получать личное удовольствие, демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими, может привести к серьезным нарушениям правил поведения. Здесь потребуются специальные воспитательные меры, направленные на перестройку неблагоприятно складывающихся основ личности. После возникновения соподчинения мотивов, ребенок не во всех случаях руководствуется одними и теми же мотивами. Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека, обнаруживается множество разнообразных мотивов. Но соподчинение приводит к тому, что эти разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему.  

В старшем дошкольном возрасте усложняются отношения детей  с окружающими, им самим приходится определять свое отношение к чему–то, оценивать свои поступки и обязательных правил становиться больше, столкновение различных мотивов становятся чаще и острее. Особенно трудно детям выбирать между лично значимыми и общественно значимыми мотивами. Если старший дошкольник потерпел неудачу в каком–нибудь значимом для него деле, то это не удается компенсировать удовольствием, от чего–то другого. Так как одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Ребенок в старшем дошкольном возрасте начинает отдавать себе все более ясный отчет в побудительных силах и последствиях своих поступках. Это становиться возможным в связи с тем, что у дошкольника развивается самосознание — понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке.

Отчетливая самооценка так  же, как и самосознание возникает на более поздних этапах познания ребенком себя [16, с. 143]. Установлено, что образ «Я» и связанное с ним самоуважение играют важную роль в детерминации морального поведения детей дошкольного возраста [24, с. 55–61]. Возрастные особенности в осознании и переживании ребенком своих взаимоотношений с другими членами группы показывают феномен неадекватности осознания: часто дети, которые объективно находятся в неудовлетворительном положении в группе, переоценивают свое положение; члены группы, которые находятся в благоприятном положении, имеют тенденцию недооценивать свое положение в группе [3, с. 148–150]. При этом трудности детей дошкольного возраста в общении со сверстниками во многом обусловлены их завышенной самооценкой и недооценкой других. Это происходит оттого, что ребенку трудно отделить свои умения от собственной личности в целом: дляя него признать то, что он что–то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. В связи с этим самооценка выступает в качестве необходимой предпосылки формирования моральных чувств ребенка и развития его нравственной регуляции [11, 13]. 

Психолог В. С. Мухина отмечает, что в структуре самосознания даже в период старшего дошкольного возраста у детей имеются такие психологические зоны, которые впервые получают интенсивное развитие именно в этот период и впервые становятся обозначенными: ориентация на признание своей внутренней психической сущности и внешних физических данных; признание своего имени; социальное признание; ориентация на физические, психические и социальные признаки определенного пола; на значимые ценности в прошлом, настоящем и будущем; на основе права в обществе; на долг перед людьми. Структура самосознания дошкольника формируется в сотрудничестве с взрослыми как полное представление о самом себе [17, с. 212]. В самооценке интегрируются знания ребенка, полученные от других и его собственная возрастающая активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Однако оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов, но, в то же время, играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка. Следовательно, правильность представлений ребенком дошкольного возраста своих действий во многом зависит от оценочного воздействия взрослого. В тоже время, полное сформированное представление о себе позволяет ребенку критически относиться к оценкам окружающих [10, с. 10–13]. Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых [12, с. 173]. При этом уже в старшем дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми или сверстниками, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых и легко поддаются их влияниям. В тоже время существенную роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки. У дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. Среди дошкольников существует система ценностей, которая определяет взаимные оценки детей.

Оценка ребенком дошкольного возраста себя происходит труднее, чем сверстника. К ровеснику он более требователен и оценивает его более объективно. Самооценки детей очень эмоциональны, часто положительны. Отрицательные самооценки наблюдаются значительно реже. 

С возрастом  самооценка у детей дошкольного возраста становится все более правильной, полнее отражающей их возможности. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом сверстников. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку. Исполнение детьми какой–либо роли в игре дает им возможность согласовывать свои действия со сверстниками, развивает способность к сопереживанию и формирует коллективистские качества. В игре у ребенка удовлетворяется потребность в признании и осуществляется самопознание. Игра строит социальные отношения, в ней моделируются формы поведения дошкольника [19, с. 170]. При этом в разных видах деятельности самооценка разнообразна: в рисовании ребенок чаще всего оценивает себя правильно, в грамоте — переоценивает, а в пении — недооценивать. Что касается физических возможностей, то в дошкольном возрасте дети адекватно их оценивают, у них складывается правильное представление о личностных качествах и умственных возможностях. Таким образом, правильная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.  

Относительно  самооценки детей дошкольного возраста можно разделить на три типа: детей с завышенной, с адекватной и заниженной самооценкой. 

Дошкольники, у которых  наблюдается завышенная самооценка, подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца, не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, не осознают своих неудач, склонны к демонстративному поведению и доминированию, выделяются высоким уровнем притязаний, стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться фоне сверстников, обратить на себя внимание. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе сложные задачи. Если по каким–либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. К похвале взрослых такие дети относятся как к должному, тогда как её отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание могут реагировать как игнорированием, так и повышенной эмоциональностью. Некоторых детей с завышенной самооценкой одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них — быть в центре внимания взрослого. Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге кризиса 6–7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности — в игре, на спортивных занятиях — они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной. В незнакомой ситуации, а именно, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена. Считается, что завышенная самооценка дошкольника при наличии попыток анализа себя и своей деятельности несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представлении о себе в процессе деятельности [21, с. 148–149].

Информация о работе Самосознание и оценка детей дошкольного возраста