Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель исследования состояла в изучении особенностей проявления са-мосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
а) раскрыть сущность понятий «самосознание», «самооценка» и особен-ности их формирования в дошкольном возрасте;
б) подобрать диагностический инструментарий для исследования;
в) провести диагностику проявления самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста с помощью выбранных методик;
г) разработать рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………….….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……….……………………
1.1 Понятия самосознания и самооценки как психологических категорий
1.2 Особенности развития личности у детей дошкольного возраста и их влияние на самосознание и самооценку ….…………………………………………….…..
1.3 Основные направления изучения самосознания и самооценки детей дошкольного возраста ……………………………………………………………………………..…
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ СА-МОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………………………………………………………………..…………………….……
2.1 Организационные характеристики исследования …………….……………..….
2.2 Анализ результатов исследования ………………………………..……………..……
2.3 Рекомендации по поддержанию и развитию оптимального самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста …………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………..…………………………………………………..…………………...……….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………….…….....
Дети с адекватной
самооценкой в большинстве
Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии. Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что он не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима для него деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети. В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность. Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми — обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.
Особенности проявления самооценки детей дошкольного возраста зависит от многих причин. Причины индивидуальных особенностей самооценки в дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития. В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуальною опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других — формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь завышенная самооценка будет выполнять скорее защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечании в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины [23, с. 146].
Таким образом, формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия — основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам. К концу дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъект. Формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний. У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие компонента самосознания — самооценки. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
1.3 Основные направления изучения самосознания и самооценки детей дошкольного возраста
Психология
располагает рядом
При этом важно отметить, что существуют как направленные на работу со взрослыми, так и детские методики. Так описанная выше методика более подходит для диагностирования состояний личности взрослого человека, хотя может быть также применена и на детях–дошкольниках.
Методика В. Г. Щур «Лесенка» была создана специально для исследования самооценки ребенка. Данная методика основана на оценивании детьми дошкольного возраста своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества. Обследуемым предлагается на изображении лестницы в семь ступеней отметить фишками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний (такой уровень развития этих качеств, какой бы их удовлетворил). Методика позволяет определить высоту самооценки детей дошкольного возраста, ее устойчивость или противоречивость, уровень притязаний личности и степень рассогласованности уровней самооценки и притязаний, а также адекватность представлений ребенка о самом себе [20, с. 124].
Методика А. М. Прихожан «Нарисуй себя» является проективной и также нацелена на изучение личности и диагностирование самосознания и самооценки детей в дошкольном возрасте. Методика основана на предложении детям нарисовать три рисунка определенными цветными карандашами. На первой странице — отмечается имя, возраст ребенка, пол; на второй — необходимо нарисовать «плохого мальчика» или «плохую девочку» черным и коричневым карандашами; на третьем — «хорошего мальчика» или «хорошую девочку» синим и красным карандашами, на четвертой — себя, «Я», всеми цветами, предложенными за все исследование. Данная методика основана на изучении самооценки и общего эмоционального отношения к себе детей дошкольного возраста [20, с. 131].
В целях проведения эмпирического исследования в настоящей работе были применены именно указанные методики, нацеленные на работу с детьми дошкольного возраста.
Таким образом, возникает представление о том, как человек себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности, однако эта конфликтность может проявляться по–разному.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ особенностей проявления САМОСОЗНАНИЯ И САМООЦЕНКИ у детей дошкольного возраста
2.1 Организационные характеристики исследования
С целью решения поставленных в ходе планирования практических задач, было проведено эмпирическое исследование, классифицировать которое можно как уточняющее. Целью уточняющего исследования является установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности.
В качестве эмпирической гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что проявление самооценки у детей дошкольного возраста имеет некую специфику (о чем было описано ранее, в Главе 1).
На первом этапе исследования была отобрана группа детей дошкольного возраста. В качестве критерия выступали возраст младше 8 лет и статус ребенка «не школьник». Участие в исследовании, которое проводилось в течение одного месяца, приняло30 дошкольников, из которых 14 девочек и 16 мальчиков в возрасте от 3 до 7 лет.
В качестве методологической базы исследования послужили тест В. Г. Щур «Лесенка», который позволил выявить высоту самооценки испытуемых, ее устойчивость или противоречивость, уровень притязаний личности и степень рассогласованности уровней самооценки и притязаний, а также адекватность представлений детей о самих себе; и тест А. М. Прихожан «Нарисуй себя», который позволил изучить самооценку и общее эмоциональное отношение к себе детей дошкольного возраста [20, с. 124–136].
На втором этапе, посредством применения диагностического инструментария, была выявлена специфика самосознания и самооценки испытуемых.
2.2 Анализ результатов исследования
Сначала диагностика была проведена на основе методики В. Г. Щур «Лесенка», с помощью оценки детьми своих личностных качеств: доброта, умственные способности, сила, смелость, здоровье, внешность, сила воли (Приложения 1–3).
Диагностика показала, что зависимыми критериями для детей дошкольного возраста в данной выборке являются все перечисленные выше личностные качества. В предоставленной группе детей наибольшая зависимость была выявлена между самим ребенком и взрослыми (родителями), наименьшая — между ребенком и сверстниками.
В таких качествах как «здоровье», «сила» и «смелость» проявлялась зависимость личных оценок детей от того, как они думали их оценят сверстники. Однако большая взаимосвязь по всем личностным качествам проявляется между оценками детей и предполагаемыми оценками родителей.
В процессе опроса дети часто подтверждали значительность роли взрослых в их жизни: то есть, наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители, а осознаваемые ребенком суждения взрослых, закрепляются в его сознании и становятся его собственными знаниями о себе — поэтому так часто в своих оценках дети опираются на суждения родителей.
В результате статистической обработки рабочих таблиц было выявлено, что 75% выборки по переменной «хороший» принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени, что соответствует высокому и очень высокому уровням самооценки. По переменной «красота» более 90% детей поставили себя на первую ступень. Таким образом, было выяснено, что в данной выборке испытуемых у детей дошкольного возраста значимыми критериями для них являются «красота» и «хороший».
Наибольшее
распределение выборки по перем
На основании показаний таблиц в диапазоне таких качеств, как «здоровье», «сила» и «смелость» выявлено, что 75% выборки детей также принимает значение от 1 до 2, то есть значительная часть детей ставит себя на первую и вторую ступени, что также соответствует высокому и очень высокому уровням самооценки. Однако у остальной части детей, оценивших себя с третьей по пятую ступень лесенки, можно отметить высокую степень самокритичности к себе, в том числе и под влиянием мнений значимого окружения для дошкольника.
Относительно качества «доброта» все испытуемые старшего дошкольного возраста проставили себя на первую и вторую ступени, что говорит о высоком уровне самооценки по данному показателю.
Таким образом, диагностирование по данной методике показало, что в большинстве случаев дети проставляли себя на первую и вторую ступени, реже — на последующие ступени.
В качестве проверочной методики для определения уровня самооценки у детей дошкольного возраста была использована методика А. М. Прихожан «Нарисуй себя» (Приложение 4). Для обработки результатов за основу были приняты следующие показатели уровней самооценки и общего эмоционального отношения к себе: до 2 баллов — низкий уровень, заниженная самооценка, при отрицательном результате негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя; от 3 до 5 баллов —– средний, адекватное позитивное отношение к себе; от 6 и выше балов — очень высокий уровень, завышенная самооценка [21, с. 116]. При обработке рабочей таблицы было выявлено количественное соотношение уровней самооценки в данной выборке у детей дошкольного возраста.
На основании анализа результатов, были получены следующие данные: 19% детей имеют заниженную самооценку, 33% детей – адекватную самооценку, 48% – завышенную самооценку. Данные статистические показатели, также как и при проведении первой диагностики, говорят о высокой самооценке большинства испытуемых.
Таким образом, по итогам двух диагностик, основной и проверочной, были получены почти идентичные результаты, что можно объяснить тем, что в данной выборке у детей дошкольного возраста знания о себе носят более обобщенный характер; они зачастую выбирали в заданиях более высокие ступени. Это может объясняться низким уровнем развития рефлексии, нежеланием признавать себя «плохим» и переживанием того, что взрослый может узнать, в чем ребенок не считает себя не совершенным.
Информация о работе Самосознание и оценка детей дошкольного возраста