Цель экспериментальной работы: изучить приемы развития
связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР.
Задачи экспериментальной работы:
- Выявить исходные уровни развития связной
речи у детей старшего дошкольного возраста;
- Изучить динамику развития связной речи;
- Определить этапы, условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;
Для выявления исходных уровней сформированности связной речи у детей старшего дошкольного
возраста, мы использовали диагностику
речевого развития детей дошкольного
возраста по методике О.С. Ушаковой. В качестве
критериев сформированности связной речи
старших дошкольников выступили следующие
критерии:
- содержательность высказывания детей
старшего дошкольного возраста;
- степень самостоятельности при выполнении
заданий детьми по развитию речи;
- точность выполнения задания детьми старшего
дошкольного возраста;
Диагностика речевого развития детей
по методике О.С. Ушаковой проводиться либо в виде
индивидуальной беседы с ребенком, либо
задания диагностики включаются в мотивированную
подгрупповую организованную деятельность
с детьми.
На основе полученных данных обследования,
мы определили этапы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного
возраста:
- Работа с готовыми дидактическими текстами;
- Составление детьми связных высказываний
детей старшего дошкольного возраста;
- Составление творческих связных высказываний
детей старшего дошкольного возраста;
Для начала мы создали предметно-развивающую
среду, так как она является основным условием
развития личности детей и всех видов
детской деятельности.
При создании предметно-развивающей
среды, мы опирались на:
- особенности развития детей старшего
дошкольного возраста;
- требования основной образовательной программы (далее - ООП) и федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в области «Речевое развитие»;
- Принципы создания предметно-развивающей
среды;
В группе для детей старшего дошкольного возраста
мы создали: естественную, уютную, комфортабельную,
рациональную, организованную обстановку,
насыщенную разнообразными игровыми материалами
и дидактическими средствами.
Базой экспериментального исследования
является: МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего
вида г. Бокситогорска», старшая группа
№1, старшая группа №2.
Экспериментальное исследование проходило с 01.09.2014
по 25.04.2015 года.
Цель и задачи экспериментального исследования
определили методы исследования:
- Методика Н.А. Стародубовой «Основные направления речевого развития
дошкольников»;
- Методика А.В. Чулковой «Изучение формирования диалога у дошкольников»;
В исследование принимали участие 15 детей
контрольной группы (старшая группа №1)
и 15 детей экспериментальной группы (старшая группа №2).
- Адилова Л. «Ролевая игра в раннем
возрасте», журнал «Дошкольное воспитание»
№11, 2008
- Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития
речи и обучения родному языку дошкольников:
Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с. (1.1)
- Бесссонова Т.П.: Методы обследования
речи у детей/Сост. под ред. Власенко И.Д.,
Чиркиной Г.В.. М, 1992 г.
- Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М., 2008
- Бойкова С.В., Развитие лексико-грамматического
строя речи у дошкольников с ОНР//Логопед
в дет. саду. – 2006. - № 3.
- Бондаренко А.К., Матусик А.И.
«Воспитание детей в игре». – М. «Просвещение»,
2013. - 316 с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2011. – с.138.
- Бурминский Г.В. «Одаренные
дети», М. « Прогресс», 1991 г. возраста» Обнинск 1995 г.
- Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится
говорить. - М., 1988
- Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М.: Институт общегуманитарных исследований,
2012. — 256 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом
развитии ребенка // Вопросы психологии.
– 2006. – N 6.
- Галигузова Л.Н. «Первые сюжетные
игры малышей», Дошкольное образование», М. 2010.
- Глухов В.П. Формирование связной речи
детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда) (1.3)
- Громова О.Е. Методика формирования начального
детского лексикона ( в комплекте с дидактическим
материалом) / Программа развития -
Издательство: Сфера. - 2003
- Громова О.Е. Инновации - в логопедическую
практику /Методическое пособие для дошкольных
образовательных учреждений.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС,
2008г.-232с.
- Губанова Н. Ф. «Развитие игровой
деятельности»( Система работы в первой
младшей группе детского сада).М. , «Мозаика
– синтез», 2008.
- Дворядкина Е.В., Особенности лексической
стороны речи у детей с общим недоразвитием
речи III уровня//Логопедия сегодня. - 2008. - № 4.
- Диагностика нарушений речи у детей и
организация логопедической работы в
условиях дошкольного образовательного
учреждения: Сб. методических рекомендаций.
– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 240 с.
- Доронова Т. Н., Кабанова О.А.
, Соловьева Е.В. «Игра в дошкольном детстве».(Пособие
для воспитателей детских садов). – М.
Издательский дом «Воспитание дошкольников»
, 2002.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников:
(Дети с общим недоразвитием речи). Пособие
для логопедов. - М.: Просвещение, 2011 - 112с.
- Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников: Книга
для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова,
Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во
ЛИТУР, 2010. – 320 с.
- Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные
игры малышей». – М. «Просвещение», 2008. - 407 с.
- Игры в логопедической работе с детьми:
Кн. для логопеда. Ред.-сост. В. И. Селиверстов.
– М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
- Исаева Т.И., Особенности формирования
словаря у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях//Школьный логопед.
- 2006. - № 4.
- Кайгородцева Н.Н. «Организация сюжетно – ролевой
игры с детьми дошкольного возраста в
условиях ДОУ» (методические рекомендации)
- Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого
развития ребенка. – Изд-во Ростовского ун-та, 2007 – 192 с.
- Кларик И.Л. Игра в учебном процессе. –
М.: Просвещение, 1990 – 200с.
- Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое
развитие ребенка в детском саду: новые
подходы. Методические рекомендации для
руководителей и воспитателей ДОУ - Ростов, 2002
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Фронтальные
логопедические занятия в старшей группе
для детей с общим недоразвитием речи.
- М., 2002.
- Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного
возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей
детского сада. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
- Лямина Г. М. Особенности развития речи
детей дошкольного возраста // Хрестоматия
по теории и методике развития речи детей
дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева.
– М.: Академия, 2009. – с.49-52.
- Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя
по формированию связной речи детей с
III уровнем речевого развития // Дефектология.
– 2012. - № 3. – С. 84-92.
- Менджерицкая Д.В. «Воспитателю
о детской игре» .- М. «Просвещение», 2012.
- 218 с.
- Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком»,
- М. «Академический проект», 2011. - 189 с.
- Михайленко Н.Я., Н. Короткова. Организация
сюжетной игры в детском саду. – Линка-Пресс,
2009.- 96с.
- Никифорова О. А. «Формирование
сюжетно – ролевой игры в младшем дошкольном возрасте» (опыт работы, МБДОУ
№11 г. Салават)
- Солнцева О. «Играем в сюжетные
игры», ж. «Дошкольное воспитание» № 4,
2005 .
- Филичева Т.Б. Особенности формирования
речи у детей дошкольного возраста.- М. , 2000. – 314 с.