Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 01:52, дипломная работа

Описание работы

Целью работы выступает изучение формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством сюжетно – ролевой игры.
В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы формирования связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
2. В ходе эксперимента выявить и проанализировать особенности развития диалогической речи у детей с ОНР;
3. Изложить основные направления коррекционной работы по формированию диалогической речи в процессе сюжетно - ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
4. Экспериментально проверить эффективность формирования связной диалогической речи старших дошкольников с ОНР через сюжетно-ролевую игру.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.1. Значение развития связной речи на этапе дошкольного детства
1.2. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР
1.3. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
1.4. Система упражнений для обучения детей связной речи
1.5. Роль сюжетно - ролевых игр в развитии связной речи у детей с ОНР
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени
2.1. Анализ состояния развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего вида г. Бокситогорска»
2.2. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Оценка развития связной речи детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом Ксенофонтова Анна.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Цель экспериментальной работы: изучить приемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Задачи экспериментальной работы:

  1. Выявить исходные уровни развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
  2. Изучить динамику развития связной речи;
  3. Определить этапы, условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста;

Для выявления исходных уровней сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста, мы использовали диагностику речевого развития детей дошкольного возраста по методике О.С. Ушаковой. В качестве критериев сформированности связной речи старших дошкольников выступили следующие критерии:

  1. содержательность высказывания детей старшего дошкольного возраста;
  2. степень самостоятельности при выполнении заданий детьми по развитию речи;
  3. точность выполнения задания детьми старшего дошкольного возраста;

Диагностика речевого развития детей по методике О.С. Ушаковой проводиться либо в виде индивидуальной беседы с ребенком, либо задания диагностики включаются в мотивированную подгрупповую организованную деятельность с детьми.

На основе полученных данных обследования, мы определили этапы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста:

  1. Работа с готовыми дидактическими текстами;
  2. Составление детьми связных высказываний детей старшего дошкольного возраста;
  3. Составление творческих связных высказываний детей старшего дошкольного возраста;

Для начала мы создали предметно-развивающую среду, так как она является основным условием развития личности детей и всех видов детской деятельности.

При создании предметно-развивающей среды, мы опирались на:

  1. особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
  2. требования основной образовательной программы (далее - ООП) и федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в области «Речевое развитие»;
  3. Принципы создания предметно-развивающей среды;

В группе для детей старшего дошкольного возраста мы создали: естественную, уютную, комфортабельную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными игровыми материалами и дидактическими средствами.

Базой экспериментального исследования является: МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего вида г. Бокситогорска», старшая группа №1, старшая группа №2.

Экспериментальное исследование проходило с 01.09.2014 по 25.04.2015 года.

Цель и задачи экспериментального исследования определили методы исследования:

  1. Методика Н.А. Стародубовой «Основные направления речевого развития дошкольников»;
  2. Методика А.В. Чулковой «Изучение формирования диалога у дошкольников»;

В исследование принимали участие 15 детей контрольной группы (старшая группа №1) и 15 детей экспериментальной группы (старшая группа №2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Адилова Л. «Ролевая игра в раннем возрасте», журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2008
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с. (1.1)
  3. Бесссонова Т.П.: Методы обследования речи у детей/Сост. под ред. Власенко И.Д., Чиркиной Г.В.. М, 1992 г.
  4. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М., 2008
  5. Бойкова С.В., Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР//Логопед в дет. саду. – 2006. -  № 3.
  6. Бондаренко А.К., Матусик А.И. «Воспитание детей в игре». – М. «Просвещение», 2013. - 316 с.
  7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 2011. – с.138.
  8. Бурминский Г.В.  «Одаренные дети», М. « Прогресс», 1991 г. возраста» Обнинск 1995 г.
  9. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М., 1988
  10. Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. — 256 с. 
  11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. – N 6.
  12. Галигузова Л.Н. «Первые сюжетные игры малышей», Дошкольное образование», М. 2010.
  13. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2014. - 168 с. - (Библиотека практикующего логопеда) (1.3)
  14. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона ( в комплекте с дидактическим материалом) / Программа развития  - Издательство: Сфера. -  2003 
  15. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику /Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008г.-232с.
  16. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»( Система работы в первой младшей группе детского сада).М. , «Мозаика – синтез», 2008.
  17. Дворядкина Е.В., Особенности лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня//Логопедия сегодня. -  2008. -  № 4.
  18. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 240 с.
  19. Доронова Т. Н., Кабанова О.А. , Соловьева Е.В. «Игра в дошкольном детстве».(Пособие для воспитателей детских садов). – М. Издательский дом «Воспитание дошкольников» , 2002.
  20. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2011 - 112с.
  21. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2010. – 320 с.
  22. Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей». – М. «Просвещение», 2008. - 407 с.
  23. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.-сост. В. И. Селиверстов. – М.: Просвещение, 2007. – 144 с.
  24. Исаева Т.И., Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях//Школьный логопед. -  2006. - № 4.
  25. Кайгородцева Н.Н. «Организация сюжетно – ролевой игры с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ» (методические рекомендации)
  26. Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Изд-во Ростовского ун-та, 2007 – 192 с.
  27. Кларик И.Л. Игра в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1990 – 200с.
  28. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ - Ростов, 2002
  29. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. - М., 2002.
  30. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
  31. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева. – М.: Академия, 2009. – с.49-52.
  32. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития // Дефектология. – 2012. - № 3. – С. 84-92.
  33. Менджерицкая Д.В. «Воспитателю о детской игре» .- М. «Просвещение», 2012. - 218 с.
  34. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Как играть с ребенком», - М. «Академический проект», 2011. - 189 с.
  35. Михайленко Н.Я., Н. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. – Линка-Пресс, 2009.- 96с.
  36. Никифорова О. А. «Формирование сюжетно – ролевой игры в младшем дошкольном возрасте» (опыт работы, МБДОУ №11 г. Салават)
  37. Солнцева О. «Играем в сюжетные игры», ж. «Дошкольное воспитание» № 4, 2005 .
  38. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.- М. , 2000. – 314 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР