Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 01:52, дипломная работа

Описание работы

Целью работы выступает изучение формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством сюжетно – ролевой игры.
В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы формирования связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
2. В ходе эксперимента выявить и проанализировать особенности развития диалогической речи у детей с ОНР;
3. Изложить основные направления коррекционной работы по формированию диалогической речи в процессе сюжетно - ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
4. Экспериментально проверить эффективность формирования связной диалогической речи старших дошкольников с ОНР через сюжетно-ролевую игру.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.1. Значение развития связной речи на этапе дошкольного детства
1.2. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР
1.3. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
1.4. Система упражнений для обучения детей связной речи
1.5. Роль сюжетно - ролевых игр в развитии связной речи у детей с ОНР
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени
2.1. Анализ состояния развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего вида г. Бокситогорска»
2.2. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Оценка развития связной речи детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом Ксенофонтова Анна.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.   Психолого-педагогические аспекты проблемы развития связной речи  у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

1.1. Значение развития связной речи на этапе дошкольного детства

1.2. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР

1.3. Развитие связной речи  у детей дошкольного возраста с ОНР

1.4. Система упражнений для обучения детей связной речи

1.5. Роль сюжетно - ролевых игр в развитии связной речи у детей с ОНР

 

ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию связной речи  у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени

2.1. Анализ состояния развития  связной речи у детей старшего  дошкольного возраста в МБДОУ  «Детский сад №4 компенсирующего  вида г. Бокситогорска»

2.2. Формирование связной речи  у детей старшего дошкольного  возраста

2.3. Оценка развития связной речи  детей дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время теории и практики дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста.

Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоением языковых законов и норм, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.  Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По данным А. Гвоздева, к пяти годам дети овладевают сложной системой грамматики, включая синтаксические и морфологические закономерности, и на интуитивном уровне правильно употребляют слова, которые являются исключениями из правил. Достаточно высок и уровень развития лексики. К пяти годам не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении, у других – неправильное их формирование. Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дети требуют особого внимания логопедов и воспитателей. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР).

Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались: К.Д.Ушинский, В.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Бородич, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, В.П.Глухов, Т.А.Ткаченко  и др. В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной работы с детьми с ОНР, формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта.  Превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса. Целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы воспитателей, логопедов, родителей и ребенка.

Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

Объектом является развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предмет исследования: коррекционно-развивающий процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Целью работы выступает изучение формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством сюжетно – ролевой игры.

В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы формирования связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;

2. В ходе эксперимента выявить и проанализировать особенности развития диалогической речи у детей с ОНР;

3. Изложить основные направления коррекционной работы по формированию диалогической речи в процессе сюжетно - ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;

4. Экспериментально проверить эффективность формирования связной диалогической речи старших дошкольников с ОНР через сюжетно-ролевую игру.

Гипотеза исследования заключается в следующем: поэтапное использование условно-речевых и речевых упражнений в форме игровой деятельности позволяет успешно корректировать развитие связной диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования: изучение анамнестических данных; изучение педагогической, медицинской, психологической документации; беседа; наблюдение в процессе непосредственно-образовательной, предметно - практической и игровой деятельности; обобщение работы воспитателей, логопеда, психолога; эксперимент.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего вида г. Бокситогорска».

 

 

ГЛАВА 1.   Психолого-педагогические аспекты развития связной речи  у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

 

1.1. Значение развития связной речи на этапе дошкольного детства

 

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно строить свою речь, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому человеку.

Из анализа литературных источников, следует что понятие “связная речь” относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, В.П. Глухов считают, что диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи, возникающая при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном обмене репликами [ , с. 34].

В данной дипломной работе основной акцент делается на развитие диалогической речи у старших дошкольников, в связи с чем, необходимо более подробно рассмотреть её главные характеристики.

Отличительными чертами диалогической речи являются эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса, а также ситуативность.

По сравнению с диалогической, монологическая речь (монолог) – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.

В своей книге "Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи" Глухов В.П. указывает на то, что к основным свойствам диалогической речи относят: односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость, логическую последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Особенность этой формы речи состоит в том, что ее содержание, как правило, заранее задано и предварительно планируется [].

Связной в специфическом смысле слова называют такую речь, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения её понятности для слушателя. Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе её собственного предметного содержания. Для того, чтобы её понять, нет необходимости учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; всё в ней понятно для другого из самого контекста речи; это контекстная речь.

Речь маленького ребёнка сначала отличается обратным свойством: она не образует такого связного смыслового целого – такого контекста, чтобы на основании только его можно было её понять; для её понимания необходимо учесть ту конкретную наглядную ситуацию, в которой находится ребёнок и к которой относится его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным, будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь.

Основная линия развития речи ребёнка в том, что от исключительного господства только ситуативной речи ребёнок переходит к овладению и контекстной речью. Когда у ребёнка развивается контекстная связная речь, она не наслаивается над ситуативной, не вытесняет её; ребёнок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо передать, и характера самого общения.

Ситуативная речь – это речь, которой естественно пользуется и взрослый в разговоре с собеседником, находящимся с говорящим в общей ситуации, когда речь идёт о непосредственном её содержании. К контекстной речи, понятной независимо от ситуации, переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета, выходящего за пределы наличной ситуации, притом изложение, предназначенное для широкого круга слушателей. По мере того, как в ходе развития изменяются и содержание, и функции речи, ребёнок, обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. Связная речь — смысловое развернутое высказывание ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.

Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи. Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». [17,с.468]. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь – характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную – с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи.

В эмоциональном общении взрослый и ребенок выражают разнообразные чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно отношения взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями предметов и действий. Ребенок овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функции общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.

В течение первого, подготовительного, периода речи, до того, как ребёнок начинает говорить, он, прежде всего, приобретает некоторый пассивный фонетический материал, овладевает своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Первые звуки ребёнка – крики. Это инстинктивные или рефлекторные реакции. Крики издают и глухие дети; значит, они не продукт подражания или выучки.

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР