Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 01:52, дипломная работа

Описание работы

Целью работы выступает изучение формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством сюжетно – ролевой игры.
В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы, изучить состояние проблемы формирования связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
2. В ходе эксперимента выявить и проанализировать особенности развития диалогической речи у детей с ОНР;
3. Изложить основные направления коррекционной работы по формированию диалогической речи в процессе сюжетно - ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
4. Экспериментально проверить эффективность формирования связной диалогической речи старших дошкольников с ОНР через сюжетно-ролевую игру.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
1.1. Значение развития связной речи на этапе дошкольного детства
1.2. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР
1.3. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР
1.4. Система упражнений для обучения детей связной речи
1.5. Роль сюжетно - ролевых игр в развитии связной речи у детей с ОНР
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени
2.1. Анализ состояния развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего вида г. Бокситогорска»
2.2. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Оценка развития связной речи детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Диплом Ксенофонтова Анна.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

Беседуем с ребенком о профессии врача. Читаем Чуковского «Айболит». Строим в нашем городе больницу, аптеку, поликлинику. Мишка заболел, у него болит горло. Он идет на прием к врачу. Врач осматриваем больного, назначает лечение, пишет рецепт. Называем приборы врача – статоскоп, шприц. Рассказываем о роли медсестры (она выполняет указания врача, помогает ему). Мишка идет в аптеку. Вводим новые термины – фармацевт, кассир. Он покупает там лекарства. Если Мишка сильно болен, то врач его кладет в больницу. Там его врач лечит. Обсуждаем, почему он попал в больницу, как этого можно было избежать. Рассказываем о профессии санитарки.

В следующий раз у Зайки заболел зубик. Он объелся конфет. Говорим о различных специальностях врача – терапевт, окулист, стоматолог, хирург. Лечит Зайку.

Скорая помощь помогает больным, отвозит их в больницу.

Сюжетно-ролевая игра «Автомобильный транспорт»

Знакомство с разными видами автомобильного транспорта. Загадываем загадки для детей о транспорте. Говорим о профессии водителя. Строим дороги, ставим дорожные знаки. Берем игрушечные машины: «Скорая помощь», «Милиция», «Почта», «Хлеб» и т.д. Они все едут по своему назначению. Обращаем внимание на пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. Вот мы едем, а светофор не работает. Здесь знакомим с понятием «регулировщик». Чтобы на дорогах был порядок, существуют сотрудники ГБДД. Новые термины – милицейская фуражка, палочка, радар, водительское удостоверение.

Машина ехала-ехала и поломалась. Она едет на СТО (сервис технического обслуживания). На СТО можно не только ремонтировать машину, но и помыть. Строим большой гараж, оборудуем место под мойку автомашин, выбираем сотрудников, обслуживающий персонал. Знакомим детей с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин.

Чтобы машина могла ехать, ей нужен бензин. Рассказываем про АЗС. Говорим о работе оператора, который отпускает бензин. Новые слова – бензоколонка, диспетчер, топливо.

Сюжетно-ролевая игра «Строительство»

Знакомим ребенка со строительными профессиями. Возьмите несколько игрушек. Скажите малышу: «Давай построим для них дом». Строительный материал может быть разный – конструктор, кубики. Знакомим со строительными специальностями – плотник, крановщик, сварщик, каменщик. Говорим о том, что на стройке нужен подъемный кран. Она поднимает тяжелые блоки и кирпичи вверх. Ею управляет крановщик. Распределяем роли – водители привозят строительный материал на стройку, строители – строят дом. Приезжает машина цементовоз (говорим о том, для чего).

Можно строить гаражи для игрушечных машинок. Они должны быть разного размера. По окончанию постройки проводим математическую игру – «Каждая машина в свой гараж». На гаражах можно повесить номера. Таким образом. Ребенок закрепляет знание про цифры и порядковый номер.

В современной педагогике предложено несколько технологий организации сюжетно-ролевых игр.

В настоящее время существует несколько технологий проведения сюжетно-ролевых игр: Н.Я. Михайленко,  Н.Ф. Тарловской, Н.Н. Палашной, В.И. Турченко. Остановимся поподробнее на некоторых из них.

Технология Н.Ф. Тарловской

У ребенка имеются два источника игровых  целей.

Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим действиям.

Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним взрослым.

Современная дошкольная педагогика исходит из того, что таким побудителем является готовность малыша подражать взрослым. Наблюдая за тем, как вы кормите куклу, малыш может захотеть сделать то же. Однако результат будет зависеть от того, насколько ребенку понравятся именно эти ваши игровые действия и насколько он захочет повторить их в своей игре.

Н.Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при котором основным побудителем не подражание взрослому, а общение с ним. В качестве первого шага на этом пути нужно совершать игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки, «понарошку» кормить малыша, мыть ему руки, покатать его на машинке и т.д.

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые действия относительно вас. Основная задача воспитателя в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить чувство успеха.

При формировании целенаправленной деятельности в игре предстоит решить четыре основные задачи:

1.    Знакомить детей с разнообразием игровых целей;        

2.     Побуждать самостоятельно, ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;

3.     Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;

4.     Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.

Н,Тарловская предлагает несколько советов:

1.   не старайтесь часто вносить в группу новые игрушки лучше показывать, как можно по-разному использовать одни и те же игрушки.

2.   играя с детьми нужно учитывать их интересы и предпочтения. В игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.

3.   ребенок вас примет как партнера, если вы будете искренне и уважительно относится к его игровым возможностям.

4.   чем богаче диапазон игровых целей, тем свободнее действует в соответствии с ними ребенок, тем интереснее будет для него игра.

Подготовка ребенка к принятию роли совпадает с развитием его самосознания. В чем же заключается эта подготовка?

Принять на себя роль – это значит суметь вообразить и отобразить себя кем-то другим. Для ребенка данная ситуация является довольно сложной.

Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда ясна и основная задача работы – подготовка детей к принятию роли. С чего начать?

Н. Тарловская предлагает такую последовательность превращений:

1.   известные детям и привлекательные для них животные и птицы;

2.   интересные малышам предметы, в первую очередь движущиеся – паровоз, машина;

3.   взрослые, чья профессиональная деятельность имеет характерные внешние атрибуты.

Вхождение в образ взрослого не то же самое, что принятие роли взрослого. На первом этапе работы  речь идет только о вхождении в образ взрослого.

Создавая образ взрослого, представителя какой-либо профессии, нужно в первую очередь знакомить детей с ее традиционными атрибутами и учить определять профессию по атрибуту.

В образе взрослого следует выполнять только те действия, которые присущи его социальной роли. Если ребенок надевает халат и шапочку и говорит о том, что он – врач, а затем играть с кубиками, значит, он еще не умеет играть «во врача».

Итак, образ взрослого характеризуется не только атрибутами, но и ограничениями, набором специфических действий. Но на первом этапе подготовки мы еще не требуем от малыша выполнения специфических ролевых действий. Вместе с тем, игры «во взрослых» нужны малышу. Это отвечает его внутренним потребностям, потребностям его развития – растущему интересу ко взрослым и их занятиям. Выход из этого противоречия в следующем методическом приеме, суть которого такова. Играя с детьми в хорошо знакомые и усвоенные ими играми воспитатель в удобный для этого момент дает образец вхождения в образ взрослого: обозначает себя представителем какой-либо профессии, используя для этого выразительный атрибут, им показывает два-три игровых действия. А вот детей к этому игровому действию не побуждает, т.к. это было бы преждевременным.

Или еще один прием, который рекомендуется использовать после того, как вы познакомили детей с несколькими образами взрослых. Это игра в отгадывание профессии по атрибуту.

Заметьте, какие роли привлекают, пытается ли ребенок в образе взрослого выполнить характерные для данной роли игровые действия. Если да, то  поддержите эту попытку в индивидуальной игре с малышом. Если такие действия совершаются, ребенок готов к сюжетно-ролевой игре. И с ним надо играть по-новому.

Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой.

Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства:

1.     Приемы, направленные на формирование игры;

2.     Приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;

3.     Приемы, направленные на формирование взаимоотношений.

Вышеназванные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:

1.     Подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-игровой среды);

2.     Оновной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);

3.     Участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

Н.Я. Михайленко разработала стратегию формирования игры от раннего до старшего дошкольного возраста.

Формирование ролевого поведения детей (2,5 – 4,5) в игре. Основным педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события). Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей (воспитатель – врач, ребенок – больной).

Разработан метод комплексного руководства игрой младших дошкольников (3-4 года). Комплексный метод включает следующие компоненты:

1.     Планомерное обогащение жизненного опыта;

2.     Совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

3.     Своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;

4.     Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями. «Руководство» используется в единстве с термином «формирование». Значение каждого из компонентов комплексного подхода изменяется в зависимости от возраста, уровня развития детей. Например, на 3-ем году жизни больше внимания и времени педагог должен уделять первым и вторым компонентам, чтобы дети накопили жизненный и игровой опыт. На 4-ом году жизни актуальными становятся третий и четвертый компоненты комплексного подхода.

Н.Н. Палагина является автором педагогических технологий творческих игр младших дошкольников. Она предлагает моделировать на игрушках то, что происходит в окружающей ребенка жизни, придавать игрушкам, предметам несвойственные им качества.

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Рассмотрев изложенное в первой главе можно сделать вывод, что связная речь - это самостоятельное использование ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Развитие связной речи способствует успешному становлению личности ребенка.

Однако у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Общее недоразвитие речи таких детей характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы  в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.

Программа МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего вида г. Бокситогорска» предусматривает обучение диалогической речи детей с ОНР. Педагоги данного образовательного учреждения считают, что для развития умений диалогической речи большое значение имеют условно-речевые упражнения с разными опорами. Одной из первых форм развития связной речи является сюжетно-ролевая игра. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

В процессе игры воспитатель  много разговаривает с детьми, в результате чего у  ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

В следующей главе будет рассмотрена экспериментальная работа по формирования связной речи у детей старшего школьного возраста с ОНР.

ГЛАВА 2.   Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени

 

2.1. Анализ состояния развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего вида г. Бокситогорска»

 

Важнейшее значение в системы работы с детьми старшего дошкольного возраста является целенаправленное формирование связной речи. Это определяется, ведущей ролью связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР