Развитие словаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:55, дипломная работа

Описание работы

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие.

Содержание работы

Введение
2
1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
1.1 Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
5
1.2 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
7
1.3 Методы обогащения и активизации словаря дошкольников
11
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
21
2.1 Выявление уровня развития словаря детей
22
2.2Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы
31
2.3 Динамика развития словаря детей 6–7 лет
36
Заключение
45
Список использованной литературы
48

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 130.64 Кб (Скачать файл)

 

Сравнивая ответы детей по результатам двух экспериментов, мы получили следующие данные (Рис. 5)

 

Рис. 5 Сравнительные результаты выполнения четвертого задания

 

Из результатов четвертого задания можно заключить, что художественная литература значительно обогатила словарь детей антонимами. Ответы детей были правильными. Дети меньше допускали ошибок в подборе противоположных слов.

Обобщая данные контрольного эксперимента, мы распредели детей по уровням развития словаря (Таблица 9 и рис. 6)

 

 

Таблица 9. Уровни развития словаря детей на контрольном этапе эксперимента

Фамилия, имя ребенка

Общий балл

Уровень

Артем Т.

10

В

Влад Т.

10

В

Настя Л.

9

В

Илья С.

11

В

Кирилл А.

9

В

Соня Ф.

12

В

Арина Е.

7

С

Кирилл К.

10

В

Настя Т.

11

В

Вика Р.

6

С


 

Рис. 6Распределение детей по уровням развития словаря в %.

 

Индивидуальное улучшение результатов произошло следующим образом. (Рис. 7)

 

 

КН

КТ

КН

КТ

КН

КТ

КН

КТ

КН

КТ

КН

КТ

КН

КТ

КН

КТ

КН

КТ

КН

КТ

Артем Т.

С

В

                                   

Влад Т.

   

В

В

                               

Настя Л.

       

С

В

                           

Илья С.

           

В

В

                       

Кирилл А.

               

С

В

                   

Соня Ф.

                   

В

В

               

Арина Е.

                       

С

С

           

Кирилл К.

                           

С

В

       

Настя Т.

                               

В

В

   

Вика Р.

                                   

Н

С


Рис. 7 Индивидуальная динамика повышения уровня развития словаря детей.

 

Условные обозначения:

КН-констатирующий эксперимент

КТ-контрольный эксперимент

Из рисунка видно, что всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным показателям.

Сравнивая результаты в целом по группе мы, получили следующие результаты (Рис. 8)

 

Рис. 8 Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов

 

Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словарядетей в процессе использованияпроизведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов.

 

 

 

Заключение

 

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.

Наша работа была ориентирована на обогащение словаря детей старшего дошкольного возрастав процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников и влияние художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе дошкольного учреждения №56 г. Сызрани по использованию произведений художественной литературы, как средства развития словаря. Проследили динамику изменения уровня развития словаря в процессе экспериментальной работы.

Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 10%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.

В процессе работы были замечены такие изменения:

  • у детей повысился интерес к художественной литературе, они используют в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения; в сюжетно-ролевых играх – дети самостоятельно обыгрывают сюжет литературных произведений.

Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики использования художественной литературы переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.

Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
  • во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
  • в-третьих, активного включения детей;
  • в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды максимально.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6–7лет при соблюдении определенных условий, подтвердилась.

Таким образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен –М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
  2. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства – М.: Просвещение, 1989 –

с. 315

  1. Гамезо М.В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии.

– М.: Просвещение, 1982 – с. 190

  1. Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении

лирических произведений //Начальная школа – 2000 –№11 с. 19–25

  1. Детская литература. Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Просвещение, 1989 – с. 399
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов

вузов. М.: Логос, 2000 – с. 383

  1. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. –Центр гуманитарной литературы РОН, 2004. –125 с.
  2. Левидов А.М. Автор – образ – читатель. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. – с. 350.
  3. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – с. 192.
  4. Малахова Е.П. О восприятии книги детьми младшего возраста. – В

кн.: Вопросы детской литературы. –М.: Детгиз., 1955. – с. 208–232.

  1. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения. //Начальная

школа. – 1981. – №3. – с. 27–31.

  1. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебн. пособие. / Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. -2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1984.-240 с.
  2. Нечаева Л. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей. // Дошкольное воспитание. – 1984.– №2-с. 18–19.
  3. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу./ Под редакцией Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. –Яр.: Академия развития, 2006–143 с.
  4. Петровский А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1986. –

с. 463.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С – Пб.: Питер, 1999.

– с. 720.

  1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. –2-е изд., испр. –М.: Просвещение, 1984. -256 с.
  2. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом. // Дошкольное воспитание. – 1980.– №7-с. 6–10.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на –Дону: Феникс, 1999. – с. 671.
  4. Струнина Е., Ушакова О. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М.: Владос, 2004.-288 с.
  5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. –М.: Просвещение, 2005. –159 с.
  1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 6–7 лет – М.: Вентана – Граф, 2009.-64 с.

  1. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М.: Сфера, 2001–56 с.
  2. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвещение, 1968. – с. 557.

 


 



Информация о работе Развитие словаря