Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:55, дипломная работа
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие.
Введение
2
1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
1.1 Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
5
1.2 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
7
1.3 Методы обогащения и активизации словаря дошкольников
11
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
21
2.1 Выявление уровня развития словаря детей
22
2.2Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы
31
2.3 Динамика развития словаря детей 6–7 лет
36
Заключение
45
Список использованной литературы
48
Сравнивая ответы детей по результатам двух экспериментов, мы получили следующие данные (Рис. 5)
Рис. 5 Сравнительные результаты выполнения четвертого задания
Из результатов четвертого задания можно заключить, что художественная литература значительно обогатила словарь детей антонимами. Ответы детей были правильными. Дети меньше допускали ошибок в подборе противоположных слов.
Обобщая данные контрольного эксперимента, мы распредели детей по уровням развития словаря (Таблица 9 и рис. 6)
Таблица 9. Уровни развития словаря детей на контрольном этапе эксперимента
Фамилия, имя ребенка |
Общий балл |
Уровень |
Артем Т. |
10 |
В |
Влад Т. |
10 |
В |
Настя Л. |
9 |
В |
Илья С. |
11 |
В |
Кирилл А. |
9 |
В |
Соня Ф. |
12 |
В |
Арина Е. |
7 |
С |
Кирилл К. |
10 |
В |
Настя Т. |
11 |
В |
Вика Р. |
6 |
С |
Рис. 6Распределение детей по уровням развития словаря в %.
Индивидуальное улучшение результатов произошло следующим образом. (Рис. 7)
КН |
КТ |
КН |
КТ |
КН |
КТ |
КН |
КТ |
КН |
КТ |
КН |
КТ |
КН |
КТ |
КН |
КТ |
КН |
КТ |
КН |
КТ | |
Артем Т. |
С |
В |
||||||||||||||||||
Влад Т. |
В |
В |
||||||||||||||||||
Настя Л. |
С |
В |
||||||||||||||||||
Илья С. |
В |
В |
||||||||||||||||||
Кирилл А. |
С |
В |
||||||||||||||||||
Соня Ф. |
В |
В |
||||||||||||||||||
Арина Е. |
С |
С |
||||||||||||||||||
Кирилл К. |
С |
В |
||||||||||||||||||
Настя Т. |
В |
В |
||||||||||||||||||
Вика Р. |
Н |
С |
Рис. 7 Индивидуальная динамика повышения уровня развития словаря детей.
Условные обозначения:
КН-констатирующий эксперимент
КТ-контрольный эксперимент
Из рисунка видно, что всех детей произошла положительная динамика в развитии словаря. Если дети и не повысили свой уровень, то у них улучшились результаты по отдельным показателям.
Сравнивая результаты в целом по группе мы, получили следующие результаты (Рис. 8)
Рис. 8 Сравнительные данные констатирующего и контрольного этапов
Таким образом, по результатам контрольного эксперимента можно сделать вывод о том, что при систематической работе по развитию словарядетей в процессе использованияпроизведений художественной литературы можно добиться ощутимых результатов.
Заключение
В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшения качества профессиональной подготовки педагогов
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
Наша работа была ориентирована на обогащение словаря детей старшего дошкольного возрастав процессе использования художественной литературы. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности развития словаря дошкольников и влияние художественной литературы на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста. С помощью литературных произведений можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал данного вида творчества.
Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе дошкольного учреждения №56 г. Сызрани по использованию произведений художественной литературы, как средства развития словаря. Проследили динамику изменения уровня развития словаря в процессе экспериментальной работы.
Анализ результатов после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 10%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития также увеличился.
В процессе работы были замечены такие изменения:
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики использования художественной литературы переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.
Произведения художественной литературы в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что художественная литература будет способствовать развитию словаря детей 6–7лет при соблюдении определенных условий, подтвердилась.
Таким образом, использование произведений художественной литературы в процессе обогащения словаря детей вполне оправдывает себя.
Список использованной литературы
с. 315
– М.: Просвещение, 1982 – с. 190
лирических произведений //Начальная школа – 2000 –№11 с. 19–25
вузов. М.: Логос, 2000 – с. 383
кн.: Вопросы детской литературы. –М.: Детгиз., 1955. – с. 208–232.
школа. – 1981. – №3. – с. 27–31.
с. 463.
– с. 720.