Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:55, дипломная работа
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие.
Введение
2
1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
1.1 Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
5
1.2 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
7
1.3 Методы обогащения и активизации словаря дошкольников
11
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
21
2.1 Выявление уровня развития словаря детей
22
2.2Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы
31
2.3 Динамика развития словаря детей 6–7 лет
36
Заключение
45
Список использованной литературы
48
Использование в своей деятельности разных форм работы по использованию художественной литературы, начиная от пересказа и заканчивая импровизацией, способствовало обогащению словаря детей. Путем неоднократного повторения слов в процессе разнообразной деятельности слово закреплялось и активизировалось в словаре детей.
В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливался опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох.
Художественные произведения обогащали, уточняли и активизировали словарь детей на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивали умения выражать мысли в устной форме. Это развитие осуществлялось благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.
На примерах простых, доступных рассказов дети учились понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений.
Учитывая то, что художественные тексты воздействуют на речевое развитие ребенка, в ходе своей работы мы подбирали определенные тексты. Приведем несколько примеров:
– для создания веселого настроения, для обогащения словаря детей прилагательными, характеризующими разное состояние природы мы использовали стихотворение М. Яснова «Громкое утро»; для лирического –стихотворение А. Белого «Снега белей…»;
– чтобы побудить детей к сопереживанию, состраданию, сочувствию, и правильному словесному отражению этих состояний читали сказки В. Берестова «Больная кукла», К. Чуковского «Айболит и воробей»;
– для разыгрывания диалогов разучивали стихотворение Г. Авдиенко «Зайчик, зайчик, где твой дом?», инсценировалим сказку В. Бианки «Лис и мышонок»;
– для развития способности «видеть» со слов читали, изображали движениями и рисовали стихотворение из вьетнамской народной поэзии: «Шагает слоненок. Скорей погляди: Хобот большой у него впереди…»;
– для усвоения противоположных понятий учили стихи А. Введенского «Села кошка на окошко», Н. Заболоцкого «Как мыши с котом воевали» (тихо –громко); К. Чуковского «Котауси и Мауси», В. Татаринова «Кошка с собакой» (добрый –злой); проговаривали потешку «Ежик, ежик, чудачок, сшил колючий пиджачок» и рассказываем сказку «Колобок» (колючий –гладкий); читали «Сказку про храброго зайца –длинные уши, короткий хвост» Д. Мамина-Сибиряка (длинный –короткий) и т.п.
После ознакомления с художественным произведением мы проводили в свободное время с детьми беседы по содержанию произведений.
После проведения в группе беседы с детьми, которая давала возможность воспитателю оценить, насколько понято содержание художественного произведения, мы продолжали обсуждение произведения, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводилась сразу же после чтения, пока детские впечатления были свежи и непосредственные.
В качестве персонажей для игр-бесед выбирались противоположные по своим нравственным качествам герои, например, падчерица и мачехина дочка из сказки «Морозко»; три сына из сказки «Царевна лягушка» и т.д.
Значительную помощь детям оказывали правильно подобранные картинки, обложки книги, отражающие сюжет произведения.
Одним из этапов нашей работы над книгой –это игра-драматизация. С.Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его «можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения». Именно эту особенность подлинного художественного произведения мы использовали в дальнейшей работе. Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности –это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях. Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.
Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету художественного произведения имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, в результате ее в ходе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.
До игры-драматизации в группе были проведены кукольные спектакли по сказкам «По щучьему веленью», «Хаврошечка» и др. и игры – беседы по сказкам. Поскольку для кукольного спектакля были заранее отобраны определенные сцены, их повторяли и в игре-драматизации. В этом виде игр особенно был важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.
Игры разворачивались в специально созданном уголке книжек.
Большое внимание уделяли оформлению книжного уголка. Всегда привлекали к этому детей. Советовались с ними: «Как вы думаете, на какую тему лучше оформить уголок?». Давали задание на дом: сделать подбор иллюстраций по заданной теме. Оформляли альбомы, готовили наборы открыток.
Мы понимали, что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Поэтому на первом же родительском собрании мы провели консультацию на тему: «Приемы обучения детей рассказыванию» [Приложение 4], затем была проведена консультация «Знакомство со сказкой в старшей и подготовительной группах». [Приложение 5]
Таким образом, реализация всего намеченного содержания с использованием разнообразных методов и приемов обучения положительно повлияла на обогащение словаря детей. В своей речи дети стали больше использовать прилагательные, глаголы, антонимы. Речь детей стала более яркой, образной, выразительной.
2.3 Динамика развития словаря детей 6–7 лет
Для достижения поставленной цели нами был использован тот же диагностируемый материал, что и на констатирующем этапе.
Анализ контрольной диагностики следующий.
В первом задании мы получили следующие результаты (Таблица 6)
Таблица 6. Результаты контрольной диагностикив первом задании
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Артем Т. |
2 |
2 |
Влад Т. |
3 |
3 |
Настя Л. |
2 |
4 |
Илья С. |
3 |
5 |
Кирилл А. |
2 |
6 |
Соня Ф. |
3 |
7 |
Арина Е. |
2 |
8 |
Кирилл К. |
3 |
9 |
Настя Т. |
3 |
10 |
Вика Р. |
2 |
Для того, чтобы проверить умение детей подбирать обобщающие слова после формирующего эксперимента мы составили сравнительную гистограмму (Рис. 2)
Рис. 2 Сравнительные результаты выполнения первого задания
Как видно из сравнительных данных уровень обобщения детей значительно улучшился. На контрольном эксперименте без ошибок правильно разложили все картинки и подобрали обобщающие слова 50% детей. Среди детей не было выявлено, таких, которые допустили 5 и более ошибок.
Анализируя выполнение второго задания, мы получили следующие результаты (Таблица 7)
Таблица 7. Результаты выполнения второго задания контрольного эксперимента.
№п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Артем Т. |
3 |
2 |
Влад Т. |
3 |
3 |
Настя Л. |
2 |
4 |
Илья С. |
3 |
5 |
Кирилл А. |
2 |
6 |
Соня Ф. |
3 |
7 |
Арина Е. |
2 |
8 |
Кирилл К. |
2 |
9 |
Настя Т. |
3 |
10 |
Вика Р. |
1 |
Сравнивая результаты использования в речи детьми прилагательных, мы получили следующие данные (Рис. 3)
Рис. 3 Сравнительные результаты выполнения второго задания
На контрольном эксперименте в группе испытуемых увеличилось детей до 5 человек, которые набрали 26 и более фишек, т.е. набрали наибольшее количество прилагательных к заданным словам.
Уменьшилось число детей с наименьшим количеством названных прилагательных до 1 человека.
Ответы детей стали более разнообразнее. Давая описание заданного предмета, дети опирались не только на слова, взятые из личного опыта, но и заимствовали слова из художественных произведений. Например, при инструкции педагога назвать: «Виноград – какой?», многие дети отвечали словами из басни «Лиса и виноград» (зрелый).
Результаты третьего задания показали следующее (Таблица 8)
Таблица 8. Результаты выполнения третьего задания на контрольном этапе эксперимента
№п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Артем Т. |
3 |
2 |
Влад Т. |
2 |
3 |
Настя Л. |
2 |
4 |
Илья С. |
3 |
5 |
Кирилл А. |
2 |
6 |
Соня Ф. |
3 |
7 |
Арина Е. |
1 |
8 |
Кирилл К. |
2 |
9 |
Настя Т. |
3 |
10 |
Вика Р. |
1 |
Сравнительный анализ выполнения детьми третьего задания на контрольном и констатирующем этапах эксперимента выглядит следующим образом (Рис. 4)
Рис. 4 Сравнительные результаты выполнения третьего задания
Из гистограммы можно увидеть следующее: значительные улучшения в использовании детьми в речи глаголов произошли у 4 человек. Эти дети правильно подобрали 30 и более действий заданных предметов. Уменьшилось количество детей, которые назвали менее 18 глаголов до 2 человек. Данный факт говорит о том, что произведения художественной литературы значительно повлияли на обогащение словаря детей глагольной группой слов.
Изучая использование детьми в речи антонимов на контрольном этапе мы получили следующие данные (Таблица9)
Таблица 9. Результаты выполнения четвертого задания на контрольном этапе эксперимента
№п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Артем Т. |
2 |
2 |
Влад Т. |
2 |
3 |
Настя Л. |
3 |
4 |
Илья С. |
2 |
5 |
Кирилл А. |
3 |
6 |
Соня Ф. |
3 |
7 |
Арина Е. |
2 |
8 |
Кирилл К. |
3 |
9 |
Настя Т. |
2 |
10 |
Вика Р. |
2 |