Развитие словаря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 19:55, дипломная работа

Описание работы

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5–6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Произведения для чтения ребенку нужно выбирать учитывая возраст, интересы и развитие.

Содержание работы

Введение
2
1. Теоретические основы развития словаря дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
1.1 Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
5
1.2 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
7
1.3 Методы обогащения и активизации словаря дошкольников
11
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию словаря старших дошкольников в процессе использования художественной литературы
21
2.1 Выявление уровня развития словаря детей
22
2.2Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы
31
2.3 Динамика развития словаря детей 6–7 лет
36
Заключение
45
Список использованной литературы
48

Файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 130.64 Кб (Скачать файл)

15. Классификация предметов. К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. Вначале эти игры ведутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 6–7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации.

Очень много дают и соответствующие занятия-беседы.

Воспитатель должен, замечать новые слова и выражения, появляющиеся в речи детей впервые, стараться возвращаться к ним, употреблять их самому и приводить детей к их употреблению, словом, содействовать тому, чтобы слово мало-помалу переходило из пассивного запаса в активный.

При беседах с детьми, в рассказах детей следует отмечать каждое удачное, меткое слово, предлагать заменять слова мало удачные более подходящими, придумывать новые эпитеты, избегать повторений и т.п.

Хорошо после проведенной экскурсии или прочитанного рассказа при случае спросить детей, с какими новыми словами они познакомились, поговорить со старшими детьми о том, зачем нужно обогащать свою речь новыми словами, поощрять их спрашивать о значении непонятных слов.

Специального внимания к себе требует распространенное, но, несомненно, отрицательное явление, наблюдаемое в речи,–обилие в ней иностранных слов и выражений. Русский язык достаточно богат, чтобы обходиться собственными средствами. Детей надо с ранних лет приучать к употреблению русских слов и выражений, обращаясь к иностранным лишь в случаях безусловной необходимости.

Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.

Занятиями, где осуществляется специальная работа по закреплению словаря, являются занятия по описанию предметов и обучению отгадывать и загадывать загадки.

Занятия по описанию предметов широко используют в практике работы с детьми пятого, шестого и седьмого года жизни. Часто их проводят в форме известной игры «Чудесный мешочек». Чтобы направить внимание детей на выделение большего числа признаков, используется игровая форма задания: «Кто увидит и назовет больше?»

Особое место занимают занятия по обучению отгадыванию загадок. Особая ценность этих занятий для решения задач словарной работы заключается не только в том, что на них осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря, но и в том, что они помогают ребенку проникнуть в образный строй русской речи. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. При этом часто такое описание дается через другой предмет. Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей. В первой части организуется рассматривание предметов с вычленением лишь тех их признаков, которые отражены в загадке. При этом используются элементы загадки для описания, обозначения характерных особенностей. Вторая часть занятия посвящается отгадыванию загадок. Здесь после отгадывания воспитатель спрашивает, как ребенок догадался.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок па первых порах тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Кому-нибудь из детей предлагается описать предмет, не называя его, остальные узнают его по описанию. На первых порах для всех детей требуется наглядность, которая затем может быть снята. Наиболее удачными формами таких занятий являются игровые, например, в виде игры в магазин, когда «покупатель» описывает предмет, а «продавец» должен отгадать его, в виде игры «отгадай по описанию»и т.п. В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех. Более сложной будет игра «Почтальон принес посылку», в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Последующее усложнение таких занятий с детьми шестого и седьмого года жизни достигается тем, что подбирают одинаковые или близкие по внешнему виду предметы, различающиеся некоторыми особенностями, деталями, например грузовые машины, различающиеся формой, цветом некоторых частей, куклы с некоторой разницей в одежде, мячи разной расцветки и величины и т.п.

Все это требует умения увидеть характерные детали, особенности данного предмета в сравнении с другими, точно обозначить их словом при описании.

Со временем становятся возможны задания описать предмет через сопоставление с другим, что способствует введению в речь детей образных выражений.

Кроме специальных занятий, которые рассмотрены выше, закрепление и активизация словаря осуществляются и в процессе целого ряда дидактических игр и игровых упражнений, которые проводятся на занятиях и в повседневной жизни. Особенно полезны для активизации словаря словесные дидактические игры, широко используемые для детей старшего дошкольного возраста, типа «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Черного, белого не берите, «да» и «нет» не говорите», «Продолжай дальше». Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т.п. Самостоятельное использование разнообразного словаря, полученного на занятиях и в дидактических играх, осуществляется в бытовом общении дошкольников.

Таким образом, роль воспитателя заключается в организации содержательного общения во всех видах деятельности, во внимании к речи детей, к ее словарному составу, к тому, чтобы ребенок использовал все богатство накопленного словаря.

 

2. Опытно-экспериментальная  работа по развитию словаря  старших дошкольников в процессе  использования художественной литературы

 

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.

Для успешного последующего школьного обучения у шестилетнего ребенка должен быть сформирован определенный интерес и любовь к книге, умение воспринять и понять прочитанный ему текст, ответить на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказать несложные произведения, дать элементарную оценку героям и их поступкам, определить свое отношение к ним. Эти качества и умения в дошкольном возрасте приобретаются ребенком и совершенствуются в процессе ознакомления с художественными произведениями

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) литературные произведения передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Поэтому целью опытно-экспериментальной работы стало: выявление уровня развития словаря детей 6–7 лет; разработка и апробация программы использования произведений художественной литературы и её влияние на развитиесловаря старших дошкольников.

Задачи экспериментального исследования:

  1. Выявить уровень развития словаря детей 6–7 лет;
  2. Разработать и апробировать программу использования произведений художественной литературы;
  3. Определить влияние разработанной программы на уровень развития словаря детей 6–7 лет.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №56 г. Сызрани с 10 детьми 6–7 лет старше подготовительной группы.

 

2.1 Выявление уровня развития словаря детей

 

Цель: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6–7 лет.

Задачи:

  1. Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента.
  2. Провести диагностическое обследование детей 6–7 лет, направленное на выявление уровня развития словаря.

Из всего многообразия диагностирующих методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.

Цель данной методики: изучение количественного и качественного развития словаря детей 6–7 лет.

Задание №1 «Подбери картинку»

Цель: изучение процесса обобщения.

Материал: по 5 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности.

Методика проведения:

  1. серия. Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.
  2. серия. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда»), что к чему подходит, и назови одним словом. Например: транспорт –водный, наземный воздушный; одежда –весенняя, зимняя, осенняя, летняя, посуда –чайная, столовая, кухонная.

Оценка результатов:

  • Правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова –3 балла;
  • допускает 3–4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сам исправляет ошибки –2 балла;
  • допускает 5 и более ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова –1 балл.

Результаты выполнения первого задания фиксировались в протоколе (Таблица 1)

 

Таблица 1. Результаты выполнения первого задания

п/п

Фамилия, имя ребенка

Кол-во баллов

1

Артем Т.

1

2

Влад Т.

2

3

Настя Л.

2

4

Илья С.

2

5

Кирилл А.

2

6

Соня Ф.

3

7

Арина Е.

2

8

Кирилл К.

3

9

Настя Т.

3

10

Вика Р.

1


 

Из результатов первого задания видно, что 3 детей (30%) при выполнении задания правильно разложили все картинки и назвали обобщающие слова, 5 детей (50%) допустили небольшое количество ошибок при раскладывании картинок и назывании обобщающих слов. Из них 2 детей (20%), после инструкции педагога: «Посмотри внимательно, правильно ли ты разложил картинки?», сами исправили эти ошибки. 2 детей (20%) допустили большое количество ошибок. Данные дети затруднились назвать обобщающие слова.

Часто обобщения делались по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначало обобщение, но его содержание часто расходилось с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким.

Так, например, школьными принадлежностями они считали только ранец, тетрадь, пенал не включая сюда, например, ручку, карандаш, стерку.

Задание 2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»

Цель: изучение использования детьми в речи прилагательных.

Материал: карточки с изображением предметов (какой – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звезды, брюки, часы).

Методика проведения:

1 серия. Экспериментатор  показывает последовательно картинки  с изображением предмета и  просит назвать: «Виноград – какой?».

  1. серия. Экспериментатор называет предмет и просит определить, какой он.

За каждое названное прилагательное в 1-й и 2-й сериях ребенок получает фишку.

Оценка результатов:

Если ребенок набрал 26 и более фишек – 3 балла;

Если ребенок набрал от 16 до 26 фишек – 2 балла;

Если ребенок набрал менее 16 фишек – 1 балл.

Результаты фиксировались в протоколе (Таблица 2).

Таблица 2. Результаты выполнения второго задания

п/п

Фамилия, имя ребенка

Кол-во баллов

1

Артем Т.

2

2

Влад Т.

3

3

Настя Л.

2

4

Илья С.

3

5

Кирилл А.

2

6

Соня Ф.

3

7

Арина Е.

1

8

Кирилл К.

2

9

Настя Т.

2

10

Вика Р.

1

Информация о работе Развитие словаря