Развитие самосознания у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 19:47, реферат

Описание работы

Самосознание – одна из важнейших составляющих человеческой психики. Ведь по большому счету человеку приходится прежде всего общаться с самим собой и только потом с окружающими. Поэтому очень важно как осознает и воспринимает себя личность, насколько гармонично вписывает себя в окружающий мир. Самосознание у всех разное, по-другому было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда самосознание органично раскрывается и сочетается с внешним миром. Тогда встает вопрос о корректировке его со стороны опытных психологов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Самосознание.
1.1 Самосознание в психологической науке…………………………………4-9
1.2 Я –концепция………………………………………………………...…10-13
Глава 2. Развитие самосознания подростков.
2.1 Развитие самосознания подростков……………………………………14-20
2.2 Исследование самосознания подростков…………………………...…21-27
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Развитие самосознания у подростка.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

  Около  половины детей начинали определения  с местоимения Я. И почти все отвечали не на вопрос “Кто я?”, а на вопрос “Какой я?”. Это происходило потому, что им было очень трудно отвечать на поставленный вопрос, и они решили таким образом выйти из трудного положения.

   Самооценка  у младших подростков действительно  очень непостоянна. Она часто  зависит от мнений окружающих людей, от настроения, самочувствия, от реакции сверстников на его поведения и от многих других факторов. У большинства детей самооценка неадекватная, неустойчивая и ситуативная. Результаты первой и второй диагностики сильно различаются. В основном по понятиям умный - неумный, плохой - хороший, счастливый - несчастливый, одинокий - неодинокий, любимый - нелюбимый. Также подростком свойственно максимизировать свои качества, они либо на сто процентов злые, либо на сто процентов добрые.

   В  подростковом возрасте самосознание  все в большей степени начинает включаться в процесс управления поведением. Непосредственным компонентом целостной системы управления поведением выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения, разнообразных форм взаимодействия с людьми самооценка в свою очередь начинает регулировать поведение подростка в общении с другими людьми.  Становление Я-образа подростков связано с формированием образа “другого”. Чаще всего таким другим выступает его ровесник, общение с которым для подростка особо значимо.

   Особенностью  подростка является постепенный  отход от прямого копирования  оценок взрослых к самооценке, все больше опора на внутренние  критерии. Однако навыков самопознания, самоанализа у подростков нет. Таким образом возникает противоречие между острой потребностью подростка в самопознании и неспособностью адекватно осуществить эту потребность, последствием чего и является снижение уровня адекватности самооценок, глубины и развернутости “Я-образа”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Итак, подростковый возраст составляет  особый этап развития в личности  ребенка. В подростковом возрасте на базе качественного изменения всей психической жизни ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, прежде всего к самому себе. В подростковом возрасте на базе качественного нового характера структуры и состава деятельности у ребенка развивается сознательное поведение, делается решающий шаг из детства к новому этапу психологического и социального развития.

   Самосознание  -  это осознание и оценка  человеком своих действий и  их результатов, мыслей, чувств, морального  облика и интересов, идеалов и  мотивов поведения, целостная оценка  самого себя и своего места  в жизни.  Появление сознательного “Я”, возникновение рефлексии, осознание своих мотивов, моральные конфликты и нравственные самооценки, интимизация внутренней жизни - вот некоторые феноменальные проявления самосознания в этом возрасте.

В подростковом возрасте сильное влияние на самосознание и становление личности оказывает не только семья, но и школа в лице сверстников и учителей.   

   Одновременно  подростковый возраст является  сензитивным периодом в онтогенезе  самосознания, когда формируются  новые компоненты структуры самосознания  личности, специфичные именно для этого возрастного этапа. На формирование самосознания влияет ряд условий и факторов, в частности биологические и социальные. Развитие способности к самопознанию как основе самокоррекции и самосовершенствования - важнейшая предпосылка успешного становления личности подростка.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеев  В.А.  Самосознание и мотивация  деятельности на рубеже подросткового  и старшего школьного возраста // Проблемы мотивации общественно  полезной деятельности школьников. М., 1984;

2. Алексеев  В.А. Развитие самосознания на  рубеже подросткового и юношеского  возрастов:  М., 1985

3. Бахур  В.Т. Это неповторимое “Я”. М.,1982;

4. Бернс  Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986;

5. Божович  Л.И. Личность и ее формирование  в детском возрасте.М.,1968;

6. Выготский  Л.С. Педология подростка: проблемы  возраста// Собр.соч.: в  6 т. Т.4;

7.Кон  И.С. Категория “я” в психологии // Психологический журнал.1981. Т.2.№3;

8. Кон  И.С. Личность в поисках себя  М., 1982;

9. Мерлин  В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996;

10. Новоприходько А.К.  К проблеме  соотношения образа Я и самосознания  // Вопросы психологии, 1992, № 1-2;

11. Прихожан А.М.  К анализу генезиса  самосознания в подростковом  и раннем юношеском возрасте // Воспитание,обучение и психическое развитие. М.,1984;

12. Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987;

13. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский  возраст: проблемы становления личности. М.,1994;

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989;

15.Соколова  Е.Т. Самосознание и самооценка  при аномалиях личности.М.,1989.

16. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972.

17. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

18. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе  самосознания личности.- В кн. Проблемы сознания. М.,1968.

19. Формирование личности в переходный  период от подросткового к  юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983.

    20. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.

 

 

1 Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М..1972, стр. 149

2 там же, стр. 143

3 Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996.

4 Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность. М..1975, стр. 153

5 История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976

6 История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976

      7 Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов:  М., 1985

 

8 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989

9 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.М.,1986

10 История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.

 

11 Психология современного подростка / под ред. Д.И.Фельдштейна. М..1987

12 Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В.Дубровиной. М.,1983

13 Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982

14 История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976

       15 Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов:  М., 1985

16 Выготский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в  6 т. Т.4

17 Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982, стр. 45

18 Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982, стр. 46

19 Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

20 Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982

21 Кон И.С. Личность в поисках себя М., 1982

 


 



Информация о работе Развитие самосознания у подростка