Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 19:47, реферат
Самосознание – одна из важнейших составляющих человеческой психики. Ведь по большому счету человеку приходится прежде всего общаться с самим собой и только потом с окружающими. Поэтому очень важно как осознает и воспринимает себя личность, насколько гармонично вписывает себя в окружающий мир. Самосознание у всех разное, по-другому было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда самосознание органично раскрывается и сочетается с внешним миром. Тогда встает вопрос о корректировке его со стороны опытных психологов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Самосознание.
1.1 Самосознание в психологической науке…………………………………4-9
1.2 Я –концепция………………………………………………………...…10-13
Глава 2. Развитие самосознания подростков.
2.1 Развитие самосознания подростков……………………………………14-20
2.2 Исследование самосознания подростков…………………………...…21-27
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
профессионального образования «Курский
государственный университет»
Кафедра ПОиСП
Реферат
на тему: « Развитие самосознания у подростка»
Выполнил студент: Куркин И.И.
3 группа
Преподаватель:
Домырева
Курск, 2015 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Самосознание.
1.1 Самосознание в
1.2 Я –концепция……………………………………………………
Глава 2. Развитие самосознания подростков.
2.1 Развитие самосознания
2.2 Исследование
самосознания подростков…………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Самосознание
– одна из важнейших
Последние
события нам показывают, насколько
кошмарным может быть
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, В.В.Столина, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.
Глава 1. Самосознание.
Здесь мы разберем, что же вкладывает наука в понятие самосознание. Разные исследователи отводят различное место самосознанию в системе психологических феноменов. Расширительный подход к решению этого вопроса состоит в том, что самосознание считается почти синонимом психического.
Как считает отечественная наука, самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней“.1 Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значением самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.2
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Осознание своих психических
качеств и самооценка
Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
А.Н.Леонтьев, характеризовавший
проблему самосознания как
В
современной психологической
Одна из первых попыток выделить социальный фактор в осознании личностью самого себя принадлежат У. Джемсу.5 Однако социальные и индивидуально - природные компоненты “Я” остаются у Джемса рядоположными. В начале 20 века социолог Кули сформировал теорию “зеркального Я”, согласно которой представление человека о самом себе, “идея Я”, складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости и унижения.
Формирование
человеческого “Я” в процессе
реального взаимодействия
Иной
подход к рассмотрению
Работая
в рамках гуманистической
Одной
из наиболее распространенных
теорий, которые до сих пор
оказывают влияние на
Неофрейдисты
признавали зависимость
В отечественной психологии, как уже было отмечено, под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально - ценностное отношение. В психологической литературе особенно много работ, в которых самосознание рассматривается как важнейшая часть личности. При этом нередко подчеркивается, что уровень развития личности пропорционален уровню развития самосознания.7 Будучи регулятором поведения, самосознание влияет на дальнейшее развитие личности. Исходя из правильного понимания природы и сущности самосознания личности, отечественные психологи внесли ясность и в вопрос о развитии самосознания ребенка. В противоположность психологам - идеалистам, которые придерживаются мнения о врожденности самосознания, наши психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.
Настоящий
источник и движущие силы
В отечественной психологии в качестве определяющих факторов развития самосознания берется собственная практическая деятельность человека и его взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством общественный опыт.
Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.
Большинство
авторов выделяют в
Наиболее
последовательная концепция
Оригинальную
концепцию структурирования
Разные
компоненты структуры
1.2 Я – концепция.
Подростковый
возраст - это период жизненного
самоопределения, становление Я-концепции.
Концентрация душевных сил напр