Развитие самосознания у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 19:47, реферат

Описание работы

Самосознание – одна из важнейших составляющих человеческой психики. Ведь по большому счету человеку приходится прежде всего общаться с самим собой и только потом с окружающими. Поэтому очень важно как осознает и воспринимает себя личность, насколько гармонично вписывает себя в окружающий мир. Самосознание у всех разное, по-другому было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда самосознание органично раскрывается и сочетается с внешним миром. Тогда встает вопрос о корректировке его со стороны опытных психологов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Самосознание.
1.1 Самосознание в психологической науке…………………………………4-9
1.2 Я –концепция………………………………………………………...…10-13
Глава 2. Развитие самосознания подростков.
2.1 Развитие самосознания подростков……………………………………14-20
2.2 Исследование самосознания подростков…………………………...…21-27
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Развитие самосознания у подростка.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
профессионального образования «Курский государственный университет» 

 

Кафедра ПОиСП

 

 

 

Реферат

на тему: « Развитие самосознания у подростка»

 

 

 

 

Выполнил студент: Куркин И.И.

3 группа

 
Преподаватель:

Домырева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курск, 2015 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Самосознание.

          1.1 Самосознание в психологической  науке…………………………………4-9

          1.2  Я –концепция………………………………………………………...…10-13

Глава 2.  Развитие самосознания подростков.

          2.1 Развитие самосознания подростков……………………………………14-20

          2.2 Исследование  самосознания подростков…………………………...…21-27

Заключение……………………………………………………………………… 28

Список литературы………………………………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Самосознание  – одна из важнейших составляющих  человеческой психики. Ведь по  большому счету человеку приходится  прежде всего общаться с самим  собой и только потом с окружающими. Поэтому очень важно как осознает и воспринимает себя личность, насколько гармонично вписывает себя в окружающий мир. Самосознание у всех разное, по-другому  было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда самосознание органично раскрывается и сочетается с внешним миром. Тогда встает вопрос о корректировке его со стороны опытных психологов.

   Последние  события нам показывают, насколько  кошмарным может быть самосознание  человека. И вот эти террористы ведь когда-то тоже были подростками, т.е.  людьми у которых самосознание только формируется, почему же оно сформировалось таким образом, что человек не ценит ни свою собственную жизнь, ни жизни других людей, что элементарные понятия о высшей ценности жизни ребенка оказались размыты псевдорелигиозным, а скорей всего, наркотическим фанатизмом. Все это возлагает на педагогов и психологов огромную ответственность по формированию адекватного современного цивилизованного общества самосознанию детей, и одновременно это объясняет актуальность темы.

   Проблеме  самосознания посвящено немало  исследований в отечественной  психологии. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, В.В.Столина, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. 

 

 

 

Глава 1. Самосознание.

 

    1. Самосознание в психологической науке.

 

   Здесь  мы разберем, что же вкладывает  наука в понятие самосознание. Разные исследователи отводят различное место самосознанию в системе психологических феноменов. Расширительный подход к решению этого вопроса состоит в том, что самосознание считается почти синонимом психического.

   Как считает отечественная  наука,   самосознание  -  это осознание и оценка человеком своих действий и  их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни.  Самосознание  - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней“.1 Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей.  Он становится существом не только для других, но и для себя.  Основным значением самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать  “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего  “я”.2

   Самосознание  -  это сложная  психологическая структура, включающая  в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного  “я“  как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок.  Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

   Осознание своих психических  качеств и самооценка приобретают  наибольшее значение в подростковом  и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.3  Или: “Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя.  Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности.  Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире,  знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

   Самосознание является венцом  развития высших психических  функций   оно позволяет человеку  не только отражать внешний  мир. но, выделив себя в этом  мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе.  Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

   А.Н.Леонтьев, характеризовавший  проблему самосознания как проблему  “высокого жизненного значения, венчающую психологию личности“, как  “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.4

   В  современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или  “Я-концепции”.   

   Одна  из первых попыток выделить социальный фактор в осознании личностью самого себя принадлежат У. Джемсу.5 Однако социальные и индивидуально - природные компоненты “Я” остаются у Джемса рядоположными.   В начале 20 века социолог Кули сформировал теорию “зеркального Я”, согласно которой представление человека о самом себе, “идея Я”, складывается под влиянием мнений окружающих и включает три компонента: представление о том, каким я кажусь другому лицу, представление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооценку, чувство гордости и унижения.

   Формирование  человеческого “Я” в процессе  реального взаимодействия индивида  с другими людьми в рамках  определенных социальных групп  было исследовано Д.Т. Мидом. Мид  утверждал, что самосознание - это  процесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с другими людьми. Чтобы успешно взаимодействовать с другими людьми, необходимо предвидеть реакцию партнера на то или иное действие. Рефлексия на себя есть, по сути дела, не сто иное, как способность поставить себя на место другого, усвоить отношение других к себе.

   Иной  подход к рассмотрению самосознания  характерен для представителей  гуманистического направления в  психологии. К. Роджерс, говоря о  самосознании, оперирует понятием  “Я - концепция”, под которой понимает сложную структурированную картину, существующую в сознании индивида как самостоятельная фигура и фон и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступить, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями “Я” в прошлом, настоящем и будущем. “Я - концепция” включает в себя реальное и идеальное “Я”.

   Работая  в рамках гуманистической психологии  Р. Бернс предложил более дифференцированную  структуру “Я - концепции”. При этом  автор попытался впервые использовать идеи теории и практики гуманистической психологии в процессе обучения и воспитания.

   Одной  из наиболее распространенных  теорий, которые до сих пор  оказывают влияние на психологию  личности, является фрейдизм и  его разновидность - неофрейдизм.  Всю психику З.Фрейд делит на 3 системы различные по законам их функционирования. Прежде всего это бессознательная система ОНО, в основе которой лежат субъективные потребности биологического или афективного порядка. Затем, система Я - это центр, реализующий процесс сознательной адаптации. Я является той силой, которая уравновешивает глубинные неосознанные влечения и требования общества. Наконец, Сверх-Я - это своеобразная моральная цензура, содержанием которой являются нормы, запреты, принятые личностью, это его совесть. Между Я и ОНО устанавливаются отношения постоянной напряженности. ОНО оказывает давление на Я, а Я должно сдерживать это давление, учитывая требования общества. В концепции Фрейда “Я”, сознание, самосознание - явления однозначные. В качестве определяющих факторов развития самосознания З.Фрейд выделял врожденные биологические инстинкты, бессознательные силы.6

   Неофрейдисты  признавали зависимость самосознания  от существующих условий жизни  и межличностных отношений. Они  допускали влияние социальной среды на формирование личности, но только до определенного предела, когда вступали в силу внутренние психические факторы, такие, как страх, беспокойство, потребность в нежности.

   В  отечественной психологии, как уже  было отмечено, под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе в качестве субъекта действий и переживаний и складывается эмоционально - ценностное отношение. В психологической литературе особенно много работ, в которых самосознание рассматривается как важнейшая часть личности. При этом нередко подчеркивается, что уровень развития личности пропорционален уровню развития самосознания.7 Будучи регулятором поведения, самосознание влияет на дальнейшее развитие личности. Исходя из правильного понимания природы и сущности самосознания личности, отечественные психологи внесли ясность и в вопрос о развитии самосознания ребенка. В противоположность психологам - идеалистам, которые придерживаются мнения о врожденности самосознания, наши психологи признают врожденным не самосознание, а лишь предпосылки к его развитию.

   Настоящий  источник и движущие силы развития  самосознания, как отмечает С.Л. Рубенштейн, следует искать не во врожденных  предпосылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выражающийся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми. Регуляция связи ребенка со средой, воспитания тем самым играет ведущую роль и в развитии самосознания личности ребенка.8

   В  отечественной психологии в качестве определяющих факторов развития самосознания берется собственная практическая деятельность человека и его взаимодействие с окружающими людьми, посредством которых он усваивает накопленный человечеством общественный опыт.

   Самосознание  представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих мнения исследователей не всегда совпадают.

   Большинство  авторов выделяют в самосознании  два основных компонента: когнитивный и эмоциональный (М.И. Лисина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова). И.И. Чеснокова представляет самосознание как единстве 3-х компонентов: самопознание, эмоционально – ценностное отношение к себе и саморегулирование поведение личности. И.С. Кон включает в структуру самосознания 4 компонента, Л. Д. Олейник говорит о шести компонентах структуры самосознания: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль, самокритичность, саморегуляция.

  Наиболее  последовательная концепция самосознания  сформирована В.В. Столиным. В соответствии с тремя видами активности, он выделил три уровня в развитии самосознания: оргазмический, индивидуальный и личностный.

   Оригинальную  концепцию структурирования самосознания  предложила В.С. Мухина. Согласно  этой концепции­ самосознание развивается внутри следующей исторически сложившейся и социально обусловленнй структуры: имя собственно плюс личное местоимение (за которыми стоят физический облик и индивидуальная духовная сущность человека); притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности ( индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); долг и права личности.

   Разные  компоненты структуры самосознания  изучены неодинаково. На первый  план выдвигается проблемы самооценки. Вопросы же самосознания остались как бы в стороне от психологических исследований, несмотря на их большую актуальность и значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Я – концепция.

 

   Подростковый  возраст - это период жизненного  самоопределения, становление Я-концепции. Концентрация душевных сил направлена на самопознание. У подростков сильно выражено стремление разобраться в самом себе, зачастую даже в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми: активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях, развитие временной перспективы, построение планов на будущее. Говоря об особенностях развития ребенка, можно отметить, что существуют определенные биологические и социальные показатели, но которым можно судить о переходе на новую возрастную ступень. В этом смысле отрочество не является исключением. Так, в качестве биологического критерия перехода от детства к подростковому возрасту принимается достижение половой зрелости, характеризующееся созреванием репродуктивных функций.

Информация о работе Развитие самосознания у подростка