Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 19:47, реферат
Самосознание – одна из важнейших составляющих человеческой психики. Ведь по большому счету человеку приходится прежде всего общаться с самим собой и только потом с окружающими. Поэтому очень важно как осознает и воспринимает себя личность, насколько гармонично вписывает себя в окружающий мир. Самосознание у всех разное, по-другому было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда самосознание органично раскрывается и сочетается с внешним миром. Тогда встает вопрос о корректировке его со стороны опытных психологов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Самосознание.
1.1 Самосознание в психологической науке…………………………………4-9
1.2 Я –концепция………………………………………………………...…10-13
Глава 2. Развитие самосознания подростков.
2.1 Развитие самосознания подростков……………………………………14-20
2.2 Исследование самосознания подростков…………………………...…21-27
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………
Вместе
с сознанием своей
Преувеличение своей уникальности, непохожести на других часто порождает застенчивость, страх показаться смешным, "потерять себя" в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения.
Осознание
своей непрерывности и
Временная
перспектива чрезвычайно
Расплывчатость
представлений о времени
В
подростковом самосознании
Растет с возрастом и способность разграничивать возможное и желаемое. И все-таки в 15-16 лет "реализма" не хватает, и это сказывается на характере жизненных планов. С одной стороны, жизненный план – результат обобщения и укрупнения частных целей, которые ставит перед собой личность, следствие интеграции и иерархизации ее мотивов вокруг устойчивого ядра ценностных ориентаций, подчиняющих себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, это итог конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно формируется более или менее реалистический, нацеленный на действительность план деятельности.
Жизненный
план – явление одновременно
социального и этического поряд
2.2 Исследование самосознания
Процесс познания детьми самих себя имеет свои особенности, они обуславливаются главным образом своеобразием объекта познания, который выступает и субъектом. Приходится создавать дополнительные условия для того, чтобы преодолеть трудности, которые возникают при этом. Эти условия заключаются в том, чтобы создать больше возможностей для объективации психических переживаний ребенка, показать ему собственные качества, как они проявляются на практике, помочь ему посмотреть на себя как бы со стороны, глазами других. Они заключаются в том, чтобы научить подростка анализировать свои психические и физические состояния, свои действия и поступки, их мотивы и цели, обобщать данные этого анализа и делать из них необходимые выводы.
Рассмотрим исследование, проведенное над учащимися пятых классов. Было отобрано 6 учеников (3 мальчика и 3 девочки), проведено 4 занятия по полтора часа.
Цели исследования:
1.Создание условий для оптимального самораскрытия подростком своей личности;
2. Выявить
представления школьников о
3. Нейтрализовать
отрицательные эмоции в
Весь курс занятий был разделен на три этапа:
1. Установление контакта психолога с группой.
2. Сплочение группы плюс первые элементы самораскрытия.
3. Самораскрытие
и самопознание личности
О
методике исследования. Одной
из наблюдающихся в психологии
тенденций является
- наблюдение
- психодиагностика
- доверительная беседа
- обратная связь
и вспомогательные:
Вспомогательные
методы использовались как
Структура занятия:
1. Разогревающие игры, упражнения, направленные на налаживание контактов друг с другом, на создание положительной эмоциональной атмосферы;
2. Беседа в кругу о предыдущем занятии, обсуждение результатов письменных тестов, заданий каждого ребенка, сделанных на прошлом занятии, объективное мнение психолога о характере каждого ребенка, советы над чем надо работать.
3. Двигательные игры, упражнения на сплочение.
4. Психодиагностика (рисуночные тесты, опросники, методики, сочинения), выполнение устных заданий, направленных на самораскрытие личности.
5. Обратная связь.
Для сбора
первичных данных были
Социометрия.
1. Представьте, что создается новый класс. Кого бы вы не хотели там увидеть из старого класса? (3 чел.)
2. Представьте, что с вами случилась неприятность, кого бы вы позвали на помощь? (1 чел.)
3. С кем бы вы не хотели бы сидеть за одной партой? (1 чел.)
4. Вы собираетесь справлять День рождения. Кого бы вы пригласили? (3 чел.)
Социометрический
статус школьника не может
полностью отразить его
Опросник «Мой класс».
1. Ребятам
нравится учиться в нашем
2. Дети в нашем классе всегда дерутся друг с другом.
3. В нашем классе каждый ученик мой друг.
4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
5. Некоторые дети в нашем классе являются середнячками.
6. С некоторыми детьми в нашем классе я дружу.
7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
8. Многие дети в нашем классе любят драться.
9. Все ученики в нашем классе - друзья.
10. Некоторые ученики не любят свой класс.
11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
12. Все ученики
в нашем классе хорошо
13. Наш класс веселый.
14. Дети в нашем классе много сорятся.
15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.
Опросник “Мой класс” использовался для выявления уровня сплоченности, конфликтности и удовлетворенности детей своим классом. При анализе данных был сделан вывод, что большинство учащихся довольны своим классом, но считают его достаточно конфликтным и не очень сплоченным. Можно предположить, что это происходит оттого, что им не с чем сравнивать свой класс. Они там учатся с первого класса, уже приспособились друг к другу и не представляют себя в какой-либо другой группе сверстников.
Анкета содержала в себе шесть вопросов, ответы на которые помогли сориентироваться исследователю и внести изменения в план следующего занятия.
Анкета.
1. ФИО.
2. Сколько лет?
3. Хотели бы вы узнать себя и своих друзей поближе?
4. Довольны ли вы собой?
5. Ваше отношение к школе и к учебе.
6. Несколько слов о вашей семье (сколько человек в семье, где работают родители).
Для
выявления самооценки и
1. “Кто я?” Цель этой методики состоит в выявлении социальной роли ребенка, особенностей его характера, жизненных перспектив. Психолог проводила эту методику, что бы понять, кем они себя считают, какие суждения ставят на первое место, какие на последнее.
2. Шкала самооценки по Дембо - Рубинштейну. Цель этой методики - выявить уровень самооценки у младших подростков, ее динамику. Использовалась два раза.
3. Сочинение о себе. Цель этого задания - выяснить как оценивают себя школьники, о каких сторонах характера больше упоминают, о сильных или о слабых, а затем выяснить как хорошо они друг друга знают (после написания самохарактеристик они вслух зачитываются, и все должны понять, кто его написал).
Результаты исследования.
В ходе проведенной работы удалось установить следующие моменты:
1. Социометрия. Класс разделен на две группы по половому признаку: группа мальчиков и группа девочек. И в группе мальчиков, и в группе девочек есть три человека, которые выбрали друг друга и набрали большее количество положительных выборов. Вокруг этих людей и строятся отношения в классе. Взаимоотношения между полами напряженные и конфликтные. Мальчики избегают девочек, а девочки мальчиков. В классе есть отверженные – это 4 человека, в основном мальчики (одна девочка). Ей нравится учиться, ходить в школу, хотя в общении с одноклассниками у нее часто возникают проблемы: девочки на нее все время кричат и жалуются. Очень любопытна и этим раздражает одноклассников. Но в общем она достаточно застенчивый, мягкий и добрый человек. Себя она оценивает достаточно высоко, любит и жалеет себя. Она единственный человек в группе, который считает себя еще ребенком.
2. Сочинение.
Оказалось, что многие дети писали
в основном о своих