Развитие самосознания у подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 19:47, реферат

Описание работы

Самосознание – одна из важнейших составляющих человеческой психики. Ведь по большому счету человеку приходится прежде всего общаться с самим собой и только потом с окружающими. Поэтому очень важно как осознает и воспринимает себя личность, насколько гармонично вписывает себя в окружающий мир. Самосознание у всех разное, по-другому было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда самосознание органично раскрывается и сочетается с внешним миром. Тогда встает вопрос о корректировке его со стороны опытных психологов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Самосознание.
1.1 Самосознание в психологической науке…………………………………4-9
1.2 Я –концепция………………………………………………………...…10-13
Глава 2. Развитие самосознания подростков.
2.1 Развитие самосознания подростков……………………………………14-20
2.2 Исследование самосознания подростков…………………………...…21-27
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Развитие самосознания у подростка.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

   Вместе  с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное "Я" нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда рост потребности в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью.

   Преувеличение  своей уникальности, непохожести  на других часто порождает  застенчивость, страх показаться  смешным, "потерять себя" в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения.

   Осознание  своей непрерывности и преемственности  во времени – необходимый элемент  образа "Я". Тема времени приобретает  напряженный, личностный характер; время переживается как нечто живое, конкретное, связанное с какими-то значимыми событиями и мотивами, причем главным измерением его становится будущее. Подростки и юноши чаще задумываются о своих потенциях и перспективах, воспринимая свое сегодняшнее "Я" лишь как залог будущего, момент становления: "Я – человек, но еще не Человек".

   Временная  перспектива чрезвычайно существенна  для понимания возрастной динамики  рефлексивного "Я". Английские  психологи, изучавшие методом неоконченных  предложений проблему "кризиса идентичности" у 13-, 15- и 16-летних мальчиков, сопоставили их положительные ("Когда я думаю о себе, я чувствую гордость"), отрицательные ("Когда я думаю о себе, я порой ужасаюсь") и нейтральные ("Когда я думаю о себе, я пытаюсь представить, как я буду выглядеть, когда стану старше") самохарактеристики с возрастом испытуемых, с тем, описывают ли они свое "наличное Я" ("каков я сейчас?") или "будущее Я" ("каким я стану?"). Оказалось, что баланс позитивных и негативных оценок "наличного Я" мало изменяется с возрастом, зато озабоченность "будущим Я" резко усиливается.21

   Расплывчатость  представлений о времени сказывается  и на самосознании. Страстная  жажда нового опыта может перемежаться  со страхом перед жизнью. Одни  буквально рвутся вон из детства, у других же расставание с ним проходит очень мучительно, вызывая даже желание умереть. Индивидуально-психологические проблемы тесно переплетаются здесь с морально-философскими. Одна из таких проблем, с которой сталкивает подростка идея необратимости времени и которую старательно обходят многие взрослые, в том числе наивно-суеверные психологи, – это тема смерти.

   В  подростковом самосознании тема  смерти звучит по-разному. У одних  это простое возрождение иррациональных, безотчетных детских страхов. У других – новая интеллектуальная проблема, связанная с идеей времени, которое кажется одновременно циклическим и необратимым. У третьих вопрос звучит экзистенциально-трагически. Драматическая постановка вопроса пугает взрослых. Между тем именно отказ от веры в личное бессмертие и принятие неизбежности смерти побуждает подростка всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить ее. Бессмертному некуда спешить, незачем думать о самореализации, бесконечная жизнь не имеет конкретной цены.

  Растет с возрастом и способность разграничивать возможное и желаемое. И все-таки в 15-16 лет "реализма" не хватает, и это сказывается на характере жизненных планов. С одной стороны, жизненный план – результат обобщения и укрупнения частных целей, которые ставит перед собой личность, следствие интеграции и иерархизации ее мотивов вокруг устойчивого ядра ценностных ориентаций, подчиняющих себе частные, преходящие стремления. С другой стороны, это итог конкретизации и дифференциации целей и мотивов. Из мечты, где все возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно формируется более или менее реалистический, нацеленный на действительность план деятельности.

  Жизненный  план – явление одновременно  социального и этического порядка. Вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение), первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подростки часто называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Они пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Такие образы будущего ориентированы на результат, а не на способы его достижения. Неконкретность, диффузность жизненных ориентаций отражается и в представлениях о себе.

 

 

 

2.2 Исследование самосознания подростков.

 

   Процесс  познания детьми самих себя  имеет свои особенности, они обуславливаются  главным образом своеобразием  объекта познания, который выступает  и субъектом. Приходится создавать дополнительные условия для того, чтобы преодолеть трудности, которые возникают при этом. Эти условия заключаются в том, чтобы создать больше возможностей для объективации психических переживаний ребенка, показать ему собственные качества, как они проявляются на практике, помочь ему посмотреть на себя как бы со стороны, глазами других. Они заключаются в том, чтобы научить подростка анализировать свои психические и физические состояния, свои действия и поступки, их мотивы и цели, обобщать данные этого анализа и делать из них необходимые выводы.

     Рассмотрим исследование, проведенное  над учащимися пятых классов. Было отобрано 6 учеников (3 мальчика  и 3 девочки), проведено 4 занятия по  полтора часа.

Цели исследования:

1.Создание  условий для оптимального самораскрытия подростком своей личности;

2. Выявить  представления школьников о самих  себе;

3. Нейтрализовать  отрицательные эмоции в отношениях  между подростками.

  Весь  курс занятий был разделен  на три этапа:

1. Установление  контакта психолога с группой.

2. Сплочение  группы плюс первые элементы  самораскрытия.

3. Самораскрытие  и самопознание личности каждого  ребенка.

   О  методике исследования.  Одной  из наблюдающихся в психологии  тенденций является комплексное применение ряда методических приемов в рамках одного исследования. В ходе работы использовались сочинения, различные методики, опросники, рисуночные тесты, наблюдение, беседа, упражнения. Все же можно выделить основные методы:

- наблюдение

- психодиагностика

- доверительная  беседа

- обратная  связь

   и  вспомогательные:

  • двигательные упражнения
  • упражнения на сплочение

   Вспомогательные  методы использовались как вспомогательные, в совокупности с другими методами, хотя применялись на всех этапах  и на всем протяжении исследования.

    Структура  занятия:

1. Разогревающие  игры, упражнения, направленные на  налаживание контактов друг с  другом, на создание положительной  эмоциональной атмосферы;

2. Беседа в кругу о предыдущем занятии, обсуждение результатов письменных тестов, заданий каждого ребенка, сделанных на прошлом занятии, объективное мнение психолога о характере каждого ребенка, советы над чем надо работать.

3. Двигательные  игры, упражнения на сплочение.

4. Психодиагностика (рисуночные тесты, опросники, методики, сочинения), выполнение устных заданий, направленных на самораскрытие личности.

5. Обратная  связь.

 Для сбора  первичных данных были использованы  социометрический срез, анкета и  опросник. Метод социометрического  среза помог в изучении структуры  личных отношений в группе учащихся, в определении социального статуса каждого ученика. Социометрический срез позволяет определить популярность одних учащихся и непопулярность других, выявить наличие малых групп и характер внутригрупповых и межгрупповых отношений.

Социометрия.

 

1. Представьте, что создается новый класс. Кого  бы вы не хотели там увидеть из старого класса? (3 чел.)

2. Представьте, что с вами случилась неприятность, кого бы вы позвали на помощь? (1 чел.)

3. С кем  бы вы не хотели бы сидеть за одной партой? (1 чел.)

4. Вы собираетесь  справлять День рождения. Кого  бы вы пригласили? (3 чел.)

   Социометрический  статус школьника не может  полностью отразить его социальный  статус. В определении социометрического  статуса возможен субъективизм  или поверхностная оценка личности сверстника, что как раз характерно в младшем подростковом возрасте.

 

Опросник «Мой класс».

 

1. Ребятам  нравится учиться в нашем классе.

2. Дети в  нашем классе всегда дерутся  друг с другом.

3. В нашем  классе каждый ученик мой друг.

4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.

5. Некоторые  дети в нашем классе являются  середнячками.

6. С некоторыми  детьми в нашем классе я  дружу.

7. Ребята  нашего класса с удовольствием ходят в школу.

8. Многие  дети в нашем классе любят  драться.

9. Все ученики в нашем классе - друзья.

10. Некоторые  ученики не любят свой класс.

11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.

12. Все ученики  в нашем классе хорошо относятся  друг к другу.

13. Наш класс  веселый.

14. Дети в  нашем классе много сорятся.

15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.

   Опросник  “Мой класс” использовался для выявления уровня сплоченности, конфликтности и удовлетворенности детей своим классом. При анализе данных был сделан вывод, что большинство учащихся довольны своим классом, но считают его достаточно конфликтным и не очень сплоченным. Можно предположить, что это происходит оттого, что им не с чем сравнивать свой класс. Они там учатся с первого класса, уже приспособились друг к другу и не представляют себя в какой-либо другой группе сверстников.

Анкета содержала в себе шесть вопросов, ответы на которые помогли сориентироваться исследователю и внести изменения в план следующего занятия.

 

Анкета.

1. ФИО.

2. Сколько  лет?

3. Хотели  бы вы узнать себя и своих  друзей поближе?

4. Довольны ли вы собой?

5. Ваше отношение к школе и к учебе.

6. Несколько слов о вашей семье (сколько человек в семье, где работают родители).

   Для  выявления самооценки и самоотношения  использовались три разные методики:

    1. методика “Кто я?”,
    2. шкала самооценки по Дембо - Рубинштейну,
    3. сочинение о себе.

1. “Кто я?”  Цель этой методики состоит  в выявлении социальной роли  ребенка, особенностей его характера, жизненных перспектив. Психолог проводила эту методику, что бы понять, кем они себя считают, какие суждения ставят на первое место, какие на последнее.

2. Шкала самооценки  по Дембо - Рубинштейну. Цель этой  методики - выявить уровень самооценки  у младших подростков, ее динамику. Использовалась два раза.

3. Сочинение  о себе.  Цель этого задания - выяснить как оценивают себя школьники, о каких сторонах характера больше упоминают, о сильных или о слабых, а затем выяснить как хорошо они друг друга знают (после написания самохарактеристик они вслух зачитываются, и все должны понять, кто его написал).

 

Результаты исследования.

 

В ходе проведенной работы удалось установить следующие моменты:

1. Социометрия. Класс разделен на две группы  по половому признаку: группа  мальчиков и группа девочек. И  в группе мальчиков, и в группе  девочек есть три человека, которые  выбрали друг друга и набрали большее количество положительных выборов. Вокруг этих людей и строятся отношения в классе. Взаимоотношения между полами напряженные и конфликтные. Мальчики избегают девочек, а девочки мальчиков. В классе есть отверженные – это 4 человека, в основном мальчики (одна девочка). Ей нравится  учиться, ходить в школу, хотя в общении с одноклассниками у нее часто возникают проблемы: девочки на нее все время кричат и жалуются. Очень любопытна и этим раздражает одноклассников. Но в общем она достаточно застенчивый, мягкий и добрый человек. Себя она оценивает достаточно высоко, любит и жалеет себя. Она единственный человек в группе, который считает себя еще ребенком.

2. Сочинение. Оказалось, что многие дети писали  в основном о своих отрицательных  чертах характера (вспыльчивый, нервный, драчун и т.д.). После вопроса психолога, почему они пишут о себе только плохое, они отвечали, что такими их видят одноклассники. И действительно, когда психолог зачитывала характеристики, многих людей по ним узнали. Это говорит о зависимости самооценки подростка от мнения сверстников, о неспособности к самостоятельной рефлексии.

Информация о работе Развитие самосознания у подростка