Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 19:47, реферат
Самосознание – одна из важнейших составляющих человеческой психики. Ведь по большому счету человеку приходится прежде всего общаться с самим собой и только потом с окружающими. Поэтому очень важно как осознает и воспринимает себя личность, насколько гармонично вписывает себя в окружающий мир. Самосознание у всех разное, по-другому было бы просто неестественно, в этом и есть красота и многообразие мира. Однако, не всегда самосознание органично раскрывается и сочетается с внешним миром. Тогда встает вопрос о корректировке его со стороны опытных психологов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Самосознание.
1.1 Самосознание в психологической науке…………………………………4-9
1.2 Я –концепция………………………………………………………...…10-13
Глава 2. Развитие самосознания подростков.
2.1 Развитие самосознания подростков……………………………………14-20
2.2 Исследование самосознания подростков…………………………...…21-27
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список литературы………………………………………………………………
Бурное физическое развитие, которое, как правило, совпадает с началом половой зрелости и выражается в так называемых "скачках роста" (ускоренное прибавление в росте и весе), является самым существенным биологическим показателем начала подросткового возраста.
С
другой стороны отрочество
Д. Китинг
выделил 5 особенностей мышления
подростка, отличающих его от
мышления конкретными
Описанные
Китингом особенности мышления
подростка во многих
С
мыслью о том, что личностью
человек не рождается, а становится,
согласны сейчас большинство
психологов. А.Н. Леонтьев говорил, что
"личность рождается дважды":
первый раз внутри социального индивида,
восприятие "Я" как части коллективного
"мы". Второй раз - как рождение самостоятельного
субъекта. Характеризуется не только самостоятельностью
решения, но и ответственностью за совершенный
выбор. То есть происходит выход за рамки
социального индивида. Чаще это "рождение"
проходит в конце подросткового возраста.
Тогда же происходит и формирование Я-концепции,
а иначе говоря - Образа Я.
Что же такое Образ Я? Как он складывается?
Образ Я - это представление человека о себе самом. Говоря научным языком, Образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими.
Образ Я не статичен и включает в себя 3 компонента:
1) Когнитивный компонент: представление о своих способностях (интеллекте), внешности, социальной значимости и т.д.
2) Эмоционально-оценочный
компонент может включать в
себя самоуверенность, самокритичность,
себялюбие, самоуничтожение (т.е. самоотношение).
3) Поведенческий
(волевой компонент): стремление быть понятым,
завоевать симпатию, уважение, повысить
свой статус (или желание быть незамеченным,
скрыть свои недостатки).11
Таким образом, в целом, Я-концепция включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов "Я":
1) Социальное
"Я". Социальное "Я" возникает
благодаря включенности
2) Физическое "Я". Внутренний мир
каждого из нас во многом определяется
свойствами этой физической оболочки:
биологическим полом, физическим здоровьем,
особенностями устройства нервной и гормональной
систем. Внешний облик - предмет исследования,
заботы, подражания и поиска индивидуальности.
Подростку предстоит в сфере развития
его самосознания приспособиться к своему
телесному, физическому облику. От отрицания
себя через кризисные переживания и подвиги
физического самосовершенствования он
должен прийти к принятию уникальности
своей телесной оболочки и принять ее
как единственно возможное условие своего
материального бытия. Идентификация с
телом происходит в соответствии с традиционным
отношением к нему в культуре, к которой
принадлежит подросток.
3) Психологическое
"Я". Психологическое "Я" представляет
собой набор характеристик, с
помощью которых каждый из
нас описывает себя как
Глава 2. Развитие самосознания подростков.
2.1 Развитие самосознания подростков.
Если
изменения детского самосознани
Это мнение требует, однако, некоторого уточнения и конкретизации. В свете новейших лонгитюдных исследований стало очевидно, во-первых, что далеко не все свойства личности и ее самосознания существенно меняются в переходном возрасте; во-вторых, что даже глубокие качественные сдвиги не обязательно протекают конфликтно и бурно и что зависит это не только от социальных условий, но и от индивидуально-типологических особенностей. Например, среди американских юношей, обследованных супругами Оффер с 14 до 22 лет и принадлежавших к одной и той же социальной среде, 23% пережили этот возраст спокойно и ровно, без каких-либо резких изменений или кризисов, 35% повзрослели бурно, но психологически безболезненно, 21% пережили классический период "бури и натиска" с тяжелыми внутренними и внешними конфликтами, а остальных (21%) не удалось классифицировать ввиду недостаточной определенности их личностных качеств.13
Теоретически
убедительные положения Л.С.
"Диффузная идентичность" означает, что индивид еще не сделал ответственного выбора и не вступил в период кризиса. "Предрешенность" означает, что индивид уже включился во "взрослую" систему отношений, но сделал это не самостоятельно, не пройдя периода кризиса и испытания. "Мораторий" означает, что юноша находится в процессе самоопределения, а "зрелая идентичность" – что кризис завершен и индивид перешел от поиска себя к практической самореализации. Статусы идентичности – это как бы этапы развития личности и вместе с тем ее типы. Подросток с "диффузной идентичностью" может вступить в стадию "моратория" и затем перейти к "зрелой идентичности". Но он может также навсегда остаться на уровне диффузии или пойти по пути "предрешенности", отказавшись от активного выбора и самоопределения.
Большинство
зарубежных и отечественных
У подростков
возникает потребность
Ориентирующую роль в функционировании подростка начинает играть новое интегративное психологическое образование: самосознание. В отличие от позиции младшего школьника, самосознание отражает не частную функцию ребенка, а его общее положение в системе социальных отношений. Оно служит основанием, позволяющим самостоятельно и сознательно (хотя и не всегда разумно) выбирать деятельность, в которой подросток готов участвовать, и свою функцию в ней.16
Развитие
самосознания в подростковом
возрасте начинается с
Сравнительно-возрастные исследования, как правило, констатируют прерывность, кризисность развития самосознания, причем "пик" трудностей приходится на подростковый возраст (12-14 лет). В этом возрасте усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов "Я", общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели детям младшего возраста, кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения. Они чаще испытывают депрессивные состояния, причем у девочек все это выражено значительно сильнее, чем у мальчиков. Между 8-11-летними мальчиками и девочками в этом отношении еще нет существенной разницы. Зато среди подростков высокую озабоченность собой обнаружили 41% девочек и только 29% мальчиков, неустойчивый образ "Я" характерен для 43% девочек и 30% мальчиков, низким самоуважением страдают 32% девочек и 26% мальчиков и т.д.
Главное
психологическое приобретение
Психологи
неоднократно, в разных странах
и в разной среде, предлагали
детям разных возрастов
Обретая
возможность погружаться в
Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. "Внутреннее Я" может не совпадать с "внешним" поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики. "Я в своем представлении – это два существа: "внешнее", что ли, и "внутреннее", – пишет десятиклассница. – "Внешнее" (его можно назвать, пожалуй, "оболочкой") обычно является проявлением внутреннего – внутреннее диктует свои решения, размышления, доводы. Но иногда "оболочка" вступает в жестокое единоборство с "внутренним" существом. К примеру, захочется "оболочке" пококетничать или поступить не как должно, а как хочется, а изнутри ей кричат: "Нет! Нет! Нельзя!" И как я рада, если "внутренняя" чаша весов перевешивает (к счастью, это происходит гораздо чаще), "внутреннему" существу больше доверяю!"20