Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:31, курсовая работа
Цель данного исследования, заключается в определении арт-терапии, как средстве педагогической поддержки учащихся начальной школы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
-рассмотреть концептуальные основы «Арт-терапии»;
-изучить основы построения системы «Арт-терапии»;
-ознакомиться с понятием «Арт-терапия»;
-рассмотреть разработку мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы;
-изучить особенности учащихся начальной школы;
-рассмотреть план проведения занятий по арт-терапии;
Введение……………………………………………………………………….
2
Глава 1. Концептуальные основы «Арт-терапии»
1.1 Понятие «Арт-терапия» и основы построения её системы………………...………………………….......................................
3
1.2 Особенности учащихся начальной школы……………………………..
8
Глава 2. Разработка мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы
2.1 Применение Арт-терапии на уроках в начальной школе…………………………………………………………………………...
12
2.2 не знаю как придумать……………………………....
21
Заключение……………………………………………………………………
29
Список использованной литературы…………………………………
Арт-терапия решает следующие задачи:
- «гармонизация» личности,
- помощь человеку в «самораскрытии и самореализации»,
-стимулирование «личностного роста»,
-работа с «духовным кризисом» и пр.
Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает детям, но и дает учителю толчок для творчества.
Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами – песком, цветной манкой, волшебными красками и тестом, мелкими бусинками и камешками. Их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение.
Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.
Дети играют с красками, карандашами, песком, с любым материалом, который помогает создавать изображение. Их не учат рисовать. Главное – дать ребенку возможность создать собственное произведение.
Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Работы являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.
Основные принципы арт-терапевтических занятий:
*поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";
*говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
*отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой, а не с другими детьми;
*не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
*не навязывать ребенку
способов деятельности и
*применять и одобрять
все продукты творческой
*не утомлять занятиями;
*использовать определенный ритуал занятия.
Преимущества арт-терапии перед другими формами работы:
-в работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков;
-арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;
-изобразительная деятельность
является мощным средством
-является средством свободного самовыражения;
-вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
-основана на мобилизации
творческого потенциала
Особенностями арт-терапевтического подхода являются:
1. Безоценочное восприятие
всех работ: в арт-терапии нет
«правильного» или «
2. Дети являются своего
рода экспертами. Упражнения созданы
таким образом, что отправная
точка — опыт каждого ребенка.
В этом смысле дети — «
3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Сохранение тайны необходимо, поскольку упражнения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять.
5. Рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными.
Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
6. Основные правила. При работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.
Примерный список основных правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего.
3. Уважать мнение друг друга.
4. Не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
5. Все должны чувствовать себя комфортно.
6. Все сказанное на
занятии должно оставаться
Процесс и продукт. Хотя метод арт-терапии делает акцент на процессе создания образа, столь же важным является и сам продукт творчества, который помогает ребенку почувствовать законченность процесса и уверенность в себе.
Способы работы. Упражнения можно строить по-разному. Они могут быть с высокой или с невысокой степенью структурированности. Способ работы определяется уверенностью и отношением детей, но, прежде всего, поставленными целями. Например, при работе с классом для развития сотрудничества может потребоваться высокоструктурированный подход, чтобы каждый ребенок знал, что от него требуется и как это соотносится с целым.
Способы хранения работ. Необходимо найти способ сохранять работы ребенка, поскольку он гордится ими. Существует множество способов: это, например, особые папки, книга или журнал, выставки (которые можно делать индивидуально или совместно).
Говоря языком метафоры, арт-терапия в начальной школе придает педагогической реальности «человеческое измерение».
Методология арт-терапии отражает интеграцию педагогики, психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук (философии, антропологии, культурологии, этики, эстетики и ряда других) – тем самым значительно повышает образованность и общую культуру ученика.
Арт-терапию в начальных классах можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, спецкурса, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.
Продвижение инноваций и новых технологий непосредственно связано с качеством образования.
Как оказалось, метод арт-терапии наиболее подходит для работы с детьми младших классов. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями и в группах с их смешанным уровнем, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад.
Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то и другое лежат в основе желания учеников «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое).
Его можно использовать для развития командного поведения и групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие!
В ходе нашей работы мы убедились в результативности и несомненной пользе применения арттерапевтических приемов в работе с детьми в начальной школе:
1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса (контакт глаз), появляется демократизм отношений;
2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
3. воспитывается чувство коллективизма;
4. отмечается высокая
степень активизации
5. на занятиях применяется
индивидуальный подход к
6. создается комфортный психологический климат в группах: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
9. идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
10. уменьшается чувство
тревожности, повышается уровень
внимания, снимается излишняя
Заключение
Арт-терапия - наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником - достаточной взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. Искусству терапии принадлежит роль естественного проводника переживаний или симптомов, и всё это независимо от возраста, пола, болезни, чувств, переживаний.
Система образования всегда находится в фокусе общественного внимания, и любое ответственное правительство стремится к её усовершенствованию. Однако, по мере того, как повышаются образовательные стандарты и возрастает учебная нагрузка, учителя начинают всё чаще испытывать «синдром выгорания». Поэтому неудивительно, что в большинстве школ сейчас у преподавателей не ни сил, ни времени, чтобы заниматься проблемами учащихся выпускных классов. Получается, что ребята остаются один на один со своими переживаниями и им не к кому обратиться. Поэтому в своей работе я и предлагаю ввести занятия по арт-терапии, потому что психологическая помощь ученикам в период подготовки к экзаменам позволяет им более полно реализовать возможности личностного развития. Подобные занятия способны повысить самооценку, помочь выпускникам контролировать свое поведении. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать правильный выбор и нести ответственность за последующие результаты.
Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что он в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария - творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях.
Наиболее часто к методу арт-терапии прибегают в реабилитации людей с особенностями развития и в работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии, дети-индиго, гиперактивные дети имеют сложности в адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, например, в группе продленного дня, на уроках ИЗО и технологии в начальных классах. Здесь можно организовать процесс «выстраивания» человеческих отношений с помощью природных элементов, а также включенных в жизнь человека гармонизирующих видов деятельности - имеется в виду уход за домашними питомцами, украшение своего класса, занятия рукоделием и творчеством. Человек также является частью природы, и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы всегда имеет положительный результат. В творческих работах младших школьников отражается природа и способы взаимодействия с ней. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Очень важно при этом сочетать приемы арт-терапии с приемами формирования коммуникативных и речевых навыков: побуждать ребенка рассказывать, что он хотел изобразить, что получилось и что не очень. Ненавязчивые вопросы педагога помогают ребенку, переживая образы, обрести свою цельность, неповторимость и индивидуальность.
Список используемой литературы