Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:31, курсовая работа
Цель данного исследования, заключается в определении арт-терапии, как средстве педагогической поддержки учащихся начальной школы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
-рассмотреть концептуальные основы «Арт-терапии»;
-изучить основы построения системы «Арт-терапии»;
-ознакомиться с понятием «Арт-терапия»;
-рассмотреть разработку мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы;
-изучить особенности учащихся начальной школы;
-рассмотреть план проведения занятий по арт-терапии;
Введение……………………………………………………………………….
2
Глава 1. Концептуальные основы «Арт-терапии»
1.1 Понятие «Арт-терапия» и основы построения её системы………………...………………………….......................................
3
1.2 Особенности учащихся начальной школы……………………………..
8
Глава 2. Разработка мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы
2.1 Применение Арт-терапии на уроках в начальной школе…………………………………………………………………………...
12
2.2 не знаю как придумать……………………………....
21
Заключение……………………………………………………………………
29
Список использованной литературы…………………………………
Введение………………………………………………………… |
2 |
Глава 1. Концептуальные основы «Арт-терапии» |
|
1.1 Понятие «Арт-терапия» и основы построения её системы………………...………………………….... |
3 |
1.2 Особенности учащихся начальной школы…………………………….. |
8 |
Глава 2. Разработка мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы |
|
2.1 Применение Арт-терапии
на уроках в начальной школе……… |
12 |
2.2 не знаю как придумать…………………………….... |
21 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Список использованной литературы……………………………………….. |
30 |
Приложение |
Введение
За красивым словом «Арт-терапия» скрывается гораздо больше серьезных вещей, нежели принято думать. Обывательская точка зрения на методику лечения посредством художественного творчества такова: если ты водишь кистью по холсту, расшатанные нервы говорят тебе спасибо. Более информированная часть населения осведомлена о различных художественных тестах, способных анализировать психическое состояние человека и помогающих психиатрам и психотерапевтам при диагностике заболеваний. Уровень информированности об этом направлении психотерапии, увы, пока еще оставляет желать лучшего. А по сути дела, это новый комплекс средств, позволяющий очень успешно решить многие проблемы, который использовался ранее особо талантливыми терапевтами и докторами. Сейчас Арт-терапия приобретает всё больший вес.
Огромный контингент врачей начинает осознавать роль и масштабы природных сил, заложенных в человеке. Потому Арт-терапия занимает в комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека место, достойное её значимости.
Актуальность изучения и исследования Арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране стало временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей.
Гипотеза: Если использовать арт-терапию на уроках изобразительного искусства, то у детей младшего школьного возраста можно возбудить активность, направленную на реализацию его творческих возможностей с целью решения проблем.
Объектом изучения и исследования являются процессы происходящие при проведении занятий арт-терапии.
Предметом исследования являются: основы построения системы занятий арт-терапии.
Цель данного исследования, заключается в определении арт-терапии, как средстве педагогической поддержки учащихся начальной школы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
-рассмотреть концептуальные основы «Арт-терапии»;
-изучить основы построения системы «Арт-терапии»;
-ознакомиться с понятием «Арт-терапия»;
-рассмотреть разработку
мероприятий по проведению
-изучить особенности учащихся начальной школы;
-рассмотреть план проведения занятий по арт-терапии;
Глава 1. Концептуальные основы «Арт-терапии»
1.1 Понятие «Арт-терапия» и основы построения её системы.
Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости». Можно привести примеры различного понимания арт-терапии.
Адриан Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».
Маргарет Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.
Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие - на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи - на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.
Существование множества точек зрения на то, что представляет собой Арт-терапия, вполне естественно. К тому же арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. Надо иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т.д.
«Механизм» терапии прозой или поэзией таков, что позволяет застенчивому человеку в форме стихотворения, рассказа описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не относится.
Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях - вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка положительно влияет на человека [67;4]. Например, мать убаюкивает своего малыша колыбельной песней, вызывая у него охранительное торможение, с которым по силе лечебного воздействия не сравним сон, индуцируемый приемом снотворного. Методисты ЛФК проводят занятия под музыкальное сопровождение, позволяющее усилить лечебно-тренировочный эффект процедуры. Акушеры применяют музыку на определенных этапах родовспоможения.
Методом моей работы является арт-терапия с детьми. Арт-терапия – это не
просто уроки рисования, но свободное
творчество, с применением различных методик,
приемов, материалов которые помогают
выплеснуть свои страхи, эмоции, снять
напряжение, тревожность, создать собственные
исцеляющие символы.
Цель Арт-терапии не научить
ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться
с проблемами, вызывающими у него запредельные
эмоции (которые зачастую он не может вербализовать),
дать выход творческой энергии. Учитель
вооружает ребенка одним из доступных
и приятных для него способов снятия эмоционального
напряжения и на будущее.В последнее время
это малоизвестное в нашей стране направление привлекает
к себе все большее внимание. Причины этого
кроются в “мягкости” и привлекательности
самого процесса врачевания, в использовании
зрительного и пластического выражения
своих переживаний и конфликтов. Назначение
арт-терапии: оздоровление психики человека
через изобразительное творчество.
Терапия искусством по своей природе радикальна. Она связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:
- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);
- изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса;
- научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства);
-самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;
- развивать ценные социальные навыки (в групповой работе);
- освоить новые роли
и проявлять латентные
- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;
- развивать навыки принятия решений;
- расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
- заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.
На первом плане арт-терапии - вера в творческую основу человека. Но задача её не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить у индивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблемы.
Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка - интернационального языка образов. Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства - в народном творчестве. Здесь непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного бессознательного». Склонный к символизации, человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве .
Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе Арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в конце XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству. Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией - вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.
Наибольшую широкую известность она получила в середине XX века. Термин «Арт-терапии» (art - искусство, arttherapy - терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.
Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.).
В нашей стране последние годы стали временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арт-терапия вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. Появилось несколько людей, которые без всяких на то оснований называют себя арт-терапевтами. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты - такие, как А.И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творчества.
На занятиях с арт-терапевтом учащиеся через творчество в свободной форме смогут:
- лучше понять свои проблемы;
- осознать, что их интересует больше в данный момент и чего они хотят добиться;
- выяснить сферу своей наибольшей успешности;
- повысить уверенность в своих силах, укрепить чувство собственного достоинства;
- прояснить природу эмоций и научиться ими управлять, осознавая их «послания» и снимая излишнее напряжение;
- найти запасные варианты в случае неуспеха;
- обсудить возможные
«Надеяться на лучшее, но быть готовым ко всему» - вот слова, которые могут стать девизом жизни в предэкзаменационном классе.
Если у ученика появится опыт анализа ситуации неуспеха, без самобичевания и обвинения, а лишь с признанием, что данная попытка не удалась, но дать движение, а не бездействие, возможно это окажется более важным для будущей жизни, чем успех на экзаменах. Ведь экзамен - это всегда лотерея. Быть уверенным в его результате невозможно. Эта непредсказуемость и является тревожащим фактором.
1.2 Особенности учащихся начальной школы
Арт – терапевтическая работа предполагает предоставления детям различных изобразительных материалов и предметов, способствующих творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения. Это могут быть краски, карандаши, цветная бумага, фольга, нитки, глина, пластилин.
В зависимости от используемых изобразительных материалов в научно – методической литературе выделяются различные виды арт – терапии:
- изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия, и др.
Арт – терапевтическая работа в образовании носит профилактический или развивающий характер, например, в случае наличия у ребёнка лёгких эмоциональных расстройств или определённых проблем психологического порядка, но не имеющего явных психологических отклонений.