Разработка мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования, заключается в определении арт-терапии, как средстве педагогической поддержки учащихся начальной школы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
-рассмотреть концептуальные основы «Арт-терапии»;
-изучить основы построения системы «Арт-терапии»;
-ознакомиться с понятием «Арт-терапия»;
-рассмотреть разработку мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы;
-изучить особенности учащихся начальной школы;
-рассмотреть план проведения занятий по арт-терапии;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
2
Глава 1. Концептуальные основы «Арт-терапии»

1.1 Понятие «Арт-терапия» и основы построения её системы………………...………………………….......................................
3
1.2 Особенности учащихся начальной школы……………………………..
8
Глава 2. Разработка мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы

2.1 Применение Арт-терапии на уроках в начальной школе…………………………………………………………………………...
12
2.2 не знаю как придумать……………………………....
21
Заключение……………………………………………………………………
29
Список использованной литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Арттерапия как средство педагогической поддержки учащихся начальной школы.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                            Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

2

Глава 1. Концептуальные основы «Арт-терапии»

 

1.1 Понятие «Арт-терапия» и основы построения её системы………………...………………………….......................................

3

1.2  Особенности учащихся  начальной школы……………………………..

8

Глава 2. Разработка мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы

 

2.1 Применение Арт-терапии  на уроках в начальной школе…………………………………………………………………………...

12

2.2 не знаю как придумать……………………………....

21

Заключение……………………………………………………………………

29

Список использованной литературы………………………………………..

30

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

За красивым словом «Арт-терапия» скрывается гораздо больше серьезных вещей, нежели принято думать. Обывательская точка зрения на методику лечения посредством художественного творчества такова: если ты водишь кистью по холсту, расшатанные нервы говорят тебе спасибо. Более информированная часть населения осведомлена о различных художественных тестах, способных анализировать психическое состояние человека и помогающих психиатрам и психотерапевтам при диагностике заболеваний. Уровень информированности об этом направлении психотерапии, увы, пока еще оставляет желать лучшего. А по сути дела, это новый комплекс средств, позволяющий очень успешно решить многие проблемы, который использовался ранее особо талантливыми терапевтами и докторами. Сейчас Арт-терапия приобретает всё больший вес.

Огромный контингент врачей начинает осознавать роль и масштабы природных сил, заложенных в человеке. Потому Арт-терапия занимает в комплексе средств, направленных на восстановление здоровья человека место, достойное её значимости.

Актуальность изучения и исследования Арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране стало временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей.

Гипотеза: Если использовать арт-терапию на уроках изобразительного искусства, то у детей младшего школьного возраста можно возбудить активность, направленную на реализацию его творческих возможностей с целью решения проблем.

Объектом изучения и исследования являются процессы происходящие при проведении занятий арт-терапии.

Предметом исследования являются: основы построения системы занятий арт-терапии.

Цель данного исследования, заключается в определении арт-терапии, как средстве педагогической поддержки учащихся начальной школы.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

-рассмотреть концептуальные основы «Арт-терапии»;

-изучить основы построения  системы «Арт-терапии»;

-ознакомиться с понятием  «Арт-терапия»;

-рассмотреть разработку  мероприятий по проведению групповых  занятий «Арт-терапии» на примере  учащихся начальной школы;

-изучить особенности учащихся начальной школы;

-рассмотреть план проведения  занятий по арт-терапии;

 

                      Глава 1. Концептуальные основы «Арт-терапии»

      1.1 Понятие «Арт-терапия» и основы построения её системы.

Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости». Можно привести примеры различного понимания арт-терапии.

Адриан Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний».

Маргарет Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражение содержания своего собственного внутреннего мира помогает человеку справиться с проблемой.

Таким образом, можно сказать, что одни из ученых делают акцент на том, что художественное творчество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие - на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается, прежде всего, благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя, третьи - на том, что оно само по себе способно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям.

Существование множества точек зрения на то, что представляет собой Арт-терапия, вполне естественно. К тому же арт-терапевтическая изобразительная работа предполагает широкий выбор различных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью, часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин и др. Надо иметь бумагу разных форматов, кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, скотч и т.д.

«Механизм» терапии прозой или поэзией таков, что позволяет застенчивому человеку в форме стихотворения, рассказа описать свои переживания, спрятавшись за спину своего героя, будто к нему самому это не относится.

Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях - вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка положительно влияет на человека [67;4]. Например, мать убаюкивает своего малыша колыбельной песней, вызывая у него охранительное торможение, с которым по силе лечебного воздействия не сравним сон, индуцируемый приемом снотворного. Методисты ЛФК проводят занятия под музыкальное сопровождение, позволяющее усилить лечебно-тренировочный эффект процедуры. Акушеры применяют музыку на определенных этапах родовспоможения.

Методом моей работы является арт-терапия с детьми. Арт-терапия – это не просто уроки рисования, но свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.                                                                                                                       Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир. Арт-терапия – одна из составляющих широкой категории – терапии искусством.

Цель Арт-терапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.В последнее время это малоизвестное в нашей стране направление привлекает к себе все большее внимание. Причины этого кроются в “мягкости” и привлекательности самого процесса врачевания, в использовании зрительного и пластического выражения своих переживаний и конфликтов. Назначение арт-терапии: оздоровление психики человека через изобразительное творчество.                                                                         Средства реабилитации: сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия, изо-терапия, релаксация.                                                                                                   Задачи сказкотерапии: психологическая подготовка к напряженным эмоциональным ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности.                                                                                                          Задачи куклотерапии: позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка, активизируется настроение и заинтересованность; замкнутые дети включаются в игру, развивают навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, обогащается словарный запас.                                                                                              Задачи игротерапии: коррекция поведения; снятие повышенной тревожности;

           Терапия искусством по своей природе радикальна. Она связана с раскрытием внутренних сил человека и позволяет многое:

- развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки);

- изучить свой жизненный  опыт с необычного ракурса;

- научиться общаться на  экзотическом уровне (используя  изобразительные, двигательные, звуковые  средства);

-самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим;

- развивать ценные социальные  навыки (в групповой работе);

- освоить новые роли  и проявлять латентные качества  личности, а так же наблюдать, как изменения собственного поведения  влияет на окружающих;

- повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности;

- развивать навыки принятия  решений;

- расслабиться, выплеснуть  негативные мысли и чувства;

- заняться изобразительным  искусством и реализовать свою  способность к творчеству.

На первом плане арт-терапии - вера в творческую основу человека. Но задача её не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить у индивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблемы.

Становление человека разумного связано с развитием жестов, мимики, пантомимики, танца, наскального рисунка - интернационального языка образов. Искусство возникло с целью общения, как средство коммуникации, как своеобразный, эмоциональный язык. Прообраз современной арт-терапии сохранился в архаических формах искусства - в народном творчестве. Здесь непосредственнее всего выражена опора на символический язык «коллективного бессознательного». Склонный к символизации, человек бессознательно преобразовывал в символы предметы и формы окружающего мира и использовал эти символы, как в религии, так и в изобразительном искусстве .

Несмотря на древние корни, как самостоятельное направление в лечебно-коррекционной и профилактической работе Арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий. Условия для её развития стали появляться уже в конце XX века, вместе с интересом к детскому и примитивному искусству. Спонтанное выражение своих эмоций, искренность, не сдерживаемая рамками условности, само творчество, а не реальная оценка профессионализма художника аудиторией - вот что является важным и для искусства, и для арт-терапии.

Наибольшую широкую известность она получила в середине XX века. Термин «Арт-терапии» (art - искусство, arttherapy - терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психо-эмоционального состояния.

Впервые этот термин был употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях. Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.).

В нашей стране последние годы стали временем бурного развития психотерапии и активного освоения её новых форм и моделей. Арт-терапия вызвала большой интерес специалистов и потенциальных клиентов. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. Появилось несколько людей, которые без всяких на то оснований называют себя арт-терапевтами. В нашей стране развитием этой профессии занимаются пока в основном врачи-психиатры и психотерапевты - такие, как А.И. Копытин, кандидат медицинских наук, президент Арт-терапевтической ассоциации, руководитель программы базовой подготовки специалистов в области арт-терапии и других направлений терапии творчества.

На занятиях с арт-терапевтом учащиеся через творчество в свободной форме смогут:

- лучше понять свои проблемы;

- осознать, что их интересует  больше в данный момент и  чего они хотят добиться;

- выяснить сферу своей  наибольшей успешности;

- повысить уверенность  в своих силах, укрепить чувство  собственного достоинства;

- прояснить природу эмоций  и научиться ими управлять, осознавая их «послания» и снимая излишнее напряжение;

- найти запасные варианты  в случае неуспеха;

- обсудить возможные последствия  неудачи и другие варианты  достижения цели.

«Надеяться на лучшее, но быть готовым ко всему» - вот слова, которые могут стать девизом жизни в предэкзаменационном классе.

Если у ученика появится опыт анализа ситуации неуспеха, без самобичевания и обвинения, а лишь с признанием, что данная попытка не удалась, но дать движение, а не бездействие, возможно это окажется более важным для будущей жизни, чем успех на экзаменах. Ведь экзамен - это всегда лотерея. Быть уверенным в его результате невозможно. Эта непредсказуемость и является тревожащим фактором.

 

                       1.2 Особенности учащихся начальной школы

Арт – терапевтическая работа предполагает предоставления детям различных изобразительных материалов и предметов, способствующих творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения. Это могут быть краски, карандаши, цветная бумага, фольга, нитки, глина, пластилин.

В зависимости от используемых изобразительных материалов в научно – методической литературе выделяются различные виды арт – терапии:

- изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, игровая терапия,  и др.

Арт – терапевтическая работа в образовании носит профилактический или развивающий характер, например, в случае  наличия у ребёнка лёгких эмоциональных расстройств или определённых проблем психологического порядка, но не имеющего явных психологических отклонений.

Информация о работе Разработка мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы