Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2015 в 20:31, курсовая работа
Цель данного исследования, заключается в определении арт-терапии, как средстве педагогической поддержки учащихся начальной школы.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
-рассмотреть концептуальные основы «Арт-терапии»;
-изучить основы построения системы «Арт-терапии»;
-ознакомиться с понятием «Арт-терапия»;
-рассмотреть разработку мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы;
-изучить особенности учащихся начальной школы;
-рассмотреть план проведения занятий по арт-терапии;
Введение……………………………………………………………………….
2
Глава 1. Концептуальные основы «Арт-терапии»
1.1 Понятие «Арт-терапия» и основы построения её системы………………...………………………….......................................
3
1.2 Особенности учащихся начальной школы……………………………..
8
Глава 2. Разработка мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы
2.1 Применение Арт-терапии на уроках в начальной школе…………………………………………………………………………...
12
2.2 не знаю как придумать……………………………....
21
Заключение……………………………………………………………………
29
Список использованной литературы…………………………………
Использование элементов арт – терапии в образовательном процессе позволяет не только скорректировать эмоциональное состояние учащихся, но и развивать творческие способности, что положительно сказывается на успеваемости учащихся.
Несколько слов о содержании и организации психологической коррекции в начальной школе. Учитель составляет программу занятий на весь учебный год. Занятия проходят один раз в неделю. После каждого занятия учащиеся получают домашние задания, если они не успели выполнить их во время урока. В начале года во время первого родительского собрания ставим родителей в известность о предстоящей групповой или индивидуальной работе психолога с детьми. Родители пишут своё согласие на коррекционную работу в письменном виде. Обычно учащиеся с видимым удовольствием посещают эти занятия, т.к. «там хорошо, весело и мы играем в разные игры и выполняем интересные задания».
Различают индивидуальную и групповую коррекции. Индивидуальная коррекция подразумевает индивидуальные занятия учителя с детьми. Показания к индивидуальной коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы не поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. В первых классах коррекционная работа проводится по результатам психодиагностического скрининга. Скрининг проводится дважды в год: в начале и в конце учебного года. Те учащиеся, которые по итогам выполнения заданий оказываются в третьей и четвёртой группах (группа риска и группа экстрариска), являются детьми, с которыми проводится индивидуальная психологическая коррекционная работа.
Работа проводится по расписанию и графикам индивидуальной и групповой работы. В первых классах индивидуальной психологической работой охвачены 10 человек. Во вторых, третьих и четвёртых классах индивидуальная работа проводится с 20 учащимися.
Под групповой формой коррекции подразумевается работа психолога с группой детей от 9-10 человек. На наш взгляд, групповая коррекция оказывается более эффективной, чем индивидуальная. Она особенно полезна и актуальна той группе детей, которые испытывают трудности в общении и контактах со сверстниками, обладающих обидчивым характером, замкнутых, неуравновешенных, пугливых, застенчивых или агрессивных, имеющих проблемы в социуме.
На групповых занятиях нами применяются различные методики и приёмы, которые помогают ребёнку расслабиться, отдохнуть и снять напряжение от уроков. На психологических занятиях применяется такая методика, как групповая релаксация на фоне спокойной инструментальной музыки.
Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. По мнению учёных, в сегодняшней ситуации сами родители обескуражены, т.к. наряду с детьми с уравновешенной психикой, встречаются дети эмоционально неустойчивые. Задача психолога в такой ситуации, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнёрами школы в деле воспитания детей. Это очень важно выработать совместные действия школы и родителей, опираясь на их жизненный опыт, уважение, соблюдение интересов родителей и незыблемый авторитет школы.
Проводится большая психологическая работа с учащимися 4В класса. По просьбе родителей этого класса я посетила родительское собрание, на котором было принято совместное решение: провести серию бесед и воспитательных мероприятий с учащимися для улучшения общей психологической атмосферы в классе. Цель всех этих мероприятий была одна: привитие детям добра, любви и уважения к родителям, учителям и к школе. Чтобы встав взрослыми, вспоминая о школе, они могли сказать: «Мне действительно крупно повезло, что я учился в физико-математическом лицее».
За январь и февраль месяцы состоялись две беседы. Первая беседа была посвящена опасности и плохим последствиям от сквернословия, результатом которого явились детские работы ребят - коллажи:
(Коллаж от французского
- наклеивание. Художественный приём
в изобразительном искусстве, который
заключается в наклеивании на
листок бумаги изображения
Следующая игра называлась «Шаги - комплименты». Суть игры заключается в следующем: ребята должны сказать комплимент девочке и сделать один шаг по направлению к ней. Лучшие комплименты считаются те, которые отображают внутренние черты характера человека, а не просто касаются внешности. Если мальчик не справился с заданием - он делает шаг назад. Трудно, ох как трудно давались ребятам эти шаги! Но в большинстве своём мальчики оказались на высоте.
Следующим этапом работы будет непосредственное прямое общение с родителями этого класса - проведение социально-психологического тренинга общения.
Что мешает эффективной работе с родителями?
Перечислю факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:
Ожидание быстрого и лёгкого успеха, желание быстро найти лёгкие ответы на трудные вопросы. Воспитательный процесс - это дело не одного дня. Не раз и не два ребята по привычке будут наступать на одни и те же грабли, привычно реагировать так, как они привыкли. Но капля за каплей, одна беседа за другой, одно мероприятие за другим, привлечение в воспитательный процесс родителей и «лёд тронется, господа присяжные заседатели!» по образному выражению Остапа Бендера. Позитивные изменения в поведении ребёнка обязательно начнутся, потому что психика ребёнка окончательно ещё не сформировалась. Он каждый день растёт, а вместе с ним меняется и его внутренний мир, его отношения к своему окружению. Хвалить, поощрять ребят за их хорошие слова и поступки или , когда он оступится. Воспитательный процесс требует океана терпения. Необходимо быть к этому готовым.
Завышенные и нереалистичные ожидания от психолога.
Редкость и кратковременность групповой работы с родителями.
Возможное активное или пассивное сопротивление родителей.
Зимой возникла идея создания стенда, где будут показаны результаты творческих работ учащихся начальной школы. Арт-терапия, как уже было сказано выше, один из эффективнейших методов по улучшению эмоционального состояния ребёнка, по развитию его мышления и творческой фантазии. На этом стенде были вывешены лучшие творческие работы детей на различные психологические темы. Каждому родителю будет приятно сознавать, что его ребёнок создаёт своими руками такие коллажи, которые служат образцом для других детей. Да и сами ребята захотят быть более активными в своём творческом самовыражении. Во второй половине стенда отображена работа педагога-психолога начальной школы за весь отчётный период. Чтобы вложить в сознание учащихся идею благодарности нелёгкому труду учителя и уважение своим родителям, в середине стенда повесила две газеты, выполненные руками учащихся 4 «В» класса. Газета так и называется «Цветы благодарности». Вторая газета посвящена борьбе со сквернословием, которая заражает неокрепшие души наших детей и только с первого взгляда кажется таким несущественным и малозначимым. Таким образом, работа психологической службы и в этом случае служит одной цели - воспитанию нравственных ценностей у подрастающего поколения, т.к. здоровая психика это гармоничный внутренний мир, душевный покой и уверенность в своих силах.
Глава 2. Разработка мероприятий по проведению групповых занятий «Арт-терапии» на примере учащихся начальной школы.
2.1 Применение арт-терапии на уроках в начальной школе.
Методами арт-терапии можно справиться с различными негативными состояниями, такими как – тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и многими другими психологическими проблемами, которые мешают человеку жить и тормозят его развитие.
Можно с помощью
арт-терапии контролировать
Участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
Даже использование отдельных техник оказывает на участников группы своё терапевтическое воздействие. Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети не всегда могут точно сформулировать, что их беспокоит. А посредством изобразительной деятельности, работы с пластилином и прочего им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. В результате работы в арт-терапевтическом направлении педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Зарубежные психологи уже давно используют музыку в рамках антистрессовых программ. Коррекционные занятия обычно начинается с расслабления. Учащиеся прослушивают музыкальные произведения, а потом обсуждают собственные переживания, воспоминания и мысли, возникающие у них в ходе прослушивания. Одновременно идёт и развитие речи учащихся. После обсуждения ребята рисуют на большом ватманом листе всё то, что они мысленно увидели во время расслабления. Здесь одновременно с музыкотерапией используется и Арт-терапия.
Арт-терапия - это форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве и творческой деятельности ученика. Ребёнок произвольно выражает свои внутренние переживания и совершенно не беспокоится о художественных достоинствах своей работы.
Иногда перед расслаблением ребятам даются задания:
Например, увидеть самое счастливое место на земле, где ребёнок чувствовал бы себя свободным и уверенным, находился бы на вершине блаженства, радости и покоя.
Или увидеть, а потом изобразить на ватмане подарок самому дорогому и любимому человеку. Этот подарок не имеет цены, он практически бесценен и его невозможно купить ни за какие деньги.
1.Саша: «Победу папе на баскетбольном поле»
2.Толик: «Волшебный ручей,
который дал бы вечную
3.: Артур: «Паспорт маме».
4. Лера: «Добрую улыбку»
5. Сергей: «Вечную жизнь маме».
6. Мухтар-Али: «Жизнь моему умершему деду».
7. Владислав: «Классный автомобиль отцу».
8. София: «5 миллионов роз мамочке».
Вот ещё одно задание: мысленно увидеть свой герб. Выразить себя и свои внутренние убеждения в этом гербе, свой взгляд на мир, а рядом с гербом написать жизненный девиз каждого.
1. Саша: «Футбол - моя жизнь»
2. Толик: «Мой герб и девиз - Знание».
3. Артур: «Человек - это и есть жизнь».
4. Лера: «Я люблю жизнь».
5. Сергей: «Мой девиз - просто жизнь».
6. Муххамед-Али: «Пусть моя мама вечно со мной!».
7. Владислав: «Друзья прежде всего!»
8. София: «Мой девиз: Сердце».
В этом упражнении используются возможности как музыкотерапии, так и арт-терапии. Таким образом, Арт-терапия совместно с музыкотерапией позволяют работать с мыслями и чувствами, развивает воображение, фантазию и помогает детям в достижении внутренней гармонии. А внутренняя гармония - по утверждению признанных авторитетов психологии - это и есть ЗДОРОВЬЕ.
На коррекционных занятиях применяется также элементы телесно- ориентированной терапии. Несколько слов об этом методе и его создателе. Австрийский психотерапевт - Вильгельм Райх является основателем телесно-ориентированной психотерапии.
Он был учеником З.Фрейда, который отошёл от психоанализа и основное внимание уделил лечебным воздействиям на тело. Он доказал на примерах, что воздействуя на тело, можно добиться оздоровления души человека. Он использовал разнообразные виды контакта с телом, такие как:
Мягкое прикосновение
Массирование
Контролируемое надавливание
Регулируемые виды дыхания.
К одному из таких видов дыхания относится ребёфинг. В переводе с английского - «второе рождение». Эта методика широко используется в Англии и Америке.
Ребята научились элементарным приёмам массажа спины. Эти умения и навыки мы используем время от времени во время КР занятий. Все становятся друг за другом паровозиком и массируют спину впереди стоящего человека.
Во время коррекционных занятий использую ещё одно упражнение. Выходят к доске 2 человека и один ученик начинает писать на спине товарища букву или цифру, или короткое слово, например, КИТ, КОТ. Другой должен угадать, что пишут на его спине и назвать букву или прочесть слово. Такие упражнения снимают усталость детей после уроков, повышают жизненный тонус, стимулируют активность, дают ощущение свободы и раскованности. И в конечном итоге также способствуют душевному здоровью ребёнка.
Что касается развивающих упражнений, они в великом множестве имеются в психологической литературе. Во 2 «Б» классе занятия проводятся с опорой на научно-методическое пособие авторов доктора педагогических наук профессора Екжановой Е.А. и кандидата психологических наук Фроликовой О.В. В 4 «В» классе использую материалы следующих авторов: Клаус Фопель, Хухлаева О,В., Слободяник Н.П., и множество рабочих тетрадей «Развиваем внимание, мышление, память».
Основное внимание на коррекционных занятиях уделяется развитию познавательных процессов: вниманию, памяти, мышлению, восприятию. В своей работе часто использую родительский авторитет. Во время родительских собраний рассказываю родителям над чем мы работаем в этом триместре. Первый триместр у нас был посвящён развитию внимания, во втором триместре мы будем развивать мышление. Чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в процесс обучения на родительских собраниях рассказываю им об изучаемой теме. На прошлом родительском собрании я говорила о памяти. Приводила интересные факты и цифры, связанные с памятью. Показывала родителям работы их детей. Родители всегда заинтересованы в том, чтобы их ребёнок развивался, приобретал какие-то новые психологические знания и навыки.