Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:09, практическая работа

Описание работы

Цель этого задания – с опорой на данные наблюдений, бесед с ребенком и учителем, а также психодиагностических методик научиться формировать целостный взгляд на личность учащегося, его школьные трудности и ресурсы развития.

Файлы: 1 файл

нпррол.doc

— 406.00 Кб (Скачать файл)

Интраверт – спокоен, застенчив, склонен к  самоанализу, предпочитает общению  с людьми книгу, сдержан и отдален  от всех, кроме близких людей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям. Он серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок, контролирует свои чувства, редко поступает агрессивно, не выходит из себя. Обладая пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

Нейротизм по Айзенку характеризует эмоциональную  устойчивость или неустойчивость (эмоциональную стабильность — нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. На полюсе эмоциональной стабильности находится тип личности, характеризующийся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый, плохо адаптированный тип.

В опросник Айзенка с целью коррекции  результатов обследования введена еще одна шкала — социальной желательности, выявляющая тенденцию реагировать на вопросы так, чтобы получить желаемые для обследуемого результаты. По-другому эту шкалу называют «шкала лжи».

Опросник  состоит из 60 вопросов, из которых 24 – по шкале интраверсии – экстраверсии, 24 – по шкале нейротизма и 12 по шкале лжи.

 

Инструкция: «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос. Результаты фиксируются на тестовом бланке.

 

Текст опросника

1. Любишь  ли ты суету и шум вокруг себя?

2. Часто  ли ты нуждаешься в друзьях,  которые могли бы тебя поддержать?

3. Ты всегда  находишь быстрый ответ, когда  тебя о чем-нибудь спросят?

4. Бывает  так, что ты раздражен чем-нибудь?

5. Часто  ли у тебя меняется настроение?

6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

7. Часто  ли тебе мешают уснуть разные  мысли? 

8. Ты всегда  делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь  ли ты подшучивать над кем-либо? 

10. Ты когда-нибудь  чувствовал себя несчастным, хотя  для этого не было настоящей причины?

11. Можешь  ли ты сказать о себе, что  ты веселый, оживленный человек?

12. Ты когда-нибудь  нарушал правила поведения в  школе?

13. Верно  ли, что ты часто бываешь раздражен  чем-нибудь?

14. Нравится  ли тебе делать все в быстром  темпе? (Если, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).

15. Ты переживаешь  из-за всяких страшных событий,  которые чуть было не произошли,  хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе  можно доверить любую тайну?

17. Можешь  ли ты без особого труда  внести оживление в скучную компанию?

18. Бывает  так, что у тебя безо всякой  причины бьется сердце?

19. Делаешь  ли ты обычно первый шаг  для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?

20. Ты когда-либо  говорил неправду?

21. Ты легко  расстраиваешься, когда критикуют  тебя и твою работу?

22. Ты часто  шутишь и рассказываешь смешные  истории своим друзьям?

23. Ты часто  чувствуешь себя усталым?

24. Ты всегда  делаешь сначала уроки, а все  остальное потом?

25. Ты обычно  весел и всем доволен?

26. Обидчив  ли ты?

27. Ты очень  любишь общаться с другими ребятами?

28. Всегда  ли ты выполняешь просьбы родных  о помощи по хозяйству?

29. У тебя  бывают головокружения?

30. Бывает  ли, что твои действия и поступки  ставят других людей в неловкое положение?

31. Ты часто  чувствуешь, что тебе все надоело?

32. Любишь  ли ты хвастаться?

33. Ты часто  сидишь и молчишь, когда попадаешь  в общество незнакомых людей? 34. Волнуешься ли ты иногда  так, что не можешь усидеть  на месте?

35. Ты обычно  быстро принимаешь решение?

36. Ты никогда  не шумишь в классе, даже если нет учителя?

37. Тебе  часто снятся страшные сны?

38. Можешь  ли ты дать волю своим чувствам  и повеселиться в обществе  друзей?

39. Тебя  легко огорчить?

40. Случалось  ли тебе плохо говорить о  ком-нибудь?

41. Верно  ли, что ты обычно говоришь  и действуешь быстро, не задерживаясь, особенно для обдумывания?

42. Если  ты оказываешься в глупом положении,  долго ли потом переживаешь?

43. Тебе  очень нравятся веселые игры?

44. Ты всегда  ешь то, что тебе подают?

45. Тебе  трудно ответить «нет», когда  тебя о чем-нибудь просят?

46. Ты любишь  часто ходить в гости?

47. Бывают  ли такие моменты, когда тебе  не хочется жить?

48. Был  ли ты когда-нибудь груб с  родителями?

49. Считают  ли тебя ребята веселым и  живым человеком? .

50. Ты часто  отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие?

52. Тебе  обычно бывает трудно из-за  разных мыслей?

53. Бываешь  ли ты совершенно уверен, что  сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?

54. Бывает  ли, что ты чувствуешь себя  одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить с незнакомыми людьми?

56. Ты часто  спохватываешься, когда уже поздно  что-либо исправлять?

57. Когда  кто-нибудь из ребят кричит  на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Бывает  ли, что ты иногда чувствуешь  себя веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее  удовольствие от оживленной компании?

60. Тебе  часто приходится волноваться  из-за того, что ты сделал чего-нибудь, не подумав?

 

Обработка и интерпретация  результатов

1. Экстраверсия –  интраверсия определяется по сумме положительных ответов «+» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57 и отрицательных ответов «–» на вопросы: 6, 33, 51,55, 59 (чем выше балл, тем сильнее выражена экстраверсия).

2. Нейротизм (эмоциональная нестабильность) – эмоциональная стабильность определяется суммой положительных ответов «+» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60 (чем выше балл, тем сильнее выражена эмоциональная нестабильность).

3. Шкала социальной  желательности  (шкала лжи) определяется по числу совпадений знаков при ответе на вопросы: со знаком «+» 8, 16, 24, 28, 36, 44 и со знаком «–»  на вопросы: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

 

Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия – Интраверсия»

 
    Интраверсия Экстраверсия
    значительная умеренная умеренная значительная
    1–7 8–11 12–18 19–24
 
 

     Оценочная таблица для шкалы Нейротизма

 
    Эмоциональная стабильность Эмоциональная нестабильность
    высокая средняя высокая очень высокая
    до 10 11–14 15–18 19–24
 

По  шкале социальной желательности (шкала  лжи) показатель в 4–5 баллов рассматривается  как критический, что свидетельствует о тенденции обследуемого ориентироваться на хорошее впечатление о себе. Это распространяется и на другие шкалы. Шкала лжи является своеобразным индикатором демонстративности в поведении обследуемого. Такого рода данные с превышением шкалы лжи выше критического уровня при обработке берутся на заметку.

 

Используя данную методику можно определить тип  темперамента. Для этого используют следующую схему.

 

 
 
 

Как правило, следует говорить о преобладании тех или иных черт темперамента, поскольку в жизни в чистом виде они встречаются редко.

 

Можно схематично охарактеризовать «чистые» типы темперамента следующим образом:

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезный идей, целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами он проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. Там, где нет богатства духовной жизни, холерический темперамент часто проявляется отрицательно к раздражительности, аффективности.

Флегматик обычно ровен, спокоен, редко «выходит из себя», не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут возникнуть положительные черты: выдержка, глубина мыслей и т. д.; в других – вялость и безучастность к окружающему, лень, безволие. Флегматик медленно вырабатывает новые формы поведения, но они являются устойчивыми.

Меланхолик трудно сосредотачивается на чем-либо, его реакции часто не соответствуют силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. При нормальных условиях меланхолик глубокий, содержательный. При неблагоприятных – может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

 

4. Тест школьной  тревожности Филипса

Тест  предназначен для изучения уровня и  характера тревожности, связанной  со школой у детей младшего и среднего школьного возраста и включает 58 вопросов. Тест Филлипса оценивает 8 факторов школьной тревожности: общую тревожность в школе, переживание социального стресса, фрустрацию потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкую физиологическую сопротивляемость стрессу, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося