Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:09, практическая работа

Описание работы

Цель этого задания – с опорой на данные наблюдений, бесед с ребенком и учителем, а также психодиагностических методик научиться формировать целостный взгляд на личность учащегося, его школьные трудности и ресурсы развития.

Файлы: 1 файл

нпррол.doc

— 406.00 Кб (Скачать файл)

Отношение к труду (уважает или относится  к нему пренебрежительно, заинтересован  ли в общественной пользе своей работы. Любит ли трудиться и что именно его привлекает: сам процесс, сделанная вещь или овладение определенным навыком).

Имеет ли трудовые навыки и умения, легко  ли их приобретает?

Организованность  и дисциплинированность в труде.

Есть  ли привычка к длительным усилиям?

Какие виды труда предпочитает?

 

Направленность  личности учащегося  и специальные  способности

Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся: техника, рисование, музыка, спорт, коллекционирование и т. д.; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если учащийся не просто проявляет интерес к какой-нибудь области знаний и деятельности, но серьезно ею занимается; подробно осветить интерес к чтению, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно  развлекательную). Убеждения, мечты, идеалы. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в поведении?

      Отметить, есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются?

      О чем мечтает  и что намеревается делать в будущем (отметить в характеристике воспитанников начиная с 6 класса)?

 
 

Особенности характера и темперамента:

Темперамент, его проявления в эмоциональной  сфере, работоспособности, подвижности, общительности. Выявление некоторых  свойств темперамента: сензитивности, экстра-интравертированности, импульсивности, ригидности и т.д.

Тип темперамента.

Характер (черты характера, проявляющиеся  в отношении к учению, — прилежание, активность, дисциплинированность и  др. показатели этого отношения; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживания успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношения к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся к вещам: аккуратность или неряшливость, бережливое или небрежное отношение к вещам и т.д.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).

Тип характера (по Личко или Леонгарду)

 

Самооценка  и уровень притязаний.

Уровень притязаний (заниженный, адекватный или  завышенный); соотношение самооценки и уровня притязаний; характерная для школьника оценка своих возможностей; требовательность к себе; отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей; отношение школьника к самовоспитанию и его выявление в различных видах деятельности.

 

Общие психолого-педагогические выводы

Основные  особенности личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся проблем в поведении, учебе, отношениях (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и др.).

Определение первоочередных психолого-педагогических задач, состоящих перед учителем (по пунктам, конкретно). Рекомендации другим специалистам, родителям и самому школьнику.

 
 

Методики, предлагаемые к использованию  при составлении 

психолого-педагогической характеристики личности учащегося.

 

1. Изучение мотивации  учебной деятельности

Обычно  мотивационная сфера личности изучается  с помощью сложных методик  так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки, и требуют высокой квалификации специалиста, который с ними работает.

Вместе  с тем, в психолого-педагогической практике используются методики, которые  предъявляют меньше требований к  квалификации исследователя для  их обработки. Здесь приведена подобная методика, которая включает в себя 3 раздела.

I. Изучение отношения к учебным предметам.

 

Назови  из всех изучаемых в школе предметов  твои самые...

1. Любимые 

2. Нелюбимые

 

II. Отметь причины, которые характеризуют твое отношение к предмету.

 

Люблю предмет  потому, что...

 
  1. Данный  предмет интересен.
  2. Нравится, как его преподает учитель.
  3. Предмет нужно знать всем.
  4. Предмет нужен для будущей работы.
  5. Предмет легко усваивается.
  6. Предмет заставляет думать.
  7. Предмет считается выгодным.
  8. Требует наблюдательности, сообразительности.
  9. Требует терпения.
  10. Предмет занимательный.
  11. Одноклассники интересуются этим предметом.
  12. Интересны отдельные факты.
  13. Родители считают этот предмет важным.
  14. У меня хорошие отношения с учителем.
  15. Учитель часто хвалит.
  16. Учитель интересно объясняет.
  17. Знания по предмету необходимы для поступления в ВУЗ (училище, колледж).
  18. Предмет помогает развивать общую культуру.
  19. Знание предмета меняет представления об окружающем мире.
  20. Просто интересно.
  21. Другие причины 

Не люблю  предмет потому, что...

 
  1. Данный  предмет неинтересен.
  2. Не нравится, как преподает его учитель.
  3. Предмет не нужно знать всем.
  4. Предмет не нужен для будущей работы.
  5. Предмет трудно усваивается.
  6. Предмет не заставляет думать.
  7. Предмет не считается выгодным.
  8. Не требует наблюдательности, сообразительности.
  9. Не требует терпения.
  10. Предмет незанимательный.
  11. Одноклассники не интересуются этим предметом.
  12. Интересны только отдельные факты.
  13. Родители не считают этот предмет важным.
  14. У меня плохие отношения с учителем по этому предмету.
  15. Учитель редко хвалит.
  16. Учитель неинтересно объясняет.
  17. Знания по предмету не нужны для поступления в ВУЗ (училище, колледж).
  18. Предмет не способствует развитию общей культуры.
  19. Предмет не меняет представлений об окружающем мире.
  20. Просто неинтересно.
  21. Другие причины 

III. Почему ты вообще учишься? Отметь те ответы (не больше трех), которые тебе подходят больше всего или допиши свой вариант.

 

Я учусь  потому, что...

 
  1. Это мой  долг.
  2. Хочу стать грамотным.
  3. Не хочу подводить класс.
  4. Хочу быть умным  и сообразительным.
  5. Хочу добиться глубоких знаний.
  6. Хочу научиться самостоятельно работать.
  7. Все учатся, и я тоже.
  8. Родители заставляют.
  9. Нравится получать хорошие оценки.
  10. Хочу, чтобы хвалил учитель.
  11. Хочу, чтобы со мной дружили одноклассники.
  12. Это нужно для расширения кругозора.
  13. Классный руководитель заставляет.
  14. Просто хочу учиться.
 

2. Методика для изучения  самооценки Дембо-Рубинштейн  в модификации  А.М.Прихожан.

 

1. Описание задания.  Каждому школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Инструкция.  Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п.. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице нарисовано семь таких линий. Они обозначают: 

1) здоровье,    2) ум, способности,    3) характер,    4) авторитет у сверстников,

5) умение многое делать своими  руками, умелые руки,  6) внешность,  7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она  обозначает.

На  каждой линии отметьте черточкой (–) тот уровень, которым вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий  момент. После этого отметьте крестиком (х), при каком уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Итак: «–» – уровень развития у вас  качества, стороны личности в настоящий  момент;

«х» – такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, и, достигнув которого, вы будете удовлетворены собой. Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности - от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового.

Задание. Далее изображено семь линий, длина каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина – едва заметной точкой.

 

2. Порядок проведения. Методика может проводиться как фронтально – с целым классом или группой учащихся, так и индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся заполнил первую шкалу. Пройдя по классу, нужно посмотреть, правильно ли используются предложенные значки, и ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции занимает обычно 10-12 мин.

В процессе выполнения задания целесообразно  наблюдать за тем, как учащиеся выполняют  задание. Сильное возбуждение, демонстративные  высказывания о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнить  задание, стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение задания (с разницей не менее 5 мин) – все это служит полезной дополнительной информацией при интерпретации результатов выполненного задания.

 

3. Обработка результатов. Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается, а в случае необходимости анализируется отдельно. Как уже отмечалось,  размеры каждой шкалы равны 100 мм, и в соответствии с этой величиной ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:

I. По каждой из шести шкал («ум, способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются: а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах (мм) от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; б) высота самооценки - от «0» до знака «–»; в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «–». В тех случаях,  когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей (уровня притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.

II. Определяется средняя мера каждого из показателей у школьника. Её характеризует среднее значение каждого из показателей по всем шести шкалам.

III.  Определяется степень дифференцированности  уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «х» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке школьником разных сторон своей личности, В тех случаях, когда необходима количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться первым вариантом.

Информация о работе Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося