Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:21, контрольная работа
Целью исследования является изучение психологии зрелого возраста.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику зрелого возраста.
2. Изучить особенности и новообразования зрелого возраста.
3. Изучить кризисы среднего возраста.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Общая характеристика зрелого возраста………………………………….….5
2. Новообразования зрелого возраста………………………………….………..9
3. Кризисы среднего возраста…………………………………..………………13
Заключение…………………………………………………………...…………..20
Библиографический список……………………………………………………..22
Такое состояние может
возникать после длительных периодов
напряженной работы, борьбы и сопровождаться
подавленным настроением, нежеланием
приняться даже за простое дело и
пр. В такой ситуации также требуется
понимание и моральная поддержк
3. Кризис бесперспективности.
Он выражается в неясном,
Такие кризисы могут проявляться не только «в чистом виде», возможны их комбинации, что чаще всего и бывает. Например, опустошенность и бесперспективность; нереализованность и бесперспективность; нереализованность, опустошенность и бесперспективность.
Такого рода противоречия
развития не связаны четко с календарным
возрастом. Человек может сам
не отдавать себе отчет в том, что
с ним происходит, а просто становится
другим - тревожным, подавленным, пассивным,
злобным, суетливым. Возрастные кризисы протекают
индивидуально. Нужна, прежде всего, определенная
психологическая грамотность и культура
для того, чтобы их распознать, не принимать
за чудачество или дурашливость и с пониманием
относиться к людям и к себе. Знать обо
всем этом важно и для того, чтобы лишний
раз не искать вокруг себя виноватых. «Не
ищи в селе, а ищи в себе», - гласит народная
мудрость.
Душевный кризис может вызвать и потеря
работы, утрата прежней трудоспособности
по каким-либо причинам, выход на пенсию
(шок отставки). В подобных случаях происходят
следующие процессы:
- отделение человека от той группы людей,
к которой он себя внутренне причислял
и в которой был так или иначе признан;
- отделение от тех занятий, дел, которым
человек многие годы отдавал время, силы
и благодаря которым жизнь его была наполнена
смыслом. Рушатся представления о предстоящем,
и будущее время в сознании заметно «сворачивается»
(«потеря будущего») [1, с. 613].
Выход из такого положения - в активном поиске новых жизненных ориентиров. Доказано, что если человек предвидел ситуацию, например, отставку или пенсию в качестве одного из вероятных вариантов жизненного пути, то он легче переносит этот период. Он оказывается психологически готовым к кризису [Там же, с. 614].
В поздней зрелости каждый человек осмысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и значимость своей жизни. С точки зрения эмоциональной насыщенности, не имеет значения, проходит ли этот процесс на сознательном уровне либо осознается не полностью, открываясь человеку в виде самоощущений, а не самосознания. В этом смысле кризис пожилого возраста аналогичен подростковому, так как и в том и в другом случае на уровне рефлексии, бессознательно идет процесс осмысления своей жизни и своей «самости», т. е. отличия своей духовной жизни, своего вклада от жизни и вклада других людей. Однако в отличие от подросткового, кризис пожилого возраста протекает более эмоционально и часто заканчивается трагически. Подросток осмысляет жизненную перспективу, цель рефлексии - формирование своей жизни и профессиональной деятельности в будущем, исправление допущенных ошибок. В пожилом же возрасте этот анализ связан с ретроспективной оценкой себя и своей жизни. Поиск смысла жизни, особенно вывод о том, что она прожита не так или зря, должен осознаваться человеком как данность, с которой часто ему бывает трудно примириться. Именно это делает кризис пожилого возраста значимым для последующих лет жизни, придает ему эмоциональный накал и отчаяние [2, с. 240].
Заключение
Зрелость — самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость — цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.
Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития индивида.
Для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность и гетерохронность.
Зрелость окончательно выявляет характер различных линий онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.
Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность — как в профессиональном планов, так и в плане воспитания следующего поколения.
Библиографический список
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2001. – 704 с.
2. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464с.
3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1061 с.
4. Дубровина, И.В., Прихожан,
А.М. Возрастная и
5. Казанская, К.О. Возрастная психология / К.О. Казанская. – М.:«А-Приор», 2007. – 259 с.
6. Косякова, О.О. Возрастные кризисы: уч. Пособие / О.О. Косякова. - «Феникс» Ростов-на-Дону, 2007. – 233 с.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.
10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.