Психология зрелого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 20:21, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение психологии зрелого возраста.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику зрелого возраста.
2. Изучить особенности и новообразования зрелого возраста.
3. Изучить кризисы среднего возраста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Общая характеристика зрелого возраста………………………………….….5
2. Новообразования зрелого возраста………………………………….………..9
3. Кризисы среднего возраста…………………………………..………………13
Заключение…………………………………………………………...…………..20
Библиографический список……………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

психология зрелого возраста на распечатку.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Такое состояние может  возникать после длительных периодов напряженной работы, борьбы и сопровождаться подавленным настроением, нежеланием приняться даже за простое дело и  пр. В такой ситуации также требуется  понимание и моральная поддержка окружающих, саморегуляция.

3. Кризис бесперспективности. Он выражается в неясном, нечетком  представлении потенциальных связей  в мысленной картине жизни. Прежние цели достигнуты, «все необходимое есть», а на душе тяжело, - новые цели «не вырисовываются», кажутся недостижимыми. Не виден «свет в конце туннеля»; кажется, что некуда стремиться. У человека есть и силы, и активность, но он затрудняется в определении своих жизненных программ. Это еще один случай,  когда мы должны быть к друг другу внимательны, оказывать моральную поддержку, «душевную помощь» [9, с. 399].

Такие кризисы могут проявляться не только «в чистом виде», возможны их комбинации, что чаще всего и бывает. Например, опустошенность и бесперспективность; нереализованность и бесперспективность; нереализованность, опустошенность и бесперспективность.

Такого рода противоречия развития не связаны четко с календарным  возрастом. Человек может сам  не отдавать себе отчет в том, что  с ним происходит, а просто становится другим - тревожным, подавленным, пассивным, злобным, суетливым. Возрастные кризисы протекают индивидуально. Нужна, прежде всего, определенная психологическая грамотность и культура для того, чтобы их распознать, не принимать за чудачество или дурашливость и с пониманием относиться к людям и к себе. Знать обо всем этом важно и для того, чтобы лишний раз не искать вокруг себя виноватых. «Не ищи в селе, а ищи в себе», - гласит народная мудрость. 
Душевный кризис может вызвать и потеря работы, утрата прежней трудоспособности по каким-либо причинам, выход на пенсию (шок отставки). В подобных случаях происходят следующие процессы:  
- отделение человека от той группы людей, к которой он себя внутренне причислял и в которой был так или иначе признан; 
- отделение от тех занятий, дел, которым человек многие годы отдавал время, силы и благодаря которым жизнь его была наполнена смыслом. Рушатся представления о предстоящем, и будущее время в сознании заметно «сворачивается» («потеря будущего») [1, с. 613].

Выход из такого положения - в активном поиске новых жизненных  ориентиров. Доказано, что если человек предвидел ситуацию, например, отставку или пенсию в качестве одного из вероятных вариантов жизненного пути, то он легче переносит этот период. Он оказывается психологически готовым к кризису [Там же, с. 614].

В поздней зрелости каждый человек осмысливает прожитые годы, ищет свою индивидуальность и значимость своей жизни. С точки зрения эмоциональной насыщенности, не имеет значения, проходит ли этот процесс на сознательном уровне либо осознается не полностью, открываясь человеку в виде самоощущений, а не самосознания. В этом смысле кризис пожилого возраста аналогичен подростковому, так как и в том и в другом случае на уровне рефлексии, бессознательно идет процесс осмысления своей жизни и своей «самости», т. е. отличия своей духовной жизни, своего вклада от жизни и вклада других людей. Однако в отличие от подросткового, кризис пожилого возраста протекает более эмоционально и часто заканчивается трагически. Подросток осмысляет жизненную перспективу, цель рефлексии - формирование своей жизни и профессиональной деятельности в будущем, исправление допущенных ошибок. В пожилом же возрасте этот анализ связан с ретроспективной оценкой себя и своей жизни. Поиск смысла жизни, особенно вывод о том, что она прожита не так или зря, должен осознаваться человеком как данность, с которой часто ему бывает трудно примириться. Именно это делает кризис пожилого возраста значимым для последующих лет жизни, придает ему эмоциональный накал и отчаяние [2, с. 240].

 

Заключение

 

Зрелость — самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость — цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.

Не существует жёстких  границ начала и завершения каждой стадии развития индивида.

Для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность  и гетерохронность.

Зрелость окончательно выявляет характер различных линий  онтогенеза, доводит их до логического конца. Для одних людей она является лишь чисто хронологическим понятием, ничего не прибавляя к ранее сложившемуся стереотипному существованию. Другие в зрелости исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.

Центральным возрастным новообразованием зрелости является продуктивность — как в профессиональном планов, так и в плане воспитания следующего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2001. – 704 с.

2. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464с.

3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.:ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1061 с.

4. Дубровина, И.В., Прихожан, А.М. Возрастная и педагогическая  психология / И.В. Дубровина, А.М.  Прихожан. -  М.: Академия. Серия: Высшее образование, 2007. – 368 с.

5. Казанская, К.О. Возрастная психология / К.О. Казанская. – М.:«А-Приор», 2007. – 259  с.

6. Косякова, О.О. Возрастные кризисы: уч. Пособие / О.О. Косякова. - «Феникс» Ростов-на-Дону, 2007. – 233 с.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.

8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

9. Палагина, Н.Н. Психология развития и  возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: Проспект, 2008. – 439 с.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

 

 




Информация о работе Психология зрелого возраста