Особенности развития эмоционально-волевых качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим направлением при изучении нарушений развития выступает определение специфичных для разных вариантов дизонтогенеза характеристик психической деятельности. Большое значение при этом имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это даёт возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.

Файлы: 1 файл

диплом отредактировано2.docx

— 180.27 Кб (Скачать файл)

Необходимо всестороннее взаимодействие учреждения и семьи с целью укрепления психического и физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения. Психолог и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка. Родители детей должны получать квалифицированную помощь специалистов, направленную на приобретение ими необходимых знаний и навыков в работе по преодолению имеющегося у ребенка отклонения.

Задачей работы с родителями является повышение уровня их психологической грамотности, компетентности в области психолого - педагогических знаний о закономерностях развития ребенка, об основах воспитания, формирование навыков сотрудничества с ребенком и приемов коррекционно - воспитательной работы с ним [66, с.38].

Работа с детьми с ЗПР должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие [47, с. 89].

Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает также наличие щадящего охранительно - педагогического режима. Этот режим строится на принципе единства учебно - коррекционной работы и лечебно - оздоровительных мероприятий. Это предполагает полное взаимодействие психолога и медицинских работников.

Под контролем врачей составляется режим работы школы, расписание уроков. Медицинские работники учитывают типичную для детей с задержкой психического развития неустойчивую, а подчас и низкую работоспособность, истощаемость, свойственные отдельным детям, нарушения в их поведении, связанные с той же нервно - психической ослабленность [53, с. 99].

Педагог - психолог должен находиться в тесном контакте с учителями, работающими детьми с ЗПР, которые должны соблюдать следующие условия:

  • в совершенстве знать специальную психологию;
  • создавать в школе, классе благоприятный психологический климат;
  • воздействовать на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
  • помнить: максимум поощрения, минимум наказания;
  • требуя, учитывать реальные возможности ребенка;
  • каждому ребенку - индивидуальный подход. Индивидуально дозировать темпы и объем работы;
  • учитывать «зону ближайшего развития». Постепенно увеличивать и усложнять нагрузку;
  • учить ребенка посильным приемам регуляции поведения;
  • утверждать позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;
  • строго следовать режиму дня, недели; предупреждать переутомление;
  • соблюдать все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей;
  • работать в тесном контакте с врачом, родителями.

У детей с ЗПР школа часто вызывает негативное отношение. Это происходит потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи. А чтобы этого добиться, нужно использовать нижеописанные методы, направленные на то, чтобы учение вызвало положительные эмоции [83, с. 60 – 63].

Необходимо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен.

Следует отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка. Учитель должен умело точно и тщательно оценивать возможности ребенка.

Повышать самооценку ребенка можно не только описанным выше способом (давая посильные задания и помогая в необходимых случаях). Очень важно также отношение к ребенку других людей. Ребенок быстро понимает, как его оценивает учитель. Если низко, то, будучи поставлен перед необходимостью решения какой-либо учебной задачи, ученик говорит: «Я глупый». Поэтому следует избегать низко, оценивать ребенка, его способности. Оценивать можно только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка. Следует избегать грубых, резких слов и оценок. Особо подчеркнем, что нужно научиться избегать этого не только во внешних формах поведения, но и реально. Надо научиться искренне, уважать и ценить личность ребенка, иначе он почувствует обман. Нельзя считать ребенка неспособным, отсталым – в этом случае он наверняка потерпит неудачу, «оправдает» ожидания учителя.

Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Научиться самому и научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением (ведь на ошибках учатся!) – это важная и трудная задача. Нужно научиться, словом поощрять ребенка, малейший его успех. Главным в оценке работы должен быть качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения. Кроме того, нельзя забывать о выявлении причин имеющихся недостатков, не ограничиваясь только их констатацией.

Безусловно, круг проблем, касающихся эмоционально - волевой сферы ребенка, очень широк. Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, можно предложить взрослым следующие рекомендации: [13, с. 188].

1). Не нужно пытаться в процессе занятии с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживании. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание «тепличных условий» лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоции (отрицательные или положительные), а, прежде всего их интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоции, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоции рано или поздно вызывает скуку.

2). Чувство ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные, аффективные реакции - это результат длительного зажима эмоции.

3). Важно отметить, что не существует плохих или хороших эмоции, и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться для доступному для ребенку уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способом социализации.

Рекомендации специалиста

Психологи рекомендуют все силы сконцентрировать на развитии детей с ЗПР: для многих положительный результат будет очевиден, и о диагнозе ЗПР больше вспоминать не придется.

Специалисты дают следующие советы для успешного развития детей с ЗПР:

  1. Посещать специализированные детские сады, школы или группы;
  2. Проводить регулярные занятия на развитие всех мыслительных процессов;
  3. Заниматься с логопедом;
  4. Больше рисовать, лепить, клеить и т. д.;
  5. Тренировать эмоциональную сферу с помощью современных методик: арттерапии, сказкотерапии, игровой терапии и т. д.;
  6. Формировать пространственное и абстрактное мышление посредством специальных занятий;
  7. Комплексно подходить к развитию ребенка с параллельным медикаментозным лечением, физиотерапией, ЛФК, массажем и спортивными занятиями.

А главное, нужно помнить, что ЗПР ― диагноз, от которого есть много шансов избавиться, если у взрослых нет дефицита любви, внимания, терпения и мудрости.

Вывод: Проведя анализ литературы, мы можем сказать, что развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с ЗПР отстаёт от нормальных сверстников. Это проявляется в неустойчивости эмоционального реагирования, инфантилизме, частой тревожности таких детей, несформированности нравственной сферы, а также в агрессивном поведении.

Такие дети не имеют глубоких эмоциональных привязанностей, они могут быть фамильярны со взрослыми, общество они предпочитают детское.

Несформированность эмоциональной сферы находит своё отражение и в поведенческой сфере, такие дети суетливы, им сложно довести до конца начатое дело.

Ведущая деятельность ребят с ЗПР имеет свои особенности. Хотя с помощью воспитателя они могут овладеть и рисование и лепкой на уровне сверстников, однако сюжетно-ролевая игра дошкольникам с задержкой развития не даётся. В 5-6 лет они овладевают ролевой игрой, этого им вполне хватает, ведь им комфортней находиться одним, нежели в детском коллективе, где необходимо уметь контролировать проявление своих эмоций и уметь договариваться.

Они не дифференцируют свои эмоции, хотя по внешнему виду собеседника вполне могут понять, какие чувства тот испытывает. Необходимо добавить, что при лёгкой степени задержке, ребёнок вполне может догнать своих сверстников, занимаясь со специалистом, который будет учитывать особенности его психики. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

2.1.  Организация исследования

Исходя из цели исследования, решались следующие эмпирические задачи:

1. Рассмотреть развитие эмоциональных качеств у старших дошкольников с задержкой психического развития;

2. Изучить нарушения эмоциональных качеств у старших дошкольников с ЗПР и  их влияние на выраженность эмоциональных состояний;

3. Охарактеризовать особенности коррекционной работы, направленной на развитие эмоциональных качеств старших дошкольников с ЗПР;

4. Сравнить развитие эмоциональные качества детей старшего дошкольного возраста и детей с задержкой психического развития, провести экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей влияния эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и сформулировать соответствующие выводы и рекомендации.

Для решения задач диагностическое исследование было организовано на базе МБДОУ №78 «Детский сад комбинированного вида «Василёк» г. Норильска. В исследовании принимали участие 15 дошкольников с нормальным развитием и 15 детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Исследование включает  в себя   четыре этапа:

организационный;

подготовительный;

психодиагностический;

заключительный.

На организационном  этапе мной с научным руководителем была определена база прохождения практики и  контингент детей старшего дошкольного возраста  с задержкой психического развития, подлежащий обследованию.

На подготовительном этапе мною была разработана программа исследования, в рамках которой был выбран сравнивающий метод исследования детей старшего дошкольного возраста  с ЗПР, с нормой развития, а также  был осуществлен подбор методик, стимульного материала и инструкций к ним   для изучения особенностей эмоционально-волевых качеств.

На         психодиагностическом этапе проводилось   психодиагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста  с ЗПР и нормой развития.

Заключительный этап  включал в себя следующие шаги: 

обработку   полученного   экспериментального    материала   с использованием необходимых статистических процедур.

составление сводных таблиц для проведения количественного и качественного анализа;

подготовку компьютерной версии сводных таблиц (в виде электронных таблиц в формате «Excell»);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Цель, задачи и этапы исследования

Объект исследования: Эмоционально-волевая сфера детей старшего дошкольного возраста .

Предмет исследования: Специфические особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования: Выявление качественных особенностей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза: Функционирование эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития характеризуется как общими так и специфическими чертами.

Задачи:

1) рассмотреть развитие эмоционально  – волевых качеств у старших  дошкольников с задержкой психического развития;

2) изучить нарушения эмоционально  – волевых качеств у старших  дошкольников с ЗПР и  их  влияние на выраженность эмоциональных  состояний;

3) охарактеризовать особенности  коррекционной работы, направленной  на развитие эмоционально –  волевых качеств старших дошкольников с ЗПР;

4) провести экспериментальное исследование, направленное на изучение особенностей  влияния эмоционального состояния  у детей старшего дошкольного  возраста с задержкой психического  развития и нормой развития, сформулировать соответствующие выводы и рекомендации.

Информация о работе Особенности развития эмоционально-волевых качеств личности