Особенности развития эмоционально-волевых качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Важнейшим направлением при изучении нарушений развития выступает определение специфичных для разных вариантов дизонтогенеза характеристик психической деятельности. Большое значение при этом имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это даёт возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.

Файлы: 1 файл

диплом отредактировано2.docx

— 180.27 Кб (Скачать файл)

В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. В условиях дизонтогенеза эти механизмы не работают в полную силу. Нормально развивающийся ребенок очень многое успевает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с задержанным психическим развитием необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступеням развития», раскрывая потенциал возможности маленького человека [76, с. 49].

Без оказания своевременной медицинской и психолого - педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его психологической адаптации.

Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывают психилого – медико - педагогические консультации (ПМПК), которые призваны решать многоплановые задачи:

- разрабатывать и осуществлять медико – психолого - педагогическую помощь населению с цель предупреждения отклонений в физическом и психическом развитии детей;

- своевременно выявлять и комплексно обследовать детей раннего, дошкольного и школьного возраста, выявляя нарушения физического, интеллектуального и эмоционального развития с целью оказания им лечебно -педагогической помощи;

- разрабатывать индивидуальные рекомендации, оказывать консультативную помощь родителям, методическую помощь педагогам.

При работе с ПМПК задача педагога - психолога состоит в консультативном сопровождении семьи проблемного ребенка. Ведь именно педагог - психолог становится выразителем интересов ребенка и, следовательно, возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом [55, с. 29].

Особенности консультативного процесса заключаются в соблюдении интересов консультируемого ребенка, доведении до сведения членов семьи необходимости адекватных условий для его обучения, воспитания и развития, как в школе, так и дома.

В беседе с родителями необходимо довести до их понимания психологическую структуру отклонений в развитии ребенка; доступным для них языком рассказать о его особенностях, указать на положительные качества, объяснить, какие специальные занятия необходимы их ребенку, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как с ним заниматься в домашних условиях, на что следует обратить особое внимание. Кроме того, консультационный процесс необходимо проводить исходя из учета условий жизни каждой семьи, ее структуры, культурного уровня, для того чтобы рекомендации и советы не оказались для семьи трудновыполнимыми или непонятными, чтобы у родителей не возникало вторичное чувство вины перед ребенком и собственной беспомощности. [55, с.30].

Педагог - психолог свою деятельность по отношению к детям с ЗПР должен осуществлять в следующих направлениях:

1. Осуществление системы  коррекционных и развивающих  мероприятий.

2. Осуществление комплекса поддерживающих, консультативных и просветительских мероприятий в отношении педагогов и родителей детей.

3. Осуществление социально - диспетчерской функции.

Очевидно, что основным фактором, обусловливающим развитие психики ребенка, его психологическую реабилитацию и адаптацию, является организованное в сензитивный период коррекционное воздействие [65, с. 37].

Основные задачи, которые предстоит решать психологу, работая с детьми с задержанным психическим развитием, представляют широкий спектр: углубленное, всестороннее изучение детей, обучение, воспитание и коррекционно - развивающее воздействие. Мы полагаем, что основное внимание психолога, должно уделяться целенаправленному формированию высших психических функций у детей с задержанным психическим развитием, обеспечению полноценного психологического базиса для развития мышления и речи.

У ребенка, по мере развития его личности, повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становятся организация деятельности. Это процесс довольно сложный и длительный. Взрослые, желая быстрее воспитать в ребенке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности        [15, с. 248].

Следует стремиться к использованию технологий, обеспечивающих формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.

Разрабатывая программу коррекционной работы с детьми с ЗПР, следует ориентироваться на следующие направления:

1. Комплексное исследование  фонда знаний, умений, навыков, познавательной  деятельности, эмоционально - волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы, выстраивание психолого - педагогического прогноза.

2. Развитие познавательной  активности, обеспечение устойчивой  положительной мотивации в различных  видах деятельности. Формирование  знаний, умений и навыков с учетом возрастных и индивидуально - типологических возможностей.

3. Психологическая работа, направленная на обеспечение  полноценного психического развития  ребенка предполагает решение  следующих задач:

3.1. Формирование психологического  базиса для развития высших  психических функций:

- обеспечение полноценного  физического развития, оздоровление  организма;

- коррекция недостатков  в двигательной сфере;

- развитие общей и мелкой  моторики;

- формирование чувства  ритма;

- создание условий для  полноценного межанализаторного  взаимодействия через систему  специальных игровых упражнений.

3.2.Целенаправленное формирование  высших психических функций:

- развитие сенсорно - перцептивной деятельности и формирование эталонных представлений;

- формирование мыслительной  деятельности во взаимосвязи  с развитием речи;

- развитие умственных  способностей через овладение  действиями замещения и наглядное  моделирование в различных видах  деятельности;

- развитие творческих  способностей.

4.Формирование ведущих  видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно - операционных и регуляционных компонентов:

- целенаправленное формирование учебной деятельности: умение программировать, контролировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий;

- всестороннее развитие  предметно - практической деятельности.

5. Коррекция недостатков  в эмоционально - волевой сфере:

- формирование способности  к волевым усилиям, произвольной  регуляции поведения;

- преодоление негативных  качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение  аффективных, негативистских проявлений, отклонений в поведении.

6. Преодоление недостатков  в речевом развитии:

- целенаправленное формирование  функций речи;

- особое внимание следует  уделить развитию словесной регуляции  действий у детей с задержанным  психическим развитием, формированию  и развитию связной речи;

- создание условий для  овладения ребенком всеми компонентами  языковой системы;

- одной из важнейших  задач является формирование  навыков письма и чтения.

7.Формирование коммуникативной  деятельности:

- обеспечение эмоциональных  и «деловых» контактов со взрослыми и сверстниками;

- формирование механизмов  психологической адаптации в  коллективе сверстников, формирование  полноценных межличностных связей.

Вышеперечисленные направления требуют конкретизации и решения широкого спектра задач [53, с. 49].

Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:

  • диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в группу для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;
  • обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;
  • взаимодействие с врачами - специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;
  • использование игровой мотивации на всех занятиях.

Исходя из описанной нами типологии, следует иметь виду, что работа с детьми с темпово задержанным типом развития (гармоническим инфантилизмом) должна быть коррекционно-развивающая, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок. Безусловно, необходимо формирование и функций программирования, контроля и регуляции собственной деятельности в основном через игровой компонент с учетом ведущего типа мотивации. При необходимости возможно «параллельное» подключение логопеда (как правило, для коррекции звукопроизношения). Наблюдение врача - педиатра нужно постольку, поскольку ребенок нуждается в общеукрепляющей поддержке, витаминотерапии и т.п. [67, с.56]

В системе развивающей и коррекционной работы с детьми с неравномерно задержанным типом развития (дисгармоническим инфантилизмом) приоритетны программы по гармонизации уровневой системы аффективной регуляции. Помимо чисто психотерапевтической помощи эффективна программа по формированию произвольной регуляции, а также моторная коррекция, основанная на нейропсихологическом подходе. В ряде случаев показана родительско - детская психотерапия (индивидуальная или групповая). В случае соматических заболеваний, безусловно, необходимо наблюдение у профильного врача [67, с. 58].

Важным направлением консультативной деятельности педагога - психолога является психологическая поддержка педагогов и родителей детей с ЗПР. Взаимодействие такими детьми может привести к возникновению у взрослых различных профессиональных и личностных проблем. Заметим, что в своих реакциях на проблемы взаимодействия с детьми взрослые часто зеркально отображают детские проблемы и отклонения. В этом случае необходимо провести работу по оказанию психологической поддержки, цель которой – помощь в переходе на позицию сотрудничества, позволяющую более эффективно решать проблемы детей и взрослых [66,с. 37].

Консультативно - просветительская работа может быть направлена на повышение профессиональной и личностной компетенции педагогов и родителей. Эта задача решается при помощи лекций и активного психологического обучения.

Психологическая деятельность педагога направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) психологической помощи. Педагог - психолог должен располагать банком данных о различных учреждениях, специализирующихся на оказании психологической и психотерапевтической помощи детям с отклонениями, их родителям (семьям), и, при необходимости, направлять нуждающихся для консультаций к соответствующим специалистам. Деятельность педагога психолога предполагает последовательное решение следующих задач:

  • определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения;
  • поиск специалиста, способного оказать помощь;
  • содействие в установлении контакта с ребенком;
  • подготовка необходимой сопроводительной документации;
  • отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом;
  • осуществление психологической поддержки ребенка в процессе работы со специалистом [51, с.194].

В посреднической работе педагога - психолога особое значение имеет педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа педагога - психолога с семьей является обязательным компонентом его педагогической деятельности [66, с. 38].

С самого начала работы с семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и их личностную специфику. В зависимости от социально - психологических характеристик родителей и семьи строится как процесс опроса родителей, так и тактика консультирования в целом. Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфиденциально, то есть без присутствия посторонних лиц, в том числе и самого ребенка.

Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивая его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно -воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других – возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим педагог - психолог должен вести работу с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семье. В работе педагога - психолога с семьёй используются различные формы взаимодействия: консультации специалистов, проведение родительских собраний, организация индивидуальных разъяснительных бесед, массовых мероприятий, праздников, показательных индивидуальных и групповых занятий, оформление тематических стендов и т.д. [38, с. 144].

Информация о работе Особенности развития эмоционально-волевых качеств личности