Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 08:53, контрольная работа

Описание работы

1. Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
2. Анализируя особенности диалога, А. Добрович предлагает выделить семь уровней общения: конвенциональный, примитивный, манипуляционно-эффективный, стандартизированный, игровой, деловой и духовный.

Содержание работы

1. Общая характеристика речи………………………………………………...…2
2. Основные уровни и стили общения…………………………………………...9
3. Основные виды речи………………………………………………………….18
Используемая литература……………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Педагогика и психология.docx

— 138.72 Кб (Скачать файл)

Как видим, у  каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль  общения.

Известно ряд  исследований, в которых указывается  на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его  отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:

  • стиль отражает устоявшиеся способы деятельности определенного типа человека, он тесно связан с психологическими особенностями его мышления, принятия решений, проявления коммуникативных свойств и т.п.;
  • стиль общения не является врожденным качеством, а формируется в процессе взаимодействия и изменяется, поэтому его можно корректировать и развивать;
  • описание и классификация стилей общения в определенной степени воспроизводят содержание характеристики деловой сферы: специфика поставленных задач, отношений и т.д.;
  • социально-экономические, политические, социально-психологические и другие внешние факторы влияют на характер формирования стиля общения;
  • стиль общения обусловлен культурными ценностями ближайшей среды, его традициями, устоявшимся нормам поведения и т.д.

Относительно  последней особенности, то здесь  речь идет о связи стиля общения  с национальной культурой. Практика межличностного взаимодействия показывает, что стили общения, которые являются эффективными в одной культуре, могут  не срабатывать в другой. Особенно это касается деловой сферы. Поэтому при установлении деловых контактов следует учитывать тот факт, что деловые люди, воспитанные в разных национальных традициях и условиях, придерживаются и разных мнений относительно поведения и налаживания социальных контактов.

Стиль общения  имеет как объективную, так и  субъективную основу. С одной стороны, он зависит от моральных норм, социокультурных, социально-экономических и политических факторов, сложившейся системы отношений, а с другой, - от личностных особенностей человека.

В сфере управления на сегодня действует несколько  подходов к анализу стилей руководства, а отсюда - и стилей общения, связанных  с определенным соотношением субъективного  и объективного в процессе установления деловых контактов.

Относительно  первого подхода, то он опирается  преимущественно на структуру личностно-деловых  качеств руководителя. То есть каждый руководитель представляет собой индивидуальность в том смысле, что имеет неповторимое сочетание проявления отдельных  структурных компонентов личностно-деловых  качеств.

В соответствии с данным подходом созданы две  классификации: на основе первой выделяют структуры «руководитель - политический лидер», «специалист», «организатор», «наставник», «товарищ», которые в  идеальной системе управления гармонично сочетаются, а на основе второго - в  процессе управления применяются авторитарный, коллегиальный и либеральный  стили руководства.

Нужного эффекта  можно достичь в том случае, если руководитель умеет применять  стиль, адекватный ситуации. Что касается второго подхода, то он опирается  на объективные факторы в управлении, в связи с чем различают  деловой, компанейский и кабинетный стили.

В зависимости от направленности личности стили общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя).

Когда собеседник стремится достичь успеха в общении  и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный.

Выделяют также альтруистические (желание помогать другим), манипулнтивные (достижения собственных целей), миссионерские (осторожное воздействие на другого) стили общения.

В условиях, когда  партнер по общению проявляет  внимание к другому партнеру, его  стиль считают внимательным. Внимательный стиль общения может иметь следующие признаки: высказывания благодарности другому в тактичный форме, проявление внимания к личностных проблем собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д.

В современной  деловой сфере общения получил  распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые люди, исповедующие этот стиль, обращаются к высоким идеалам и моральным ценностям собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание.

Способы общения  и поведение деловых людей  строятся таким образом, чтобы продемонстрировать свою уверенность в разговоре, быть примером для подчиненных, вдохновить их на достижение поставленных целей. В целом стиль общения обычно остается постоянным при определенных ситуациях, но если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, переход до другого  стиля или комбинации стилей.

Большинство людей  имеют доминирующий стиль, а также  один или несколько запасных, которые  проявляются тогда, когда невозможно применить основной. Вместе с тем ни один из названных здесь стилей общения не является универсальным. В одних случаях эффективным может быть альтруизм, консультирование или манипулирование, при иных обстоятельствах - делегирование, отчуждение или авторитаризм.

 

Типы общения.

Для характеристики особенностей общения в социальной психологии используют также понятие « тип  общения ».

Известными  и описанными в научной литературе являются следующие типы:

  • менторский тип общения, который основывается на принципе строгого подчинения одного собеседника другому, ориентированный на поучение, инструктаж. В наше время обновления и демократизации общественной жизни, гуманизации отношений для участников взаимодействия особенно неприемлемым становится такой тип общения, ведь он подавляет активность одного из собеседников, становится причиной негативного отношения друг к другу, приводит к ухудшению морально-психологического характера отношений;
  • «информативный» тип общения, направленный на передачу определенной информации. « Информативный » тип общения в современном коммуникативном процессе не является достаточно эффективным, ведь простая ретрансляция информации приводит к пассивности его восприятия, не создает условий для обмена мнениями, самостоятельного поиска путей решения проблем на основе научной методологии;
  • «вдохновленное» общение считается настоящим показателем высокой культуры контактов. Этот тип общения, характерный для демократического стиля взаимодействия, отличается активным участием каждого из участников коммуникативного процесса, умением партнеров проявлять требовательность одновременно со справедливостью, умением поддерживать разговор, слушать оппонента и т.д. Именно поэтому принципами такого типа общения является, взаимозаменяемость, взаимопомощь, сотрудничество и диалог;
  • «конфронтационный» тип общения, который сейчас становится дидактически необходимым, поскольку располагает к дискуссии, диалога с оппонентами. Одновременно только человек способен выражать и закреплять словами и жестами содержание своих чувств и мыслей, называть ими различные явления и предметы. Благодаря этому он создает определенное коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют его внутренний, духовный мир и мир внешний, объективный.

Обычно различают вербальные и невербальные средства общения. Основным, универсальным вербальным средством человеческого общения является язык (устный и письменный).

Язык - это основа культуры народа, безграничный неисчерпаемый  океан общечеловеческого опыта. Подчеркивая значение языка в  человеческой жизни, народная мудрость ставит ее рядом с другими безусловными ценностями, такими как свобода, добро  и др.

Родной язык как средство общения, связывает  нас не только с нынешними, но и  с прошлыми и грядущими - всеми  поколениями нашего народа. Именно поэтому пока существует язык - живет  и народ, его же исчезновение привело  бы к потере исторической памяти и  исчезновение нации, растворения ее среди других человеческих сообществ.

Конечно, знать  не только свой, но и другие языки - значит иметь доступ к культурным традициям  других народов, намного расширить  границы своего общения.

Известно, что  никакой, даже самый лучший перевод  не сможет передать всю гамму чувств и мыслей, воплощенных в произведениях  Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира, Бальзака, Пушкина и других выдающихся мастеров слова, благодаря которым происходит общение и взаимообогащение разных национальных культур на протяжении столетий и даже тысячелетий.

Так что не случайно столько вдохновенных поэтических  строк в мировой, русской и  украинской литературе посвящается  именно родному языку, почтению и  воспевания его величия и красоты.

Язык является явлением не только лингвистическим, но и психологическим, эстетическим и  общественным. Именно поэтому люди издавна замечали разнообразные  качества языка и пытались объяснить  их, используя такие слова, как  «правильный», «красивый», «доступный»  и др. Например, Цицерон считал, что  оратор только тогда вызовет восхищение слушателей, когда его речь будет  чистой, понятной и красивой. Во время  общения язык развивается и совершенствуется. Итак формой ее существования является вещание, т.е. акт использования индивидом  языка для общения.

Чтобы четче  осознать коммуникативные качества речи и мышления, необходимо выяснить, с чем соотносится она и как это соотношение можно использовать для описания всей гаммы тех смыслов общения, которые в ней скрыты.

Прежде всего  речь соотносима с человеком, поэтому  она должна быть доступной как  для того, кто говорит, так и  для получателя информации. Наиболее важным является факт соотношения языка  со знаковым механизмом общения. Однако эта очевидность еще не означает того, что мы видим и понимаем все составляющие этого соотношения. Речь идет о том, что речь построена  из совокупности и системы знаковых единиц общения, подчиняется законам  этой системы, но она не равна ей. В языке знаковые единицы общения  получают выбор, повторение, размещение комбинирования и трансформации.

То есть тот, кто говорит или пишет, вынужден самыми задачами и возможностями  коммуникации осуществлять выбор, повторения, размещения, комбинирования и трансформацию  из большого количества слов и других единиц тех из них, которые соответствуют  ситуации речи.

Возникают вопросы: Каким образом эти действия отражаются на коммуникативных свойствах языка  и того, кто им в настоящее время  пользуется? Может ли тот, кто говорит, убедить собеседника с помощью  выбранной системы знаковых единиц общения? Могут ли достичь цели общения  собеседники, что выбрали определенный знаковый механизм общения? Каким образом  комбинация и трансформация языковых знаков влияет на результат общения? В ответах на поставленные вопросы  кроется имеющаяся связь коммуникативных  качеств речи человека с ее правильностью (соблюдение норм литературного языка), чистотой (отсутствие посторонних литературном языке слов) и богатством (применение различных языковых знаков), которые  в свою очередь являются залогом  эффективности общения.

Постоянно связаны  между собой язык и мышление: с  помощью языка воспроизводится  мысль человека и в речи она  формируется. Это соотношение дает возможность осмыслить такие  качества речи, как ее точность (значения слов соотношении с содержанием  и объемом высказываемых понятий) и логичность (связь значений, свойственных словам, словосочетанием и предложением, вошедшим в структуру речи, не противоречит законам логики, законам мышления).

Язык выражает и передает не только мысли, но и  чувства, волю людей, те состояния сознания, которые можно назвать эстетическими  переживаниями индивида. Язык, что  влияет на ум, так и на эмоциональную  сферу сознания, поддерживает внимание и интерес собеседника или  читателя, обычно называют выразительным. И если при этом формируются конкретно-чувственные представления о действительности, то речь идет о образной речи.

Неопровержим, наконец, факт соотношения языка  и условий общения, то есть места, времени, жанра, задач коммуникативного процесса.

Универсальной для общения является естественная речь, с помощью которой можно  выразить практически все - от неясного чувства, что зарождается, до самой  идеи и понятий.

Живой природный  язык отражает душу того лица, которое  общается, он полон звуками, выигрывает красками, улыбающийся или мрачный, незримый, как море - весь он блестит  и переливается под солнцем нашего «Я».

По языку  человека можно определить его этническую и социальную принадлежность. Естественная речь может быть разговорной или  литературной, где первое - это живой  язык повседневного общения, который  не всегда соответствует общепринятым языковым нормам и вбирает в себя диалектные и жаргонные выражения, которые используются лишь в определенной местности или представителями  определенной профессии или вида деятельности, а второе - это естественная речь, обработана мастерами слова, общепринятая в стране, она отвечает определенным нормам и является свидетельством языковой культуры.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"