Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 08:53, контрольная работа
1. Одним из основных отличий человека от животного мира, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
2. Анализируя особенности диалога, А. Добрович предлагает выделить семь уровней общения: конвенциональный, примитивный, манипуляционно-эффективный, стандартизированный, игровой, деловой и духовный.
1. Общая характеристика речи………………………………………………...…2
2. Основные уровни и стили общения…………………………………………...9
3. Основные виды речи………………………………………………………….18
Используемая литература……………………………………………………….21
Как видим, у каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль общения.
Известно ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:
Относительно последней особенности, то здесь речь идет о связи стиля общения с национальной культурой. Практика межличностного взаимодействия показывает, что стили общения, которые являются эффективными в одной культуре, могут не срабатывать в другой. Особенно это касается деловой сферы. Поэтому при установлении деловых контактов следует учитывать тот факт, что деловые люди, воспитанные в разных национальных традициях и условиях, придерживаются и разных мнений относительно поведения и налаживания социальных контактов.
Стиль общения
имеет как объективную, так и
субъективную основу. С одной стороны,
он зависит от моральных норм, социокультурных,
социально-экономических и
В сфере управления на сегодня действует несколько подходов к анализу стилей руководства, а отсюда - и стилей общения, связанных с определенным соотношением субъективного и объективного в процессе установления деловых контактов.
Относительно
первого подхода, то он опирается
преимущественно на структуру личностно-деловых
качеств руководителя. То есть каждый
руководитель представляет собой индивидуальность
в том смысле, что имеет неповторимое
сочетание проявления отдельных
структурных компонентов
В соответствии с данным подходом созданы две классификации: на основе первой выделяют структуры «руководитель - политический лидер», «специалист», «организатор», «наставник», «товарищ», которые в идеальной системе управления гармонично сочетаются, а на основе второго - в процессе управления применяются авторитарный, коллегиальный и либеральный стили руководства.
Нужного эффекта
можно достичь в том случае,
если руководитель умеет применять
стиль, адекватный ситуации. Что касается
второго подхода, то он опирается
на объективные факторы в
В зависимости от направленности личности стили общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя).
Когда собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный.
Выделяют также альтруистически
В условиях, когда партнер по общению проявляет внимание к другому партнеру, его стиль считают внимательным. Внимательный стиль общения может иметь следующие признаки: высказывания благодарности другому в тактичный форме, проявление внимания к личностных проблем собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д.
В современной деловой сфере общения получил распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые люди, исповедующие этот стиль, обращаются к высоким идеалам и моральным ценностям собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание.
Способы общения и поведение деловых людей строятся таким образом, чтобы продемонстрировать свою уверенность в разговоре, быть примером для подчиненных, вдохновить их на достижение поставленных целей. В целом стиль общения обычно остается постоянным при определенных ситуациях, но если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, переход до другого стиля или комбинации стилей.
Большинство людей имеют доминирующий стиль, а также один или несколько запасных, которые проявляются тогда, когда невозможно применить основной. Вместе с тем ни один из названных здесь стилей общения не является универсальным. В одних случаях эффективным может быть альтруизм, консультирование или манипулирование, при иных обстоятельствах - делегирование, отчуждение или авторитаризм.
Типы общения.
Для характеристики особенностей общения в социальной психологии используют также понятие « тип общения ».
Известными и описанными в научной литературе являются следующие типы:
Обычно различают вербальные и невербальные средства общения. Основным, универсальным вербальным средством человеческого общения является язык (устный и письменный).
Язык - это основа культуры народа, безграничный неисчерпаемый океан общечеловеческого опыта. Подчеркивая значение языка в человеческой жизни, народная мудрость ставит ее рядом с другими безусловными ценностями, такими как свобода, добро и др.
Родной язык как средство общения, связывает нас не только с нынешними, но и с прошлыми и грядущими - всеми поколениями нашего народа. Именно поэтому пока существует язык - живет и народ, его же исчезновение привело бы к потере исторической памяти и исчезновение нации, растворения ее среди других человеческих сообществ.
Конечно, знать не только свой, но и другие языки - значит иметь доступ к культурным традициям других народов, намного расширить границы своего общения.
Известно, что никакой, даже самый лучший перевод не сможет передать всю гамму чувств и мыслей, воплощенных в произведениях Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира, Бальзака, Пушкина и других выдающихся мастеров слова, благодаря которым происходит общение и взаимообогащение разных национальных культур на протяжении столетий и даже тысячелетий.
Так что не случайно столько вдохновенных поэтических строк в мировой, русской и украинской литературе посвящается именно родному языку, почтению и воспевания его величия и красоты.
Язык является
явлением не только лингвистическим, но
и психологическим, эстетическим и
общественным. Именно поэтому люди
издавна замечали разнообразные
качества языка и пытались объяснить
их, используя такие слова, как
«правильный», «красивый», «доступный»
и др. Например, Цицерон считал, что
оратор только тогда вызовет восхищение
слушателей, когда его речь будет
чистой, понятной и красивой. Во время
общения язык развивается и
Чтобы четче осознать коммуникативные качества речи и мышления, необходимо выяснить, с чем соотносится она и как это соотношение можно использовать для описания всей гаммы тех смыслов общения, которые в ней скрыты.
Прежде всего речь соотносима с человеком, поэтому она должна быть доступной как для того, кто говорит, так и для получателя информации. Наиболее важным является факт соотношения языка со знаковым механизмом общения. Однако эта очевидность еще не означает того, что мы видим и понимаем все составляющие этого соотношения. Речь идет о том, что речь построена из совокупности и системы знаковых единиц общения, подчиняется законам этой системы, но она не равна ей. В языке знаковые единицы общения получают выбор, повторение, размещение комбинирования и трансформации.
То есть тот, кто говорит или пишет, вынужден самыми задачами и возможностями коммуникации осуществлять выбор, повторения, размещения, комбинирования и трансформацию из большого количества слов и других единиц тех из них, которые соответствуют ситуации речи.
Возникают вопросы:
Каким образом эти действия отражаются
на коммуникативных свойствах
Постоянно связаны
между собой язык и мышление: с
помощью языка воспроизводится
мысль человека и в речи она
формируется. Это соотношение дает
возможность осмыслить такие
качества речи, как ее точность (значения
слов соотношении с содержанием
и объемом высказываемых
Язык выражает
и передает не только мысли, но и
чувства, волю людей, те состояния сознания,
которые можно назвать
Неопровержим, наконец, факт соотношения языка и условий общения, то есть места, времени, жанра, задач коммуникативного процесса.
Универсальной для общения является естественная речь, с помощью которой можно выразить практически все - от неясного чувства, что зарождается, до самой идеи и понятий.
Живой природный язык отражает душу того лица, которое общается, он полон звуками, выигрывает красками, улыбающийся или мрачный, незримый, как море - весь он блестит и переливается под солнцем нашего «Я».
По языку человека можно определить его этническую и социальную принадлежность. Естественная речь может быть разговорной или литературной, где первое - это живой язык повседневного общения, который не всегда соответствует общепринятым языковым нормам и вбирает в себя диалектные и жаргонные выражения, которые используются лишь в определенной местности или представителями определенной профессии или вида деятельности, а второе - это естественная речь, обработана мастерами слова, общепринятая в стране, она отвечает определенным нормам и является свидетельством языковой культуры.