Конфликты в воинских коллективах. Причины и способы их конструктивного разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 12:06, реферат

Описание работы

В современной науке конфликт понимается по-разному. Его рассматривают как противоречие, как стадию развития противоречия, как столкновение, противодействие, как тип конкурентного взаимодействия. В общем плане конфликт можно определить как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в социальном взаимодействии людей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………
I. Конфликты в воинских коллективах и необходимость их конструктивного разрешения .......................... ……………………………………………..
1. Влияние конфликтов на военнослужащих и воинский коллектив... ....................:.... .................... ........... ……………………………………..
2. Причины возникновения конфликтов между военнослужащими .............................................................………………………………………………….
II. Конструктивное разрешение конфликтов между военнослужащими .......................................................……………………………………………
3. Психологические механизмы конструктивного разрешения конфликтов ............................................……………………………………………………….
4. Алгоритм разрешения конфликта........…...........
. Военный руководитель и урегулирование конфликтов..
1. Результативность участия третьей стороны в урегулировании конфликтов
2. Деятельность офицера-руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными..............……………………………………………………………
3. Особенности участия военного психолога в урегулировании конфликта..

Файлы: 1 файл

МР Конфликты.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, разрешение конфликта  предполагает изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, интересов, ценностей, взглядов, которые  они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к объекту конфликта или же на изменении -отношения друг к другу, которое сложилось в ходе противодействия.

Урегулирование конфликта  отличается от разрешения тем, что в  устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона как с согласия противоборствующих сторон (например, обращение конфликтующих военнослужащих к старшему начальнику для решения спорной проблемы), так и без их согласия (вмешательство руководства в конфликт между военнослужащими).

Как показывает практика, далеко не всегда при завершении конфликта  разрешается противоречие, лежащее  в его основе. Так, при исследовании конфликтов между руководителями и  подчиненными были получены данные, свидетельствующие о том, что только около 62% конфликтов разрешается или регулируется. Более чем в каждом третьем конфликте противоречие не разрешается или еще более обостряется. Это происходит тогда, когда конфликт постепенно затухает (6%), перерастает в другое противоборство (15%) или же устраняется административным, организационным способом. 

Затухание конфликта  представляет собой временное прекращение  противодействия при сохранении (в значительной степени) основных признаков  конфликта: противоречия и напряженных отношений. Другими словами, конфликт переходит из "явной" формы в латентную (скрытую).

Затухание конфликта  обычно происходит в результате:

- истощения ресурсов  обеих сторон, необходимых для  продолжения борьбы;

- потери мотивации  к борьбе у обоих или хотя бы у одной из сторон (снижение актуальности или важности объекта конфликта);

  • переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых задач или проблем, которые более значимы, чем борьба в данном конфликте);
  • - аккумулирования сил для новой борьбы.

Под устранением конфликта понимают такое управляющее воздействие на конфликт, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на определенную "неконструктивность" такой формы завершения конфликта, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных организационных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, отсутствие времени на регулирование отношений, лимит материальных возможностей).

Устранение  конфликта возможно с помощью  следующих способов:

- изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другое подразделение);

- исключение возможности  взаимодействия оппонентов на  длительное время (отправка в  командировку одного или обоих  оппонентов;

перевод каждого из них  в разные подразделения);

- устранение объекта конфликта;

- устранение дефицита  объекта конфликта (редкий случай, когда у третьей стороны есть  возможность обеспечить каждую  из конфликтующих сторон объектом, к обладанию которым каждая  из них стремилась).

Перерастание в другой конфликт происходит обычно в тех случаях, когда в отношениях конфликтующих-сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Кроме того, череда почти не прекращающихся конфликтов свойственна для сторон, между которыми сложились крайне сложные, напряженные, а то и антагонистические отношения. Тогда проблема заключается только в том, какой повод возникает для очередного конфликта.

•Основной формой завершения конфликтов среди военнослужащих срочной  службы является их затухание (43%). В  этом случае противоречие, лежащее в основе конфликта, не разрешается или еще более обостряется. Конфликт оказывается "загнанным внутрь", и велика вероятность его возобновления в дальнейшем .

Более чем в одной  трети (37%) ситуаций завершение конфликтов проходит в форме самостоятельного разрешения оппонентами. В 16% ситуаций межличностные конфликты завершаются путем урегулирования их прямыми или непосредственными начальниками. Для 14% конфликтов характерно их устранение административным путем (перевод одного из оппонентов или обоих в другие подразделения).

Важным вопросом при  рассмотрении проблемы завершения конфликта  является вопрос о критериях его  разрешенности.

По мнению американского  конфликтолога М.Дойча, основным критерием  разрешения конфликта является удовлетворенность сторон результатами конфликта, т.е. тем, в какой степени они смогли реализовать своя интересы и цели.

Отечественный психолог В.М.Афонькова выделила следующие  критерии разрешенности конфликта:

а) прекращение противодействия,

б) устранение травмирующих факторов;

в) достижение цели одной  из конфликтующих сторон;

г) изменение позиции  индивида;

д) наличие навыка активного  поведения индивида в аналогичных  ситуациях в будущем.

К настоящему временя  психологам разработаны различные  приемы регуляции эмоциональных состояний: аутотренинг, медитация, применение медицинских препаратов и т.д. Каждый из этих приемов преследует одну цель - снизить влияние эмоциональной сферы на рассудочную, повысить адекватность восприятия конфликтной ситуации.

Одновременно со снижением негативных эмоций по отношению к оппоненту целесообразно перестать видеть в нем врага, противника, изменить свое мнение о нем. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, предпочтительнее решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых. критический анализ собственной позиции и действий, что ведет к фиксации справедливых, правильных и несправедливых, необдуманных действий.

Практика показывает, что в ходе конфликта зачастую оба оппонента предпринимают  шаги, которые сомнительны с правовой или нравственной точки зрения. Выявление и признание собственных ошибок и просчетов снижает негативное восприятие оппонентом другого участника конфликта. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять - не значит принять или оправдать. Однако это расширит восприятие образа оппонента, дополнит однотонную картину представления о нем.

В-третьих, - целесообразно  выделить рациональное, конструктивное начало в поведении или даже в  намерениях оппонента. Известно, что  не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, и на него необходимо опереться при разрешении конфликта.

Важное значение имеют  меры, направленные на снижение негативных эмоций противоположной стороны. Среди них выделяют такие, как положительная оценка некоторых его действий, готовность идти на уступки или сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, прерывание под значимым предлогом общения на некоторое время, .спокойное и уравновешенное собственное поведение.

Опыт практической деятельности по разрешению конфликтов показывает, что объективное обсуждение проблемы, прояснение сути конфликта, умение сторон рефлексировать во многом способствует успешному поиску решения противоречия и завершению конфликта. И наоборот, акцентирование внимания на второстепенных вопросах, видение только своих интересов снижает шансы конструктивного решения проблемы.

Когда стороны в той  или иной степени интегрируют свои усилия по завершению конфликта, необходимым является учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая в конкретной ситуации взаимодействия подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна четко осознавать пределы тех уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Завышенные или слишком радикальные требования могут спровоцировать более сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

Отсюда вытекает еще  одно немаловажное условие - выбор оптимальной  стратегии разрешения, соответствующей данным обстоятельствам. Более подробно эти стратегии будут рассмотрены ниже.

Во многом успешность и результативность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие  стороны учитывают факторы, оказывающие  влияние на этот процесс. К ним относятся следующие:

1. Фактор времени: наличие  временных возможностей для всестороннего  обсуждения проблемы, прояснения  позиций и интересов, выработки  решений. Исследование процессов  разрешения конфликтов показало, что сокращение имеющегося в распоряжении времени для достижения согласия вдвое ведет к повышению вероятности выбора жесткой альтернативы, отличающейся большей агрессивностью .

2. Фактор третьей стороны:  участие в завершении конфликта  нейтральных лиц, которые помогают  оппонентам решить проблему. Ряд исследований  подтверждают положительноё влияние третьих лиц на конструктивное разрешение конфликтов. Однако имеются данные, указывающие на противоречивость этого влияния, о чем более подробно будет рассмотрено ниже.

3. Фактор своевременности: стороны приступают к разрешению конфликта на его более ранних стадиях развития. Логика взаимозависимости проста: меньше противодействия - меньше ущерба - меньше претензий - больше возможностей для того, чтобы договориться.

 

4. Фактор равновесия сил: если конфликтующие стороны приблизительно равны по возможностям принуждения (равные статусы, должностное положение, равное вооружение и. т.д.), то они будут вынуждены искать пути к мирному решению конфликта. Так, конфликты более конструктивно разрешаются в тех случаях, когда между оппонентами отсутствует зависимость по работе или службе.

5. Фактор культуры: высокий  уровень общей культуры оппонентов  снижает вероятность насильственного  развития конфликта и повышает  возможности мирных альтернативных  решений. К примеру, выявлено, что конфликты в воинских подразделениях разрешаются более конструктивно при наличии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств.

6. Фактор единства  ценностей: наличие согласия между  конфликтующими сторонами по  поводу того, что должно собою представлять приемлемое решение, другими словами, "... конфликты более или менее регулируемые, когда у участников есть общая система ценностей" и общие цели, интересы. В таком случае поиски взаимоприемлемого решения становятся более реалистичными,

7. Фактор опыта (примера): наличие личного опыта решения  подобных проблем хотя бы у  одного из оппонентов, а также  знание примеров разрешения аналогичных  конфликтов.

8. Фактор отношений: хорошие,  дружеские отношения между оппонентами,  которые сложились до конфликта, способствуют более полному разрешению противоречия, лежащему в его основе.

3. Психологические механизмы конструктивного  разрешения конфликтов

Конструктивное разрешение конфликтов между военнослужащими предполагает реализацию переговорного процесса, в ходе которого обсуждаются пути решения проблемы.

 

Кроме того, установлено, что поиск  точек соприкосновения и выработка  общей цели положительно влияет на нормализацию взаимоотношений оппонентов, ведет к спокойному, рациональному, а, следовательно, и продуктивному разрешению конфликта, получению опыта конструктивного разрешения противоречия. Попытки согласования целей и интересов в 2 раза чаще приводят к решению проблемы в отношениях сторон, чем отсутствие таких попыток.

Стремление к взаимному доверию сторон. Как социально-психологический феномен, доверие представляет собой единство восприятия другого человека и отношения к нему. Доверие во взаимоотношениях с другим человеком существует как определенная диспозиция. Эта диспозиция может и не раскрыться, если нет подходящей ситуации. Поэтому выделяют потенциальное и реальное доверие. Если один человек говорит другому, что он ему доверяет, то это означает, что он знает, как этот другой может поступить в той или иной ситуации, ожидает положительных действий по отношению к себе и поэтому он так к нему относится. Как же реалилуется данный механизм при конструктивном разрешении конфликта?

Конечно, когда конфликт произошел или еще является актуальным, сложно говорить о каком-либо доверии  сторон по отношению друг к другу. Противодействие и негативные эмоции, полученный ущерб могут продуцировать только недоверие и ожидание опасности. Но если стороны согласились на переговоры, значит, противоборство прекращено, пусть даже временно. Осознание сторонами возможности (и необходимости) решения проблемы мирным путем, т.е. при помощи переговоров, запускает механизм установления и развития взаимного доверия. Несомненно, стороны рискуют, когда они вынуждены доверять недавнему противнику Однако согласование интересов, возможные шаги навстречу друг другу, снижение или снятие негативных эмоций, исправление •искаженного восприятия в ходе общения способствует укреплению и развитию взаимного доверия. Многие специалисты считают установление доверия ключевым в осуществлении переговоров Чем полнее реализуется данный механизм, чем устойчивее становится доверие между сторонами, тем больше шансов для конструктивного решения проблемы.

4. Алгоритм разрешения  конфликта

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает анализ и оценку. конфликтной ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование операционального состава действий, реализацию плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности своих действий по разрешению конфликта.

Информация о работе Конфликты в воинских коллективах. Причины и способы их конструктивного разрешения