Конфликты родителей и подростков причины, содержание, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Как же выражаются все эти конфликты в семье. Как правило, внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликт. Отстаивая свою «взрослую позицию». Это проявляется в стремлении походить на взрослых внешне, приобщиться к их жизни и деятельности, приобрести их права и привилегии, а ответственность позже. Чувство взрослости неотделимо от стремления к самостоятельности, от желания оградить себя от вмешательства других людей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 2
1.ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА С СЕМЬЁЙ. 4
2.НЕПОНИМАНИЕ, РАЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЖИЗНЬ. 6
3.КОНФЛИКТ ОПЕКИ. 8
4.ДИКТАТУРА РОДИТЕЛЕЙ. 10
5.ПОДРОСТКОВАЯ ЛОЖ. 11
6.НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ РОДИТЕЛЬСКИХ ТРЕБОВАНИЙ. 13
7.МОЯ УСПЕВАЕМОСТЬ. 13
8.МОЙ ПЛОХОЙ ХАРАКТЕР. 14
9.МАЛО ПОМОГАЮ ПО ХОЗЯЙСТВУ. 14
10.МОЙ ВНЕШНИЙ ВИД (ПРИЧЕСКА, ОДЕЖДА). 15
11.“ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ” ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К ВЗРОСЛЫМ И ПРАВА НА РОДИТЕЛЕЙ. 15
12.ПРЕВЫШЕННЫЙ КРЕДИТ ДОВЕРИЯ, ИЛИ "ЗДРАВСТВУЙ, ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ" 18
13.НЕВЕЖЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ, ИЛИ КОМПЛЕКСЫ "ГАДКОГО УТЕНКА" 18
14.КОНФЛИКТ НЕУСТОЙЧИВОГО РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПРИЯТИЯ 19
15.МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ — СКРЫТЫЙ КОНФЛИКТ 20
16.КОНФЛИКТ РОДИТЕЛЬСКОЙ АВТОРИТЕТНОСТИ. “ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ” 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 24

Файлы: 1 файл

Реферат Конфликты родителей и подростков причины, содержание, функции.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По предмету: «Психологии семьи»

На тему: «Конфликты родителей и подростков причины, содержание, функции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнила студентка 24

                                                                                          потока, факультета 

                                                                                         психологии: Жидкова Е.А.

 

                                                                                          Проверила старший

                                                                                         преподаватель: Войлокова Е.Е

 

 

 

Г. Семёнов 2009 год

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Отрочество (13—15 лет) и  юность (до 18 лет) — для всей семьи трудное время. Грани этих периодов размыты, условны, поэтому ребят этого возраста называют то юношами, то подростками. Некоторые уже достигли половой зрелости, другие находятся в середине процесса созревания.

 

Ребенок может быть вполне взрослым физически, но умственно и социально оставаться подростком.

 

И все же юноши и  девушки, так или иначе, сталкиваются с одинаковыми проблемами: взаимоотношения  с родителями, сверстниками, учителями, одиночество, первая любовь, выбор профессии.

 

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение.

 

Итак, совсем еще недавно  ребенок был милым и очаровательным, а сейчас вступает в то специфическое  состояние, которое принято называть "подростковым возрастом". О "кризисе подросткового возраста" знают сейчас очень многие родители. Кто-то из родителей вспоминает свое отрочество с легкостью и удовольствием, а у кого-то эти воспоминания вызывают неприятные чувства и даже боль. Конечно "легких" возрастов не бывает, не успели мы отдышаться и тут же нас подстерегает очередной кризис. Но все же кризис отрочества, пожалуй, действительно самый острый и болезненный для всей семьи.

 

В первую очередь начало подросткового периода связано  с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Прежде всего, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. Эти процессы оказывают воздействие как на самих подростков, так и на родителей. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств как отделение себя от родителей и их опеки, вовсю проявляемая инициатива – это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью.

 

 

Как же выражаются все  эти конфликты в семье. Как  правило, внутренний конфликт проявляется  у подростка впадением из крайности  в крайность. То он рассуждает и ведет  себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликт. Отстаивая свою «взрослую позицию». Это проявляется в стремлении походить на взрослых внешне, приобщиться к их жизни и деятельности, приобрести их права и привилегии, а ответственность позже. Чувство взрослости неотделимо от стремления к самостоятельности, от желания оградить себя от вмешательства других людей. Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Претендуя на взрослость, подросток старается расширить свои права, ограничить их у взрослых. Имея обостренное чувство собственного достоинства, осознает себя человеком, которого нельзя подавлять, унижать. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение – все меняется. Появляются новые интересы, причем все сразу и одновременно. Меняется круг общения и компания становится строго избирательной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Взаимоотношения подростка  с семьёй.

 

Подростковый возраст  — время проверки всех членов семьи  на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами  и конфликтами. В этот период все  скрытые противоречия выходят наружу.

 

Так начинается отделение  подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами.

 

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает  определенная сложность общения  с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

 

В зависимости от царящей  в них обстановки, все семьи  можно разделить на пять групп:

 

1. Семьи, в которых  очень близкие, дружеские отношения  между родителями и детьми. Эта  атмосфера благоприятна для всех  членов семьи, так как родители  имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают.

 

В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в  вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети — к мнению близких  в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.

 

2. Семьи, где царит  доброжелательная атмосфера. Родители  следят за развитием детей,  интересуются их жизнью, пытаются  оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят. В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости.

 

3. Большая группа семей,  где родители уделяют достаточное  внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. У  этих ребят есть все необходимое  для жизни: одежда, аудио -, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”. Явно виден конфликт между родителями и детьми. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания.

 

4. Существуют семьи,  где за ребенком устанавливается  слежка, ему не доверяют, применяют  рукоприкладство. В таких семьях  всегда существует конфликт между  повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически  прорывающийся наружу.

 

У подростков из таких  семей устанавливается стойкая  враждебность к родителям, недоверие  к взрослым вообще, трудности в  общении со сверстниками, с окружающим миром.

 

5. Обстановка в этих  семьях критическая. Здесь ненормальные  отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно — оно является причиной многих преступлений подростков.

 

Из вышесказанного можно  сделать вывод, что позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

 

Если очевидна сложность  в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.

Так какие же конфликты бывают у родителей с подростками?

 

 

 

 

 

 

 

2.Непонимание, разные взгляды на жизнь.

 

Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили  на первое место. Указанная причина  намного опередила все остальные.

 

В подростковом возрасте происходит открытие своего внутреннего мира, своего "Я". Подростка начинают волновать проблемы нравственных норм, ценностей, смысла жизни. Переживания эти часто глубоко спрятаны и непонятны взрослым. Дети этих проблем еще не видят, взрослые так или иначе разрешили их и больше не замечают. И подросток становится одиноким в своих исканиях. Как показывают данные опросов, подростки значительно чаще взрослых людей чувствуют себя одинокими и непонятыми. Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит потребность в интимности, в том, чтобы передать кому-либо свои мысли и чувства и быть понятым.

 

Взаимоотношения в рамках уже усвоенных детских ролей  перестают удовлетворять подростков. Причем, для них недостаточным  становится не только репертуар ролей, не только ограниченные возможности наличных ролей, но и во многом безличный характер выполняемых ролей. Это понятно, личность ребенка еще только формируется, индивидуально-личностные составляющие роли очень слабо прорисовываются, а подросток уже считает себя личностью и хочет, чтобы окружающие считали так же. Он принципиально не хочет скрывать свое "Я" под маской роли. Эта ситуация часто приводит к следующему:

 

1. Подросток "перегибает  палку" в стремлении к индивидуально-личностным  проявлениям, формально-ролевое  поведение взрослых при этом он воспринимает как ложь, фальшь, неискренность.

 

2. Стремясь к открытым  отношениям, подросток еще не  умеет соблюдать меру, пропорции,  уместность личностного и ролевого  поведения. Он еще не осознал  выгод ролевого поведения, за  маской которого можно спрятаться от "психологических уколов" окружающих, и, в свою очередь, не задеть самолюбие окружающих, если они будут истолковывать нежелательные по отношению к ним поступки не как проявления личного отношения, а как требования роли. Этим, думается, во многом и обусловлена повышенная ранимость подростков, чувствительность к оценкам их поведения и внешности. Взрослые, укрытые "броней" ролевых одежд, часто даже не замечают, как психологически ранят подростков своими неосторожными замечаниями, упреками, требованиями.

 

3. Переход ко взрослости  предполагает в той или иной  мере отдаление подростков от  родителей. Это обусловлено тем,  что роль взрослого имеет своими  атрибутами самостоятельность и  независимость, отсюда возникает  стремление к эмансипации от родителей. Родители уже успели забыть свои подростковые трудности и часто не в силах понять мятущейся души своих детей, поэтому подростки ищут понимания за пределами семьи, в среде своих сверстников-товарищей "по несчастью".

 

Особенностью возраста является то, что подростку подчас легче открыть душу сверстнику (он такой же, он поймет) или даже чужому человеку, чем родителям. Поэтому для сохранения доверительных отношений очень важны такт и выдержка родителей. Если родители сумеют терпеливо и сочувственно отнестись к трудностям подростка, то конфликты во многом сглаживаются.

 

Характерные в этом возрасте жалобы подростков на непонимание со стороны родителей во многом обоснованы. Родители, особенно в последнее экономически нестабильное время озабочены тем, как обуть-одеть-накормить своих любимых чад, духовная связь с детьми при этом часто терпит ущерб, уходит на второй план. Многие родители заняты бизнесом, карьерой, самоутверждением, своими "взрослыми" проблемами.

А родители достаточно часто  бывают и справедливы, и разумны в своих требованиях и ограничениях. Бывают ситуации, когда родители вполне понимают детей, но вынуждены отказывать в их неразумных или чрезмерных запросах и желаниях. в этом случае в слова "они меня не понимают" подростки вкладывают иной смысл. И на самом деле это подростки не понимают своих родителей. Не понимают, что те, обладая большим жизненным опытом, ограждают их от соблазнов и опасностей "взрослого" мира.

Информация о работе Конфликты родителей и подростков причины, содержание, функции