Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 07:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Юридическая психология"
Bonpoc25.
Познавательная деятельность
Как было замечено ранее, деятельность любого следователя направлена на установление истины по делу путем всестороннего, полного и объективного расследования, это возможно только при наличии знания норм уголовно-процессуального законодательства, которые следователь должен правильно применять. Закон устанавливает два вида доказательств:
прямые; косвенные.
Расследование преступления складывается из сбора таких доказательств, которые одинаково ценны и способствуют реконструировать целостную картину преступления. Проводя различные следственные действия по уголовному делу, следователь должен всегда учитывать, что каждый человек под влиянием ситуации по-разному воспринимает увиденное. Здесь огромную роль играют эвристические, т.е, познавательные способности следователя. Для этого следователь должен обладать соответствующим творческим воображением и развитостью своего мышления. Познание следователя характеризуется проверяемостью сделанных им выводов для получения достоверного знания о событии, которое необходимо расследовать.
Наиболее распространенным способом получения следователем доказательств является идентификация, доказательственное значение которой состоит в том, что благодаря ей реализуется правовой принцип индивидуализации вины и ответственности. На принципе идентификации следователю необходимо распознать те объекты, которые в конечном итоге являются неопровержимым доказательством причастности конкретного лица к преступлению, это значит, что следователь должен распознать в ходе расследования определенные признаки конкретного объекта, как знаки.
Что же касается мышления следователя, то оно разворачивается в процессе расследования на основе гипотезы, версии, указывающей путь познания при конкретной исходной информативной базе. Мышление следователя строится на:
дедукции, представляющей анализ частного случая в свете общеизвестных положений.
индукции — творческом обобщении частного случая путем сравнения и эксперимента. Поэтому огромное значение при расследовании уголовных дел принадлежит профессиональной интуиции следователя, которая представляет его способность постижения истины в результате ее усмотрения, мысленного охвата сложившейся непростой ситуации без полной и развернутой системы рассуждении.
Вопрос
26. Психологические аспекты
В процессе расследования по уголовному делу следователь проверяет доказательства и устанавливает согласуемость всей совокупности этих доказательств, т.е, проводит критический анализ сведений о фактической стороне дела. Факт — это объективно существующая реальность, а достоверность факта это свойство определенных знания о самом факте. Следует заметить, что достоверными и недостоверными могут быть не только факты, а сведения об этих фактах.
Следовательно, достоверность знаний о факте должна быть подтверждена проверкой его информационных источников и установлением согласуемости доказательств, иными словами, заключения следователя должны в полной мере соответствовать всем имеющимся в деле фактам, их целостной совокупности.
Все сформулированные выводы следователя обязательно должны быть фактически обоснованными. Это означает, что они основываются на правильной квалификации преступного деяния, с допустимостью и относимостью доказательств, их взаимосвязью и непротиворечивостью. Именно поэтому закон обязывает следователя исследовать все обстоятельства уголовного дела всесторонне, полно и объективно с учетом смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. Только таким путем следователь приходит к достоверным знаниям о расследуемом событии. Достоверность представляет полную доказанность конкретного факта. Это значит: правильно установлено событие преступления, виновность конкретного лица в его совершении и мотивы совершения преступления.
Раздел 6. Психология расследования преступлений
Вопрос
27. Этапы расследования и
Вся познавательная следственная деятельность может быть разделена на этапы:
до возбуждения уголовного дела — проводится в соответствии с требованиями ст. 109 УПК РФ (обязательность рассмотрения заявлений к сообщений о преступлении с принятием одного из решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе возбуждении уголовного дела, о передаче заявления или сообщения по последственности),
осуществление следственных действий после возбуждения уголовного дела.
Процесс расследования любого преступления подразделяется на:
подготовительный (в соответствии со ст. 109 У ПК РФ);
первоначальный, в процессе которого факты, выявленные в ходе соответствующей проверки материала или заявления, получают свое процессуальное закрепление;
основной — создается соответствующая база для всестороннего полного и объективного исследования собранных по делу доказательств;
заключительный подводит итог всей познавательной деятельности следователя путем составления обвинительного заключения и его последующего утверждения прокурором для передачи уголовного дела в суд.
Bonpoc28.
Эвристика в следственно-
Эвристический поиск представляет собой выбор оптимального направления при сужении зоны поиска, это выбор минимального числа средств для достижения максимального познавательного результата.
Эвристика (от греческого heurisko — нахожу) основывается на определенных правилах:
необходимо при расследовании уголовного дела провести сравнение различных вариантов решении, чтобы выбрать наилучший;
чем особеннее происшедшее событие, тем больше его информативная значимость;
вся поступающая о преступлении информация должна быть соответствующим образом оценена и классифицирована.
На основании сказанного выше можно сделать вывод о том, что продуктивность эвристического мышления зависит от отсеивания не относящейся к делу информации.
При расследовании неочевидных преступлений наибольшая эвристическая проблема состоит в установлении личности скрывшегося преступника. В таких случаях необходимо:
искать информацию о преступнике на месте совершения преступления;
анализировать полученную оперативную информацию;
искать информацию в аналогичных нераскрытых уголовных делах;
искать информацию в аналогичных способах совершения преступлений по специальным учетам;
выявлять возможных очевидцев преступления путем проведения сплошного опроса населения того района, где было совершено преступление;
необходимо не просто собирать, но и анализировать всю информацию о поведении лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Вопрос 29. Типология следственных ситуаций
При расследовании преступлений следственные работники должны создавать информационную модель, т.е, специально создаваемую систему, которая смогла бы отображать элементы проблемной ситуации и находить информацию для решения поставленных задач.
Вся деятельность следователя строится на построении версий, которые выдвигаются на основе предположений о мотиве преступления.
Выдвигаемые версии подразделяются на:
специфические и типовые (отражают наиболее типичную возможность обусловленности какого-то события какой-то причиной);
частные и общие (включающие в себя несколько частных версий);
последующие
В следственной практике возникают ситуации, когда преступления совершаются липами с различными психическими отклонениями. В таких случаях следователь должен проанализировать неадекватность преступных действий (извращение, садизм и т.п.), а зачастую при совершении корыстных преступлений — избирательное завладение малоценным имуществом потерпевшего или повышенную ориентацию на сексуально значимые предметы.
Вопрос 30. Знаковая природа информационной базы расследования
Как было замечено ранее, следы преступления — это информационные знаки, которые свидетельствуют о личностных особенностях преступника, мотивах и целях его преступного поведения.
Имеющиеся на месте преступления следы преступления должны использоваться следователем для возможного моделирования физических и функциональных особенностей разыскиваемого лица. Когда известно направление поиска скрывшегося преступника, необходимо с особой тщательностью анализировать показания очевидцев, чтобы установить поведенческие особенности преступника. Это означает, что следует выявлять вес возможные объекты, которые подлежат оперативно-розыскной деятельности, анализировать вес возможности, которыми мог воспользоваться преступник для события своих следов и т.п.
Серьезная информация может быть получена следователем при анализировании связей преступника с потерпевшим.
Вопрос 31. Выявление мотивов преступления
Устанавливая мотивы и цели преступления, следователь должен опираться на то, что:
поведение человека реализуется не только в простых, но и в сложных действиях, которые имеют различную структурную организацию;
мотивация, побуждающая лицо к совершению конкретного действия; так при выяснении вопроса, на что направлено поведение индивида при совершении преступления, выявляется цель такого преступного деяния, а при установлении, почему лицо избрало данное преступное поведение, можно проанализировать мотив его поведения. Именно мотивация является показателем индивидуального образа поведения лица, совершившего преступление.
Вопрос 32. Информационное содержание способа деяния и поведенческих особенностей преступника
Каждый человек с учетом своей индивидуальности наделен определенными навыками, привычками, умением, мастерством, познаниями. Такие качества человеческого поведения находят свое отражение в способе совершения конкретным лицом преступления. В следственной практике используется зн